Купленные «черным списком»?
Белорусскую оппозицию заподозрили в небескорыстном лоббировании интересов соратников Лукашенко.
Белорусское демократическое движение лихорадит. Дело в том, что несколько дней назад «Офис за демократическую Беларусь» в Брюсселе выступил с обращением к европейским чиновникам, в котором предложил отменить въездные санкции в отношении целого ряда белорусских чиновников и бизнесменов, которых ЕС внес в «черный список». Когда стало известно об этом документе (а его существование не афишировалось), вдруг выяснилось, что о нем знали почти все лидеры оппозиции, но молчали. Позже даже озвучили цену вопроса: миллион долларов тому, кто добьется отмены санкций.
«Черные списки» белорусских чиновников, которым запрещен въезд на территорию Европы, руководство Евросоюза пополняет практически после каждых президентских выборов. Среди «невъездных» – сам президент Белоруссии, его семья, руководство Центризбиркома и министерства внутренних дел. Чиновники всегда воспринимали попадание в очередные «черные списки» стойко, всякий раз объясняя, что не очень-то им и хотелось в Европу. Лишь глава ЦИК Лидия Ермошина иногда могла упрекнуть европейцев в том, что несколько лет подряд вынуждена ездить отдыхать в Турцию, а хотелось бы посидеть в парижском кафе. Год назад список невъездных пополнили еще 188 человек. Среди них министры, судьи, которые выносили приговоры гражданским активистам, члены избирательных комиссий на выборах президента 2010 года, несколько журналистов. Летом прошлого года ЕС заморозил счета трех фирм, финансирующих Александра Лукашенко. Главный удар пришелся на советника белорусского президента по экономике Владимира Пефтиева и три принадлежащие ему компании: «Белтехэкспорт», торгующий оружием, инвестиционную компанию «БТ телекоммуникации» и маркетинговую «Спорт-Пари».
Именно с попаданием в «черный список» Пефтиева, который, по данным журнала Forbes, является самым богатым человеком страны, и связано изменение отношения белорусских властей к «визовым санкциям». Если раньше их демонстративно не замечали, то теперь с ними стали бороться. Пефтиев направил в Европейский суд иск, в котором оспорил решение Совета ЕС о введении санкций против него и подконтрольных ему компаний. С именем этого белорусского бизнесмена мгновенно связали и нынешний скандал.
Несколько дней назад «Офис за демократическую Беларусь» предложил Евросоюзу пересмотреть список невъездных чиновников, исключив из него ректоров государственных вузов, бизнесмена Пефтиева и некоторых других лиц. Инициативу пересмотра списка озвучила глава организации Ольга Стужинская. Ее слова вызвали бурную реакцию. Центры белорусской политэмиграции выступили с совместным заявлением, в котором инициативу «Офиса» назвали «безответственной и аморальной», а также потребовали объяснений «по поводу лоббирования интересов оружейного барона Владимира Пефтиева». Экс-кандидат в президенты страны Алесь Михалевич, который получил политическое убежище в Праге, прямо заявил, что Пефтиев предложил миллион долларов тому, кто добьется исключения его фамилии из «черного списка» Евросоюза. Если это верно, то бизнесмену, чтобы сдержать обещание, надо будет раскошеливаться не на один миллион. Вместе со Стужинской за отмену санкций выступали аналитики Белорусского института стратегических исследований (BISS).
Николай Халезин из «Гражданской кампании Free Belarus Now» провел собственное расследование, результаты которого обнародовал в своем блоге. По его словам, вначале белорусские оппозиционеры, вовлеченные в проект Пефтиева, собирались по-тихому пролоббировать в структурах Евросоюза снятие «визовых» санкций и только после, как выразился Халезин, «восторженно комментировать» принятое решение. Они ожидали, что их обращение дойдет до кого надо, но не будет замечено широкой общественностью. При этом, как утверждает Халезин, практически все демократические политические структуры знали о том, что некоторые оппозиционеры добиваются исключения белорусских чиновников из «черного списка». Однако скандала не раздували, надеясь на то, что в ЕС итак отвергнут эту инициативу. «Но выяснилось, что ряд чиновников Евросоюза и финансовых доноров разделяют данный подход», – пишет Халезин. Это и заставило противников «батьки» поднять шум.