Зачем Нацбанк режет ставки?
После "пробного шара" в виде осторожного уменьшения ставки рефинансирования на 2 процентных пункта с 15 февраля, Национальный банк Белоруссии (НББ) уже 24 февраля принял радикальное решение о ее снижении сразу на 5 процентных пунктов, и с 1 марта 2012 года ставка рефинансирования составит 38% годовых. НББ объясняет резкое снижение ставки стабилизацией ситуации в экономике и финансовой сфере, провозглашая победу над гидрой инфляции.
Одним выстрелом
По мнению экспертов в банковских кругах, за счет резкого снижения ставки тактически НББ хочет решить сразу три ключевые задачи. В первую очередь, для обеспечения экономического роста, в том числе и для проведения посевной кампании, необходимо радикально снизить стоимость кредитных ресурсов. Первый вице-премьер Владимир Семашко в день принятия решения о снижении ставки заявил, что страна вышла из финансово-экономического кризиса и по итогам первого полугодия рост ВВП составит прогнозные 5-5,5%, несмотря на высокую базу аналогичного периода 2011 года. Для выполнения этих обещаний нужны доступные финансовые ресурсы, так как экспортеры в этом году лишены девальвационных преимуществ, позволявших в прошлом году "отбивать" растущие ставки. Актуальность посевной кампании также никто не отменял, и селу нужны средства, стоимость которых хотелось бы существенно снизить. Характерно, что в прошлом году основной прирост ставок пришелся на период после завершения уборочной кампании, хотя очевидной была необходимость делать это раньше.
Во-вторых, НББ хочет отсечь с неглубокого внутреннего финансового рынка налетевших "на сладкое" крупных иностранных игроков, которые воспользовались ситуацией высоких ставок и стабильного курса для спекулятивных операций с белорусским рублем. Приток этих ресурсов, в дополнение к уже сложившейся избыточной ликвидности, привел к необходимости ее изъятия Нацбанком по максимально высоким ставкам и к его прямым финансовым затратам. Ирония ситуации в том, что фактически НББ пока выступал спонсором спекулятивных игроков-нерезидентов.
В-третьих, регулятор намерен восстановить роль ставки рефинансирования в качестве главного ориентира денежно-кредитной политики. В прошлом году значение главной ставки было в значительной степени девальвировано, и руководство НББ публично признавало, что этот важнейший для экономики ориентир перешел в разряд индикативных, поскольку он уже не определял реальную стоимость ресурсов. В условиях продекларированного отказа от целевых ориентиров обменного курса экономика оказалась вообще лишена каких-либо опорных точек для прогноза хотя бы на краткосрочную перспективу. При этом вновь установленное значение ставки рефинансирования пока является максимально приближенным к фактической стоимости ресурсов на межбанковском рынке, который во второй половине прошлого года и определял стоимость рублевых средств. Соответственно, роль ставки рефинансирования может усилиться и обрести для рынка значимость, которая заложена в ее определении.
Мягко стелет, но спать еще жестко
Несмотря на существенное снижение ставки рефинансирования, денежно-кредитная политика пока остается достаточно жесткой, чтобы обеспечивать баланс в экономике. По итогам января-февраля инфляция, скорее всего, не превысит 4-4,5%, что обеспечивает положительную доходность в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) ставки рефинансирования на уровне 14-15%. Соответственно, стоимость рублевых кредитных ресурсов остается на недосягаемом для большинства белорусских предприятий уровне, если, конечно, ставки по кредитам не субсидируются государством. Ставки по депозитам также будут обеспечивать высокий уровень реальной доходности, что позволит избежать оттока рублевых средств населения из банков, особенно при сохранении стабильного обменного курса.
При условии сохранения жесткой бюджетной политики и отказа от эмиссионной поддержки госбанков, у НББ остается вполне широкое поле для дальнейшего снижения ставки.
Не буди лиха, пока тихо
Вопрос исчерпанности инфляционных ожиданий остается основным риском с точки зрения сохранения шаткой сбалансированности в белорусской экономике. С одной стороны, беспрецедентный рост потребительских цен в прошлом году, вроде как, уперся в верхнюю границу платежеспособного спроса, о чем свидетельствует замедление розничного товарооборота. В ряде высококонкурентных сегментов даже отмечается снижение цен. Кроме того, оптимизм внушают обязательства властей по сдерживанию монетарной экспансии.
С другой стороны, в монопольных секторах, где доминирующее положение занимает государство или контролируемые им структуры, рост цен продолжается. На потребительском рынке особенно это заметно по продолжающемуся росту цен на фрукты, овощи, медикаменты, рыбу.
Продолжение практики жесткой фиксации цен на расширенный в конце прошлого года перечень так называемых социально-значимых товаров приводит к росту убытков у производителей и дефициту товаров в розничной сети. Глубоко убыточной остается продажа населению энергии, нефтепродуктов, жилищно-коммунальных услуг. При этом у Белоруссии остаются обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС, направленные на снижение объемов субсидий в этих отраслях.
С точки зрения здравого смысла, цены необходимо отпускать и снова включать рыночные механизмы ценообразования, от которых власти отказались сразу после майской девальвации в прошлом году. Но как-то затихли разговоры об усилении роли антимонопольного регулирования, создании соответствующего органа. Видимо, для обеспечения доведенных показателей властям выгоднее сохранять административный контроль над ценами, поскольку реструктуризация монополий заставит чиновников решать вопросы конкуренции и снизит гарантированный финансовый результат.
Таким образом, снижение инфляции до запланированных в этом году 19-22% будет обеспечено, скорее всего, за счет сохранения жесткого госрегулирования цен, причем, не только потребительских, но и цен производителей. Соответственно, инфляционный потенциал не будет реализован, а будет накапливаться, чтобы "выстрелить" в самый неподходящий момент и в неудобном месте.
Будет ли атака спекулянтов?
Пока это также остается важнейшим для НББ тактическим вопросом. Проблема в том, что характерная для февраля тенденция укрепления белорусского рубля к доллару может обернуться резким спросом на валюту в случае дальнейшего быстрого снижения ставок по рублевым инструментам. Как только в порожденной высокими ставками спекулятивной среде возникнет ощущение, что пора фиксировать прибыль и уходить из рубля, будет неизбежным резкое усиление давления на валютный рынок, и возникнет цепная реакция.
В отличие от 2011 года, когда спусковым крючком кризиса стал ажиотажный спрос населения на автомобили, в этом году пока не просматривается сопоставимых по значимости изменений институциональной среды. Между тем, общая направленность на безусловное обеспечение высоких темпов экономического роста за счет снижения ставок и стимулирование внутреннего спроса за счет возможного усиления монетарной составляющей вместе с административным ростом зарплаты могут создать предпосылки для формирования той критической массы, которая будет ждать лишь небольшого внешнего толчка.