Украина прирастет Молдовой?
Об агрессивной политике Бухареста в отношении ближайших восточных соседей у нас как-то не принято говорить. Амбициозные планы по созданию Великой Румынии (а ведь ясно, за чей счет) Украины вроде как бы не касаются, полагают в украинском МИДе. Молчит по этому поводу и центральная пресса. Об официальных изданиях и говорить уже не приходится. А вот у румынских политиков и их помощников в СМИ голова не болит от того, как поприличнее наехать на Украину в вопросе территориальных притязаний. Они не стесняются в выражениях и диком подборе фактов, когда надо по-хорошему «кинуть Киев». Никто ведь до сего дня не обвинял незалежную в агрессивности и коварстве с целью захвата чужих территорий. И вот румынские СМИ выдали такой пассаж.
Повод для такого выпада лежит на поверхности. У России с Украиной худо-бедно взаимопонимание налаживается. В последнее время проводится целый ряд международных мероприятий, целью которых воссоздать и проанализировать наше общее прошлое. Вот готовится еще один научный разговор. В Кишинёве 1-5 апреля пройдет международная научная конференция «Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдавско-российско-украинского сотрудничества» и студенческая школа «Анализ различных историографических концепций», посвящённых многовековому молдавско-российско-украинскому сотрудничеству и внешней политике России на Балканах. На конференцию приглашены историки и политологи из Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Молдавии, России, Румынии, Сербии, США, Украины, Франции. Ясное дело, в этом разговоре позиции России и Украины будут по многим параметрам совпадать.
Вообще, сам факт проведения такой конференции — кость в горле Бухареста, который спит и видит Молдову в составе Румынии. Поэтому загодя предпринимаются самые наглые и беспардонные попытки вбить клин между Россией и Украиной в решении Приднестровского вопроса. Для этого, например, был умело использован факт избрания этнического украинца Евгения Шевчука президентом Приднестровья, чтобы опубликовать в ведущем румынском издании Jurnalul National провокационного интервью с хлестким заголовком: «Украина хочет прирасти Приднестровьем и Молдавией».
На свет вытаскивается пресловутый бывший премьер Молдовы Мирча Друк (один из главных вдохновителей и организаторов агрессии Молдавии против Приднестровья, ныне проживающий в Румынии), который и дает злободневное антиукраинское интервью, в котором рассказывает изданию об изменениях, произошедших в Тирасполе. По его словам, речь идет о попытке Украины расширить сферу влияния, в ущерб России и Республике Молдова.
Вспоминая еще советские времена, Мирча Друк подчеркивает, что уже тогда на Украине был национализм, «да еще какой. На нас, румын, как и на поляков, евреев или русских, смотрели как на врагов новой волны украинского национализма. И хотя на самом деле все было не так, нас считали неким фактором русификации, потому что у нас языком общения с властями был русский, а не украинский. Я работал в университете, и от меня требовали вести лекции на украинском языке, который я не знал, а не на русском».
Отвечая на вопрос, существует ли еще напряжение в молдавско-украинских отношениях и какую роль в этом играет Приднестровье, Мирча Друк говорит: «Проблема не так проста. Важнейшим фактором напряжения является Крым, где 75% населения — русские. Недавно я говорил с бывшим советником Бориса Ельцина, который сказал мне, что от Крыма Россия не откажется. Приднестровье же рассматривается обеими сторонами как трофей, важный и с экономической точки зрения, который может склонить чашу весов на ту сторону, которая его получит. Сами же украинцы при этом обсуждают всякие бредовые теории, вроде того, что большая часть Белоруссии принадлежит им, так же, как и часть Республики Молдова и Румынии. Также они хотят отнять часть Северного Кавказа у русских. Еще есть у них такая теория, что название города Галац (город на юго-востоке Румынии) происходит от Галиции, а значит, этот город принадлежит Украине.
Говоря о бывшем президенте Приднестровской республики Игоре Смирнове, он замечает: «Да, я знал его. Он был директором Тираспольского механического завода. Он работал на советскую систему вооружения. Именно поэтому он 20 лет сохранял власть в Приднестровье. Смирнов был своего рода "технократом" с большим влиянием в регионе. В 90-х годах на территории ПМР находилось военное оружие на общую сумму около 4 миллиардов долларов. Комплекс советской военной промышленности, который был сильнее Горбачева, решил удержать этот склад оружия, чтобы он не попал в руки молдаван или украинцев. Мафия, которая сформировалась вокруг военной индустрии, была настолько сильна, что смогла победить силовые структуры в России. Когда 14 армию возглавили генерал Лебедь и полковник Бергман, вступив в конфликт со Смирновым и Антюфеевым, победителями оказались последние. Лебедь попал в Красноярск, где и погиб во время крушения вертолета. Смирнов был связным в бизнесе мафии, связанной с военным комплексом, и продал все, что от него потребовали продать. Я читал в российской прессе, что из Приднестровья пропали специальные устройства, имитирующие ядерный взрыв. Куда они попали, одному Богу известно».
Ну и наконец, корреспондент задает коронный вопрос, ради чего и лепилось все интервью: Украина прирастет Молдовой? И Мирча Друк не подкачал. Он сразу взял быка за рога: «Русские не знают, стоит ли им доверять Киеву в вопросе Приднестровья, ведь они пытались сблизиться с украинцами по этой теме. Сегодняшняя тактика Украины — переделать при помощи Шевчука молдавское государство, а потом захватить всю Бессарабию. Угроза того, что подобное может произойти, вполне реальна. В 1990 году в Приднестровье проживало 700 тысяч человек. Сегодня официально там 500 тысяч и 200 тысяч из них находятся на заработках заграницей. Среди оставшихся 300 тысяч (примерно один район Бухареста), 162 тысячи проголосовали за Шевчука. А это практически все этнические украинцы Приднестровья. Думаю, теперь они перетянут регион на сторону Украины вместо России. Но, кроме этого, боюсь, что Украина хочет расширить свое влияние на территории всей Бессарабии. И в 1990-х она хотела того же. Украинцы даже не захотели отдать нам в концессию часть порта Рени, чтобы у нас был выход к морю. Они всегда хотели нас изолировать, чтобы осуществлять тотальный контроль».
Вот так, панове! Ни много, ни мало. Думаю, что на будущей Кишиневской конференции будет поднят целый ряд злободневных вопросов по данной проблематике. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.