Отложенный прогрЕЭС
Интеграционный процесс на постсоветском пространстве не получил дополнительного рывка – лидеры государств отложили на месяц решение о судьбе Евразийского экономического сообщества, а главы стран-участниц Таможенного союза решили не форсировать создание Евразийского экономического союза.
На прошлой неделе в Москве состоялся саммит ЕврАзЭС, на котором планировалось принять решение о ликвидации организации. О том, что сообщество отжило свое, говорится давно – в декабре 2011 года президент Беларуси Александр Лукашенко даже заявил, что его страна отказывается финансировать деятельность ЕврАзЭС. Однако, окончательно решение было отложено на май. «Мы обсуждали эту тему, прозвучали предложения даже немедленно ликвидировать ЕврАзЭС, но потом, посовещавшись, мы решили, что все-таки процесс должен носить цивилизованный характер, проходить в определенных правовых рамках», - заявил уходящий российский президент Дмитрий Медведев.
По данным российской прессы, главные противоречия по вопросу упразднения ЕврАзЭС возникают между Москвой и Минском. В частности, российская сторона предлагает переформатировать сообщество в экономический союз, с постепенным включением предусмотренных в союзном договоре функций. Беларуская же сторона настаивает на том, что экономический союз должен получиться в результате эволюции уже созданного Единого экономического пространства. Кроме того, Александр Лукашенко против передачи Евразийской экономической комиссии во главе с Виктором Христенко права подписывать международные договора от имени будущего ЕЭС, настаивая на механизме национального согласования подобных документов.
Между тем беларуский лидер в свойственной ему манере, уже после саммита ЕврАзЭС, сделал заявление о том, что немедленное формирование ЕЭС тормозится Казахстаном. «Казахстан возразил на наши предложения - россиян и белорусов, а мы были едины в подписании договора», - подчеркнул он. По данным «Къ», Александр Лукашенко ссылается на трехсторонние переговоры с участием Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева, во время которых российский лидер осведомился, что думают коллеги о возможности ускорения процесса формирования ЕЭС. На это президент Казахстана предложил держаться выбранной ранее траектории – а именно выйти на подписание необходимых документов к началу 2015 года. Этим обсуждение и завершилось, принципиальной дискуссии не было.
Министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова подтвердила «Къ», что стремление к размеренной поэтапной интеграции в рамках ТС и ЕЭП – общая позиция всех стран. По ее словам, с 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Беларусь выполняют обязательства, принятые в рамках 17 соглашений ЕЭП, и говорить о формировании ЕЭС можно будет лишь после того, как соглашения покажут реальный результат.
ЕЭС – это обновленный, формирующийся на новой экономической и геополитической основе прообраз Советского Союза, утверждает эксперт Международного финансового холдинг FIBO Group Эрик Найман. По его мнению, образование может быть сильным, только если включит в свою орбиту Украину. «В союзе же только трех стран России, Казахстана и Белоруссии рисков больше, чем преимуществ. Ведь и Россия и Казахстан очень сильно зависят от благополучия мировых сырьевых рынков. А одна Белоруссия, в случае обвала мировых цен на энергоносители, вытянуть ЕЭС не сможет», - подчеркивает собеседник «Къ». Кроме того, Белоруссия и Казахстан могут справедливо опасаться, что экономические, а вслед за ними и политические рычаги перехватит Москва, отмечает эксперт, что и способствует тому, что две республики не заинтересованы в ускорении процесса появления ЕЭС.
История уходящего сообщества
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. - Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР). 25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.