Российская экономика: 20 лет спустя
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел круглый стол, посвященный двадцатилетию начала реформ. Их неизбежность и последствия обсуждали не только представители бизнеса и государства, но и ученые-экономисты, социологи и психологи из ведущих институтов и университетов.
Реформы, последовавшие за распадом Советского Союза, сегодня часто воспринимаются негативно: шоковая терапия, утрата ключевых позиций в традиционно важных для России сферах, обнищание одних и обогащение других.
Несомненно, ошибки 90-х повторять нельзя. Более того, Евгений примаков в своем выступлении на заседании «Меркурий-клуба» заявил, что «нужно решительно выкорчевать те пережитки 90-х годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию».
Однако именно в это время в России появилась частная собственность и рыночные отношения. Произошла перестройка самой базы экономического законодательства. Надо признать, что процесс замены административно-командной системы рыночной происходил очень болезненно и сопровождался злоупотреблениями. Тем не менее к началу нулевых был сформирован костяк малого и среднего бизнеса. К сожалению, сегодня малый и средний бизнес России – пока еще по большей части торговый и посреднический. Да и доля МСБ в ВВП по самым оптимистичным оценкам не превышает 30%.
Россия интегрируется в мировую экономику во многих сферах. Приходится признать, что пока как источник ресурсов. Но все чаще отечественные компании, которые выходят на внешние рынки, представляют не только традиционные индустриальные отрасли, но и постиндустриальный сегмент. Важным стало успешное окончание переговоров по вступлению России в ВТО. Сам факт такой интеграции, а также те условия, по которым удалось договориться, предоставляют возможности использования механизмов ВТО для повышения собственной конкурентоспособности.
Распад СССР во многом определил облик нового мира, сформировав однополярную систему. Однако происходящие сегодня процессы формируют многополярный мир, в котором динамично развиваются новые экономические центры. Сегодня Россия имеет все возможности войти в клуб новых лидеров многополярного мира.
Российский курс сегодня нацелен на интеграцию постсоветских республик. Это одна из самых значимых тенденций последнего времени. Тот факт, что Еврозона переживает сегодня острую фазу финансово-экономического кризиса, нет единого плана развития в рамках АТР, показывает, что общий тренд регионализации остается доминирующим.
Несколько иной характер имеет перспективное объединение ведущих экономик постсоветского периода. Так, с 1992 года шел процесс диалога между Россией и Белоруссией, который был формализован в проекте Союзного государства. Проект стал ядром дальнейшей интеграции в рамках таможенного союза и единого экономического пространства, заработавшего с января текущего года.
Формирование ЕЭП – еще один шаг на пути к созданию полноценной интеграционной структуры – Евразийского экономического союза, который в перспективе может быть институционализован в наднациональную структуру, подобную ЕС с учетом ошибок и наработок евроинтеграции. Эффективность этих процессов во многом зависит от России.
В предвыборный период особенно остро встает вопрос об «образе желаемого завтра». Сегодня существует ряд развилок экономического и политического курса, по которым продолжает вестись активная дискуссия в экспертных, правительственных и общественных кругах. Обсуждаются магистральные направления Стратегии-2020.
Необходимо установление доверия между бизнесом и государством, бизнесом и гражданами. Например, в массовом сознании негативный образ предпринимателя – жулика и спекулянта – по-прежнему никуда не делся, а сращивание бизнеса и государства этот образ только поддерживает.
Здоровый деловой климат и общие гарантии, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора, позволят бизнесу стать более ответственным и этическим.
Для бизнеса важно видение перспектив развития, включающее в себя на макроуровне элементы государственного индикативного планирования, четкой промышленной и инновационной политики, обеспечение конкурентной среды и равных возможностей на всех уровнях. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что выработка нового общественного договора является ключевой для разработки стратегии на перспективу.