Банзай предупреждает. Минздрав испугает российских курильщиков азиатскими картинками
Как стало известно «НГ», российский Минздрав отказался сотрудничать с ЕС в вопросе размещения на сигаретных пачках картинок, предупреждающих о вреде курения. Вместо Брюсселя деловыми партнерами министерства станут представители другой части света – Азии. В результате метаний Минздрава общественность лишится инструмента пропаганды здорового образа жизни, а сами чиновники рискуют вновь стать объектом насмешек. Но разве им привыкать?
С 1 июля 2014 года на продающихся в России сигаретах появятся картинки, которые будут убеждать потребителя бросить курить. Но скорее всего первой реакцией на них будет не испуг и желание изменить жизнь, а… удивление и смех. Причина тому – выбор «поставщика» устрашающих изображений.
Как нам на условиях анонимности сообщил один из чиновников Минздрава, покупателей курева, по плану министерства, застращают изображениями из стран Юго-Восточной Азии, в частности из Таиланда.
Почему именно ими? Здесь можно только догадываться. То ли кто-то из руководителей ведомства любит расслабиться на пляжах Пхукета (а то и в барах Бангкока). То ли есть в Минздраве ценители азиатского кино, от японских фильмов ужасов до индийских мелодрам, особенно ценящие его способность пугать и наводить смертную тоску. В любом случае, решение министерства сделать ставку на неведомые изображения рациональному объяснению не поддается.
А если так, то сложно просчитать и дальнейшие шаги здравоохранителей, следующих восточной моде. Будут ли стилизованы предупреждающие надписи под тайский алфавит? Станет ли лицом Минздрава Такеши Китано? Сыграет ли роль Конфуций в отучении россиян от курения?
Между тем у российских бюрократов была возможность без лишней суеты внедрить в нашей стране наработанный опыт Евросоюза. И, к слову сказать, Минздрав этим шансом чуть было не воспользовался, обратившись в штаб-квартиру ЕС с просьбой предоставить ему право безвозмездно использовать иллюстрации для пачек. Однако в самый последний момент, когда сторонам оставалось лишь зафиксировать сделку документально (здесь важно еще раз подчеркнуть: Евросоюз предоставлял контент безвозмездно, то есть абсолютно бесплатно, то есть – даром), Москва дала задний ход. Причина была названа интересная – дескать, начав использовать еврокартинки, Россия тем самым нарушит обязательства перед другими участниками Таможенного союза, точнее, Казахстаном.
С данным тезисом следует разобраться отдельно. В настоящий момент действительно члены ТС – Россия, Казахстан и Белоруссия – пока не могут прийти к консенсусу насчет того, чем и как именно им пугать курильщиков. Единые правила прописаны в базовом тексте техрегламента союза на табачную продукцию, однако Астана до сих пор отказывается согласовать документ. Казахи – самые настоящие азиаты, надо отметить, – настаивают на распространении по всей территории ТС действующих в их стране норм, среди которых и те самые картинки из Таиланда.
Пикантности ситуации добавляет и явный интерес третьей стороны, а именно главы правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина. Дело в том, что изображения, на которые положил глаз Минздрав, являются собственностью как раз близкой конфедерации структуры. Трюк прост, как палочки для суши: взяв за основу тайские художества, подрядчики КонфОП внесли в исходники незначительные изменения, и – получайте свежий креатив. В Казахстане им распоряжается партнер КонфОП – Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни (если сокращенно – НЦПФЗОЖ), за долю малую предоставляющий властям страны право пользоваться страшилками.
Так что дальше? Пока возможен такой вариант. Казахи берут измором российских коллег, и те соглашаются пустить на продаваемые в нашей стране пачки всякую азиатчину. А что потребитель? А он всякий раз, когда покупает сигареты и смотрит на картинки «с раскосыми и жадными глазами», будет тихим словом поминать инициаторов появления этих изображений, сиречь – минздравовцев.
Впрочем, для них попадать в глупые ситуации самим и делать дураков из прочих граждан – часть работы. Вспомнить хотя бы Коня Долбака, персонажа рекламы, запущенной министерством осенью прошлого года.
Этот феерический персонаж, так и не выполнив главной задачи – отвратить россиян от сигарет, сразу пал жертвой беспощадной критики. Как его только не называли: и маразмом, и наркоманом, и чуть ли не «распилочным проектом».