Одна зачетка на двоих. Что нового на общем образовательном пространстве Союзного государства
Создание единого образовательного пространства - один из важнейших приоритетов Союзного государства. И эта актуальная тема постоянно присутствует на страницах нашей газеты.
Поводы для публикаций появляются регулярно: проходят совместные олимпиады и конкурсы школьников, кадетские и суворовские смены, в "союзных" вузах открываются новые кафедры, студенты и преподаватели ездят к соседям на семинары и стажировки... В общем, идет активное встречное движение. Тем не менее и вопросов, на которые пока не найдены четкие ответы, остается немало. Известно, что системы образования России и Беларуси заметно отличаются. Как в этом случае можно прийти к общему знаменателю? Стоит ли, например, ожидать в будущем взаимного признания результатов ЦТ и ЕГЭ в наших странах? На эти и другие вопросы отвечал во время видеобрифинга председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Зданович.
Первым делом депутат акцентировал внимание на проблеме, которая давно волнует абитуриентов из России и Беларуси: когда наконец в обеих странах будут признаваться результаты централизованного тестирования и Единого государственного экзамена? Да и со сроками проведения экзаменов пора что-то решать, ведь как бы ни хотел российский выпускник поступить в белорусский вуз, успеть это сделать порой не удается. По словам Владимира Здановича, работать действительно есть над чем:
- Цель ЦТ и ЕГЭ одинакова: дать возможность поступить в вуз или ссуз самым достойным. Но различаются формы и сроки проведения экзаменов. К большому сожалению, выпускники российских школ не успевают поступить в белорусские вузы: когда у них еще идут экзамены в общеобразовательной школе, в Беларуси уже начинается вступительная кампания. Получается, что из огромной России всего две тысячи студентов обучается в Беларуси, а наших выпускников в России около 20 тысяч. Россиянам нужно дать больше возможностей.
И над этим сейчас активно работают парламентарии обеих стран. Если вопрос удастся решить, это будет еще один очень важный шаг на пути интеграции России и Беларуси. К слову, шагов этих в образовательной сфере уже сделано немало. Так, например, после принятия в Беларуси нового Кодекса об образовании, у россиян и всех иностранных граждан появилось право открывать в стране любые образовательные учреждения - от детского сада до вуза или его филиала.
Студенты России и Беларуси обрели еще один заманчивый бонус: сейчас можно несколько курсов поучиться в одном вузе, а потом перевестись в другой. Причем совсем не важно, учебное заведение какой страны выберет студент. Владимир Зданович поясняет:
- Отучился студент в Белорусском госуниверситете информатики и радиоэлектроники в Минске пару лет и может идти в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Или наоборот. Сейчас в России разрабатывается федеральный закон "Об образовании", и там, уверен, будут прописаны этапы взаимодействия в этой сфере между нашими странами. Между нами много общего. Но есть и нюансы. Например, в РФ появилась некая неоднозначность в отношении профтехобразования. Нужно оно или нет? Вопрос этот стоит решать с учетом интересов обеих стран. Чтобы человек, получивший профессию каменщика, плиточника в Беларуси, после переезда в Россию знал, что его диплом будет действителен и там. Мы ведь строим Союзное государство, люди должны чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
По мнению Владимира Здановича, и создание единого экономического пространства наверняка отразится на работе систем образования. Скорее всего, в Беларуси, России и Казахстане будет выработан единый механизм проведения вступительных испытаний.
В тему
Важным направлением совместной деятельности по-прежнему является развитие межрегионального сотрудничества в сфере образования. Сейчас белорусские вузы активно сотрудничают с учреждениями образования Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленской, Брянской областей, Северо-Западного федерального округа, Краснодарского и Ставропольского краев. Ежегодно реализуются совместные проекты, организовываются выставки, обмениваются опытом делегации школьников, студентов и преподавателей.
Досье "союза"
Правовую основу совместной деятельности Беларуси и России в сфере образования наряду с Договором о создании Союзного государства составляют положения ряда белорусско-российских международных договоров и решений высших органов Союзного государства. Это соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 года; о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 года. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года и Концепция социального развития Союзного государства.
Кстати
Сейчас реализуется ряд проектов по организации совместной подготовки в Беларуси и России специалистов с высшим образованием, где важную роль играют Белорусско-Российский университет в Могилеве, филиалы Российского государственного социального университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в Минске. Ведется сотрудничество в сфере повышения квалификации по новым образовательным технологиям педагогических работников.