Пересмотр итогов Второй мировой войны - удар по безопасности Европы

Источник материала: Peacekeeper.ru
15.02.2012 10:45 — ИноСМИ

Пересмотр итогов Второй мировой войны - удар по безопасности ЕвропыВо все времена, в каждый период фундаментальных изменений в европейском государственном и территориальном устройстве кардинально пересматривались и государственные границы. Не допустить таких изменений в XXI веке, сохранить незыблемость границ, сложившихся после Второй мировой войны – первостепенная задача среди мер по обеспечению мира, стабильности и безопасности на европейском континенте.

Исторический опыт свидетельствует, что границы в Европе – понятие весьма неустойчивое. Не исключением в этом отношении явился и прошедший XX век с его двумя мировыми войнами. Особенно значительные изменения в европейском территориальном устройстве произошли после прихода к власти в Германии нацистов. В 1938 году состоялся аншлюс (присоединение) Австрии, была оккупирована Чехия. Германия потребовала у Польши передачи ей Данцига (Гданьска) и захватила Мемель (Клайпеду) у Литвы.

После окончания Второй мировой войны в Европе определены новые границы, международно-правовые основы которых были заложены в Ялтинском (от 13 февраля 1945 г) и Потсдамском (от 2 августа 1945 г.) соглашениях глав правительств трех союзных держав-победительниц — СССР, США и Великобритании, мирными договорами, подписанными 10 февраля 1947 г. в Париже государствами от имени Объединенных Наций с каждой из стран-союзниц гитлеровской Германии. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии рек Одер-Нейсе. В состав Советского Союза вошла одна треть Восточной Пруссии с городом Кенигсберг.

К 70-м годам в масштабах всего континента сложился принципиально новый подход к решению проблемы европейских границ на основе их нерушимости и безопасности. На рубеже 60-70-х годов, когда европейская жизнь прочно встала на рельсы разрядки, принцип нерушимости границ получает международное признание и договорное закрепление. Первоначально это было зафиксировано в двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенных рядом европейских стран. Первыми из действующих договоров, закрепивших принцип нерушимости границ как важного условия обеспечения общеевропейской безопасности, стали Договор о дружбе и взаимной помощи между СССР и Болгарией от 12 мая 1967 г., а также договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные СССР с Чехословакией — от 6 мая 1970 г. и Румынией — от 7 июля 1970г.

Решающий поворот в международно-правовом закреплении принципа нерушимости европейских границ означало заключение Московского договора между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., последовавших за ним договоров других европейских государств с Федеративной Республикой Германии, а также четырехстороннего Соглашения по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г., в котором СССР, США, Франция и Англия подтвердили самостоятельный правовой статус Западного Берлина.

Определяющими с точки зрения формирования принципа нерушимости государственных границ на общеевропейской основе служат положения ст. 3 Договора между СССР и ФРГ, в которой говорится: "Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе линию Одер-Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой".

Аналогичны, применительно к границам конкретных государств, положения договоров ФРГ об основах нормализации и взаимных отношений: с Польшей от 7 декабря 1970 г.; Чехословакией от 11 декабря 1973 г. Указанные договоры подвели итог послевоенного европейского развития, ознаменовавшийся отказом ФРГ от территориальных притязаний, признанием западных границ СССР, Польши и Чехословакии.

Таким образом, к середине 70-х годов сложился комплекс двусторонних договоров, закреплявших принцип нерушимости границ в применении к границам конкретных государств и были созданы необходимые предпосылки для общего признания нерушимости границ всеми государствами Европы.

Завершением процесса формирования принципа нерушимости границ стало его закрепление на многосторонней основе в Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в системе принципов взаимоотношений государств-участников Совещания. В чем же сущность и содержание этого принципа? В Заключительном акте Совещания принцип нерушимости послевоенных границ сформулирован следующим образом: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника".

Не вызывает сомнений и правовая квалификация данного принципа, так как он обладает всеми чертами общепризнанных принципов современного международного права и имеет юридическую силу для государств-участников и налагает на них конкретные обязательства по территориальным и пограничным вопросам. На этом основании можно считать, что юридическое содержание принципа нерушимости границ и сегодня составляет взаимное признание государствами-участниками Совещания всех существующих в Европе границ нерушимыми, утверждение их стабильности и неприкосновенности в настоящем и будущем, всеобщую обязанность воздерживаться от любых посягательств на эти границы. В силу того, что под Заключительным актом Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе стоят подписи представителей и двух неевропейских государств – США и Канады, принцип нерушимости границ имеет более широкое значение и составляет основу для мира в любых районах земного шара.

Сегодня принцип нерушимости послевоенных границ находится в опасности, что обусловлено различными факторами — географическим положением, экономическим потенциалом Европы, ее местом в мировой истории и политике и др. Центральной для европейского континента была и остается проблема обеспечения мира и безопасности и, в этой связи, на первом месте стоит вопрос сохранения незыблемости ее границ.

К сожалению, сегодня мы живем в мире, в котором принцип нерушимости границ значительно подорван. Бомбардировки и насильственное расчленение Югославии, косовский проект провозглашения независимого государства на территории Сербии шокировали мировое сообщество. Владимир Путин тогда назвал поддержку односторонней декларации Косово о независимости аморальным и незаконным действием, "страшным прецедентом, взламывающим всю систему международных отношений".

Есть и другие поползновения к изменению послевоенного территориального устройства Европы. Так, в преамбуле новой Конституции Венгрии, введенной в действие с 1 января 2012 года, прямо говорится о правопреемственности нынешней Венгрии по отношению к Короне Святого Стефана (Иштвана) – средневековому мадьярскому государству, которое по площади превосходило современную Венгрию в два-три раза. Объективно все это выглядит как попытка исторического реванша.

На пересмотр установленных после Второй мировой войны границ стали открыто посягать литовские и эстонские националисты. По мнению лидера литовских националистов-радикалов Озолса, "неизменность границ - понятие устарелое", "пора всю послевоенную Европу перекроить заново, отказаться от границ, установленных после окончания Второй мировой войны".

Одним словом, процесс идет. И если его не остановить, то территориальные претензии при определенных условиях могут быть предъявлены: со стороны Германии к Польше (Силезия, большая часть Восточной Пруссии), к Чехии (Судеты), к России (Калининградская область), к Литве (Клайпеда); со стороны Польши к Белоруссии и Украине (Западные области), к Литве (Виленский край); со стороны Словакии и Венгрии к Украине (Закарпатье) и к Румынии (Трансильвания); со стороны Финляндии к России (Петсамо, Печенга, Выборг) и т.д.

Не допустить этих претензий, сохранить незыблемость сложившихся после Второй мировой войны границ в Европе – первостепенная задача среди мер по обеспечению мира, стабильности и безопасности на европейском континенте.

Одним из путей сохранения действия заключенных в послевоенное время соглашений о границах как залога стабильности Европы в новых условиях является заключение нового Договора о европейской безопасности, проект которого предложила Россия.

В целом, главная идея договора заключается в том, чтобы создать в Европе такую систему безопасности, которая сделала бы невозможным военный конфликт на континенте, в том числе и по причине несогласия с послевоенными границами.

Заключение предложенного Россией Договора будет не только способствовать снижению международной напряженности в европейском регионе в новых условиях, но и создаст благоприятные предпосылки для формирования новой, более эффективной системы безопасности в Европе. 

←Руководители правовых служб МИДов СНГ проведут совещание в Киеве

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика