Белоруссия и Казахстан не хотят платить за самолеты
Республика Беларусь и Республика Казахстан продолжают переговоры с Российской Федерацией о продлении для себя режима беспошлинного импорта авиационной техники в рамках Таможенного союза.
По словам генерального директора компании «Белавиа» Анатолия Гусарова, которого цитирует агентство БЕЛТА, речь идет о пролонгации режима нулевых пошлин до 2019 года. Общая схема Таможенного союза (ТС) подразумевала выравнивание всех платежей (в основном - по российским) при импортно-экспортных операциях.
Однако по ряду позиций Минск и Астана были категорически не согласны с Москвой. Одной из проблем был размер ставок на ввоз авиатехники. «В этой ситуации лоббировались интересы российских производителей самолетов, однако благодаря единой позиции с казахстанской стороной нам удалось решить проблему - до 1 июля 2014 года авиакомпании Беларуси и Казахстана могут ввозить самолеты без таможенных пошлин», - говорит Гусаров.
Партнеры России по ТС спешили воспользоваться отсрочкой. «Белавиа» имеет контракт на закупку региональных самолетов Embraer 175. Две машины этого типа компания должна получить в третьем-четвертом квартале текущего года. Компания Air Astana подписала договор с корпорацией Boeing на поставку четырех дальнемагистральных 767-300ER и трех новейших 787-8 Dreamliner. Каталожная стоимость сделки – $1,3 млрд.
Однако времени белорусам и казахам не хватает. Например, если поставка в Air Astana самолетов Boeing 767 планируется на 2013-14 гг., то получить Boeing 787 раньше 2017 года никак не удастся. «Белавиа» ведет переговоры о покупке Embraer 195. Согласовать и подписать контракт, а также получить самолеты за оставшееся время тоже можно не успеть.
Реакция вполне предсказуема. «Мы с Казахстаном продолжаем активно настаивать на продлении указанного срока до 2019 года, иначе мы не успеем переоснастить свой флот достаточным количеством конкурентоспособных комфортабельных и экономичных самолетов», - говорит Анатолий Гусаров.
«Белавиа» надеется получить выгоды за счет возможности ведения операций в рамках Единого экономического пространства. В частности, руководство компании планирует выполнять авиационные перевозки по внутрироссийским маршрутам. Видимо, при заключении Таможенного союза представители РФ решили, что авиакомпании Беларуси и Казахстана не смогут составить конкуренцию российским коллегам.
Однако потенциальные преимущества еще надо реализовывать – а переход на российскую таможенную модель для Минска и Астаны приведет к финансовым потерям гарантированно, чего партнеры России по ТС и стараются избежать.