Роль тандемократии в судьбе Белоруссии ("Радыё Свабода", США)
Заканчивается странное, парадоксальное президентство Дмитрия Медведева, которое породило феномен тандемократии. Не оправдались прогнозы и рассуждения о том, что в российской истории не было успешных прецедентов, чтобы зиц-председатель, местоблюститель сберег высший государственный пост ради какого-то «серого кардинала», не использовал свой статус, чтобы захватить реальную власть. Теперь такой прецедент появился.
Правление Медведева стало периодом наиболее крутых поворотов в белорусско-российских отношениях. Он пришел к власти в тот момент, когда Москва резко изменила политику в отношении Белоруссии. Российское руководство решительно взяло курс на сокращение субсидий белорусской экономике, объявила переход на рыночные отношения с ближайшим союзником.
Реакцией на такую политику стал курс официального Минска на диалог с ЕС. Этот курс продолжался с 2008 по 2010 годы. Белоруссию тогда приняли в программу Евросоюза «Восточное партнерство». Это была самая значительная попытка Белоруссии дистанцироваться от России, проводить политику балансированием между Востоком и Западом, построить внешнюю политику в полном смысле этого слова. Все это происходило на фоне российско-грузинской войны, резкого обострения отношений России с США и Европой. Отказ Белоруссии признать независимость Южной Осетии и Абхазии привел к тому, что в российских СМИ Лукашенко стали называть предателем.
Начался самый острый конфликт в истории белорусско-российских отношений. Лукашенко пошел на то, чтобы поставить под сомнение святое святых в отношениях союзников – военно-политические вопросы. Он отказывался участвовать в саммите ОДКБ, долго не хотел подписывать соглашения о коллективных силах оперативного реагирования этой организации. В ответ Россия предприняла беспрецедентную информационную атаку на Лукашенко. Как заявил российский писатель А. Проханов, после такого кино («Крестный батька») обычно объявляют войну. Хуже в России писали только о Саакашвили. Казалось бы, все, мосты сожжены, союз закончился, дороги назад нет.
Однако вдруг все поменялось. После 19 декабря 2010 года состоялось примирение, белорусско-российский союз реанимировался. Россия вернулась к субсидированию союзника, выступила в защиту официального Минска в конфликте Белоруссии с ЕС.
Надо отметить, что Лукашенко стремился расколоть российский тандем, столкнуть двух лидеров России, сыграть на их противоречиях. Поскольку его отношения с Путиным не сложились с самого начала, он пытался сделать ставку на Медведева. Разумеется, из этого ничего выйти не могло. С 2011 года Лукашенко, поняв, куда дует ветер, наоборот, стал хвалить Путина и критиковать Медведева.
Можно констатировать, что, несмотря на самый острый конфликт, зависимость Белоруссии от России за время президентства Медведева увеличилась. Здесь можно вспомнить и продажу «Белтрансгаза», и вступление Белоруссии в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном, и усиление роли ОДКБ, и создание совместной системы ПВО. И главное – началось строительство АЭС. Это означает, что в дополнение к нефтяной, газовой зависимости теперь появится зависимость атомная. И, что принципиально важно, финансовая зависимость, как то кредит в 10 млрд долларов затягивает долговую петлю. Драма 19 декабря усилила этот тренд.
Конец попыткам Белоруссии дистанцироваться от России во время правления Медведева дает основание сделать вывод, что при нынешней белорусской социальной модели и нынешнем политическом режиме эта задача не имеет решения. Ведь не реформированная экономика Белоруссии не может нормально существовать без российских субсидий. Ради дружеских отношений с Западом нужна политическая демократия. А Лукашенко и реформы – вещи несовместимые. Поэтому не санкции ЕС, а политика Лукашенко объективно привязывает Минск к Москве.
А Медведев не сходит с российской политики. Он становится лидером партии «Единая Россия», вероятно, премьером РФ. Итак, формально тандемократия продолжается. И, значит, будут продолжаться попытки удержать Белоруссию в статусе зависимой территории.