День памяти Чернобыльской трагедии. Зона правды и совести

Источник материала: Рolemika.com.ua
26.04.2012 08:30 — ИноСМИ

День памяти Чернобыльской трагедии. Зона правды и совести Полковник милиции Александр Федотов в дни, когда произошла Чернобыльская катастрофа, находился в Киеве. Он был курсантом высших политических курсов МВД СССР, и стал свидетелем событий, которые в те дни происходили в столице Украины.

Главная цель тогдашней власти - не сеять панику - привела к тому, что первые дни после взрыва жители Киева ничего не знали о беде, которая нависла над Украиной. Жизнь шла по накатанной колее, и 27 апреля на республиканском стадионе проходил футбольный матч «Динамо» (Киев) - «Спартак» (Москва).

«Я - заядлый болельщик «Динамо», - говорит Александр Лукич. - Пропустить такую игру для меня было бы трагедией, поэтому в числе тысяч поклонников футбола с трибуны за игрой следил и я. И вот там, среди болельщиков, прошел первый слух о каком-то взрыве на атомной станции неподалеку от Киева. Точно никто ничего не знал. Но на трибуне среди почетных гостей не было первого секретаря ЦК Компартии Украины В. Щербицкого, а он редко пропускал игры «Динамо». Поэтому его отсутствие вызывало тревожные мысли.

После футбольного матча, вечером 27 апреля нам, курсантам, сообщили о трагедии, и все слушатели высших курсов МВД стали готовиться к выезду в зону аварии.

Но в Чернобыль тогда нам не суждено было попасть. Начальник школы МВД генерал милиции Шкуро выдвинул убедительные аргументы против отправки курсантов в Чернобыль. Неизвестно, что стало решающим доводом, но в город Припять нас так и не отправили.

Население Киева узнало об аварии лишь 3 мая, когда информация о ней, наконец, появилась в СМИ. До этого в столице проводились массовые мероприятия, в которых участвовало огромное количество людей. 1 Мая состоялась традиционная демонстрация, на нее вышли как взрослые, так и дети. 2 мая прошла велогонка мира и люди, не зная о техногенной катастрофе, без опасений прогуливались по улицам и площадям весеннего Киева.

А когда средства массовой информации сообщили о чернобыльской трагедии, началась паника. На авто и железнодорожных вокзалах скопилось огромное количество людей, желающих, как можно быстрее уехать подальше от зоны бедствия. Длинные вереницы автобусов и поездов вывозили киевлян, в основном стариков и детей, из города в разных направлениях. К середине мая Киев опустел.

Слушатели школы МВД охраняли в те дни общественный порядок в городе и на вокзалах, а также в районах Киевской области. Это была очень важная и нужная работа. В числе курсантов, следивших за порядком - Александр Федотов.

В апреле 1989-го он все-таки попал в Чернобыль в числе четырех работников Стахановского горотдела милиции. В его обязанности входила организация идеологической работы среди работников МВД, поднятие их боевого духа. Базировалась часть в поселке Зорино Иванковского района.

«Давило» на психику все, что окружало: опустевшие села и поселки, город-красавец Припять, где зияли пустыми окнами дома, тревожно смотрелись забитые досками двери, сиротливо выглядели заросшие сорняками сады и огороды. Жутко было видеть стаи одичавших домашних животных, носившихся по безлюдным улицам в поисках хозяев.

Нам приказано было строго следить за тем, чтобы в зоне радиоактивного загрязнения не селились люди. Странно и непонятно было для нас, что около тысячи «самоселов» - так называли тех, кто вернулся в родные места еще в 1986 году, - так и не смогли убедить уехать из опасной зоны. Среди них преимущественно были старики, которые прикипели душой к родным местам и не мыслили себе другой жизни.

Однажды мы обнаружили в районе границы с Белоруссией пятьдесят человек, которые «общаться» с милицией вышли с вилами и косами. Их невозможно было убедить уйти с зараженной радиацией земли.

Удивляла и вызывала уважение высокая степень самоорганизации «самоселов». На всю жизнь мне запомнился дед Филарет, воплощение силы духа и мужества: до аварии он был председателем сельсовета, после - председателем колхоза, судьей, милиционером все в одном лице. Жизнь в зоне отчуждения кипела - пахали, сеяли, растили. Тут пригодился школьный учебный трактор, который отремонтировали своими руками.

Один из ярких эпизодов пребывания в Припяти - поездка к саркофагу с семьей работника ЧАЭС, погибшего в первые минуты аварии. Он упал во время взрыва в разрушенный реактор, и это место стало его могилой, достать тело так и не смогли. Ежегодно родные приезжают в годовщину его гибели к саркофагу».

Александр Лукич Федотов считает, что каждый житель Украины должен помнить о случившейся трагедии. Нельзя забывать прошлое, чтобы не обрекать себя на повторение ошибок.

 

Рolemika.com.ua (оригинал новости)
←26 апреля - 26 лет со дня ядерной аварии на Чернобыльской АЭС

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика