СТРУКТУРА ВИСАГИНСКОЙ АЭС БУДЕТ СДЕРЖИВАТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект строительства Висагинской АЭС начал обсуждаться достаточно давно, еще в 2008 году, когда стало ясно, что в конце 2009 года будет окончательно остановлена Игналинская АЭС в Литве. Напомним, было принято решение создать специальную национальную энергетическую компанию «LEO LT», но выборы в парламент и президентские выборы сменили политико-экономический курс в стране, в результате чего было принято решение отказаться от самостоятельной разработки ТЭО проекта и искать инвесторов совместно с Латвией, Эстонией и Польшей.
Практически 2 года литовская сторона не могла найти инвесторов для участия в проекте и, наконец, летом 2011 года они были привлечены в лице американских компаний General Electric и Westinghouse. Правда, несмотря на согласие данных инвесторов, экономическая эффективность проекта довольно часто в последнее время подвергается сомнению, поскольку сам факт закрытия Игналинской АЭС был вызван будущей энергоизбыточностью региона восточной Литвы, где относительно скоро будут пущены в строй Балтийская АЭС в Калининградской области, Белорусская АЭС на северо-западе Белоруссии и еще три атомных станции на севере Польши.
На этом фоне вполне понятны беспокойства белорусской стороны относительно воздействия на окружающую среду будущей Висагинской станции. Можно понять и обеспокоенность белорусской стороны отсутствием опыта у Литвы в подготовке кадров для атомной отрасли.
Инвестиционная привлекательность проекта, по нашему мнению, связана даже не столько с экологической составляющей, сколько с размером стоимости, которую должны будут заплатить и Латвия, и Эстония, и Польша за доступ к атомной энергии. Та достаточно шаткая финансовая ситуация, с которой столкнулись экономические системы прибалтийских стран, дает ответ на вопрос об источниках финансирования строительства АЭС - заемные средства, предоставляемые производителями оборудования, что будет удорожать общую стоимость проекта с учётом процентов. Еще одной проблемой является выполнение довольно большой доли работ американскими подрядчиками, что не позволит и Латвии, и Литве, и Польше вернуть часть средств в бюджет в виде налоговых поступлений, поскольку подрядчики будут являться резидентами других стран. Скорее всего, все вышеперечисленные причины удорожат стоимость строительства одного энергоблока Висагинской АЭС в несколько раз по сравнению со стоимостью аналогичных блоков в Калининградской области на строящейся Балтийской АЭС.
Еще одним сдерживающим инвестиционную привлекательность проекта фактором является сама структура строящейся станции: она состоит из одного энергоблока, что не позволяет постоянно обеспечивать регион электроэнергией, поскольку по правилам эксплуатации необходимо периодическое прерывание работы блока для технологических работ и проверок. Получается, что при высокой стоимости строительства Литве еще и придется импортировать электроэнергию из соседних России и Польши. Возникает угроза энергетической зависимости Литвы от мощностей других стран, поскольку закупка импортной электроэнергии очень сильно снизит окупаемость проекта по строительству Висагинской АЭС.