Что нам надо объединить в Союзном государстве
2 апреля в Республике Беларусь и Российской Федерации традиционно отмечался День единения народов Белоруссии и России. Президенты двух союзных государств обменялись дежурными поздравительными посланиями, а СМИ дали краткие сообщения по этому поводу. В Москве и Минске прошли два праздничных мероприятия с приглашением специально отобранных представителей «общественности».
В общем, все как обычно, и можно было бы на этих в каком-то смысле казенных торжествах и не заострять внимание. И все же они действительно важны, хотя бы потому, что лишний раз напомнят жителям России и Белоруссии о том, что они являются гражданами общего для них Союзного государства. Население двух стран порой даже не догадывается, что россияне и белорусы юридически не являются друг для друга иностранцами.
В отношении Белоруссии это и не удивительно, ведь власть имущие и резонирующие с ними СМИ республики при любом удобном (и неудобном) случае дают понять, что Россия является не просто внешней, а чуждой, агрессивной силой. Белорусскому обществу назойливо навязывается подозрительное отношение к политике России на постсоветском пространстве.
В этих условиях в конце марта на пространствах Союзного государства разгорелся очередной коммерческий конфликт. На сей раз между белорусской компанией «Белавиа» и российскими авиаперевозчиками. Непосредственным поводом послужило желание последних увеличить количество рейсов между Минском и Москвой (российские авиакомпании совершают в Минск 4 рейса в ежедневном режиме, а «Белавиа» в Россию 6 рейсов). Министерство транспорта РФ оперативно предложило пересмотреть соглашение о воздушном сообщении между Россией и Республикой Беларусь от 12 декабря 1997 г., которое вступило в противоречие с нормами Таможенного союза - ЕЭП. Более того, российская сторона продемонстрировала готовность снять все ограничения для полетов «Белавиа» между аэропортами Белоруссии и России.
Однако Минск перевел в привычной для себя манере частные противоречия субъектов рынка авиаперевозок в политическую плоскость, выставляя себя, в который уже раз, жертвой «хищнических устремлений российского олигархического империализма». Именно в этом ключе лежат заявления чиновников «Белавиа» и государственных СМИ по поводу спора с российскими авиаперевозчиками: «Мы готовы вести переговоры, однако поддаваться на шантаж не собираемся» (генеральный директор «Белавиа» Анатолий Гусаров); «Российская сторона хочет фактически осуществить рейдерский захват авиаперевозок» (заместитель генеральный директор «Белавиа» Игорь Чергинец). Опять вместо спокойного делового тона, конструктивных переговоров и поиска компромисса работа на публику и истеричное «Ратуйте!».
А ведь с политической точки зрения этот конфликт и выеденного яйца не стоит. Как справедливо заметил по этому поводу государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота - «конфликт авиаперевозчиков Беларуси и России - это спор хозяйствующих субъектов». И не более того.
Но данный спор не только вновь проявил во всей неприглядности суть белорусского официоза, но и лишний раз засвидетельствовал о незавершенности строительства Союзного государства. Ведь противоречия между «Белавиа» и российскими авиакомпаниями вполне могли быть разрешены Судом Союзного государства, создание которого предусмотрено союзным Договором (ст. 4, 50). Но судебная система Союзного государства, впрочем, как и союзные Парламент, Совет министров, Счетная палата и Конституционный акт, пребывает только в проекте, и когда она явит себя свету неизвестно.
Хотя тот же Григорий Рапота, выступая 20 марта в Москве на международном экономическом форуме «СНГ и основные форматы евразийской интеграции», с оптимизмом заявил, что состоявшаяся передача полномочий Союзного государства по таможенному союзу «тройке» позволит сдвинуть замершее союзное строительство к его главной цели – «созданию полноценного Союзного государства». Все это вселяет некоторые надежды, но по-прежнему остается непонятной идейная основа, на которой будет зиждиться здание союзной государственности. В официальных документах Союзного государства и высказываниях государственных мужей о целях союзного строительства речь идет исключительно о «повышении благосостояния и уровня жизни», «создании единого экономического пространства», «соблюдении основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права» и т.д.
Это, конечно, хорошо, но подобный стандартный набор «целей и задач» содержится в документах любого (хоть в Африке, хоть в Азии и т.д.) интеграционного (и не только) объединения в мире. Но тогда надо прямо заявить, что две страны создают союз на принципах, например, южноамериканского МЕРКОСУР, который представляет собой таможенный союз и зону свободной торговли, а его организационная структура не предполагает создания каких-либо наднациональных органов.
К сожалению, проект Союзного государства так и не обрел своего лица. Иногда, правда, упоминается о славянском братстве и единстве, однако, в случае с Союзным государством подобные посылы носят слишком общий и не конкретный характер. Ведь славянами помимо русских (в данном случае имеются в виду восточные славяне) являются и поляки, и чехи, и хорваты и другие славянские народы, с которыми в обозримом будущем не планируется строить общей государственности.
Поэтому в случае белорусско-российского союзного строительства необходимо, наконец, преодолеть предрассудки советской эпохи и назвать вещи своими именами, заявив, что Союзное государство является не просто неким геополитическим проектом, а формой общерусского (пока Великой и Белой Руси) воссоединения.
Однако понимание этого, похоже, напрочь отсутствует, по крайней мере, у белорусских чиновников, для большинства из которых слово Русь в лучшем случае является чем-то умозрительно-отдаленным или связывается исключительно с Российской Федерацией. Поразительно, но некоторые нынешние белорусские деятели всерьез утверждают, что слово «Беларусь», которое они с нездоровым упрямством пытаются протолкнуть вместо «Белоруссия» в русское правописание, является однокоренным, а не сокращенным написанием понятия «Белая Русь». Для них буквально потрясением были слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в ходе его визита в Республику Беларусь осенью 2009 года о том, что Белоруссия является не каким-то мостом между Востоком и Западом, а западным рубежом Святой Руси.
Белорусские власть имущие открыто перечить Патриарху не осмелились, однако прислушиваться к словам главы Русской Православной Церкви не стали. Но беда еще и в том, что и ряд российских государственных мужей продолжает использовать советскую интернационалистскую и космополитическую терминологию, старательно обходя в отношении восточного славянства такие объединяющие понятия, как Русь, Русская земля, Русский мир, общерусское воссоединение, русский народ.
Конечно, у всевозможных «самостийщиков» в Белоруссии и на Украине использование данной терминологии российской стороной будет вызывать и зубовный скрежет и истерики, но ведь когда-то же необходимо начинать? Россию, Белоруссию и Украину связывают не какие-то корыстные интересы, а кровное и духовное единство, которое определяется одним емким словом – Русь, и об этом пришло время говорить во всеуслышание, в том числе и на самом высоком уровне. Только в этом случае существование Союзного государства приобретет подлинный смысл, и оно будет действительно развиваться, а не останется на уровне несостоявшегося бюрократического проекта.