Сергей Бабурин: «Нынешняя власть живёт где-то в космосе»
Известный политик предлагает распустить Госдуму и созвать Конституционное собрание
«Свободная пресса» продолжает серию интервью с людьми, которые определяли политическую жизнь страны в 90-е годы. Сегодня, когда снова решается, по какому пути пойдёт Россия после президентских выборов, их мнение может быть не только полезным, но и для кого-то решающим. Вслед за политиком и публицистом Юрием Болдыревым , полковником запаса, бывшим депутатом Госдумы Виктором Алкснисом, руководителем администрации президента (1993 - 1996 гг.) Сергеем Филатовым, последним председателем Верховного Совета РФ Русланом Хасбулатовым и первым руководителем Российского телевидения Олегом Попцовым на вопросы «СП» отвечает председатель партии национального возрождения «Народная воля», экс-депутат Государственной Думы первых четырёх созывов, участник защиты Белого Дома в октябре 1993 года, Сергей Николаевич Бабурин.
- Вы считаете, что нынешняя Государственная Дума нелигитимна и выступаете за её роспуск. Почему?
- Я считаю, что у Государственной Думы 6-го созыва нет морального права принимать законы для народа, который они не представляют. Парламентские выборы были сверхциничны, результаты вульгарно искажены. И никто при этом не был наказан за фальсификацию. Поэтому доверия к парламенту сегодня нет абсолютно. Этот процесс начался не вчера. Напомню, партию «Народная воля», которую я возглавляю, не допустили и к прошлым выборам в Госдуму.
Сегодня в России никого не интересует, сколько мандатов у той или иной партии в парламенте, поскольку там сейчас представлена только одна партия – придворная. Такой парламент заведомо перестаёт быть органом народного представительства. И это чревато тем, что общество будет вырабатывать альтернативные органы власти. А значит, рано или поздно, мы получим революционную ситуацию. А революции, как известно, очень редко бывают мирными. Чтобы избежать взрыва протестных настроений, и, не дай Бог, насилия, я выдвигаю лозунг созыва Конституционного собрания для переформатирования политической системы, упразднения Федерального собрания в сегодняшнем его виде. Конституционное собрание должно быть созвано по образцу Земских соборов и Учредительных собраний в дореволюционной России.
На них общество должно договорится о новых правилах игры. Они исключительно важны. Ведь современное государство не может существовать без опоры на гражданское общество. Нынешняя российская власть оторвалась от общества в своих представлениях о жизни. Она живёт где-то в космосе. И рискует окончательно улететь от нас и не вернуться. Для того, чтобы изменить это положение вещей и создать другое государство, мы и говорим о необходимости глубокой политической реформы.
- Насколько, вероятно, что результаты президентских выборов также будут скептически восприняты значительным числом россиян?
- Вероятность этого велика. Давайте не будем лукавить. При сегодняшнем раскладе, при отсеве всех, кто мог бы аккумулировать протестные голоса, соперников у Путина не осталось. Единственное свежее лицо среди кандидатов – Прохоров. Но он абсолютно наивен в политике, корпоративен, и для большинства россиян олицетворяет эпоху новых русских. Ему ещё много придётся сделать для того, чтобы стать политиком. Но сможет ли он это сделать – большой вопрос.
Для меня и Российского общенародного союза, который я возглавляю, важно не имя человека, которого назовут президентом. Важно, сможет ли он руководить страной. Избранный президент должен опираться на поддержку общества, иметь духовный и моральный авторитет у большинства россиян. Путин сможет его получить только в том случае, если пойдёт на глубинную политическую реформу. А если он сохранит всё сегодняшнее окружение, то отторжение от него и всей его команды будет только нарастать. И это может привести к печальным и даже трагичным последствиям.
- Не секрет, что силы, называющие себя демократическими, сегодня сильно дискредитированы в глазах российского общества. Может ли измениться в ближайшее время эта ситуация?
- Меня не радует дискредитация демократической идеи в России. Двадцать лет, которые я провёл в политике, были посвящены тому, чтобы соединить патриотизм и демократию, не допустить, чтобы формировался водораздел между ними. Сегодня приходится констатировать – это разделение произошло. В первую очередь между истинным либерализмом и сегодняшней властью. Наша власть сегодня исповедует отнюдь не либеральные ценности. В последние полтора десятилетия у власти в России либеральные экстремисты, у которых ценности в основном коммерческого плана. Обогащение любыми способами – вот их идеология. По большому счёту они прикрываются либеральной фразой. Сегодня национально-патриотические силы идут на партнёрство с силами либерально-демократической ориентации. Да, они выступают во многом с неприемлемых для нас позиций. С прозападных, откровенно говоря. Но они при этом выступают за ценности демократии. Мы всегда будем с ними бороться и спорить. Но это надо делать в условиях мира, честности и демократических процедур, чего сегодня нет. Именно поэтому десятки тысяч человек, дважды приходивших на Болотную площадь и на проспект Сахарова, приходили выразить личный протест, а не поддержать Рыжкова или Немцова.
- А те силы, которые 4 февраля выступали на Поклонной горе, вы к национально-патриотическим не относите?
- Кого вы имеете в виду? Конгресс русских общин, возглавляемый Рогозиным, давно к национально-патриотическим силам не имеет никакого отношения. Господин Рогозин сегодня дежурный привратник при власти, являющийся членом правительства. Или вы считаете патриотическими силами официальные профсоюзы?
- Можно ли сказать в связи с последними событиями, что в российском обществе есть некий раскол?
- Могу сказать, что в национально-патриотическом лагере России впервые за долгое время раскол преодолён. Не так давно в Союзе писателей России прошёл круглый стол, где мы условились действовать вместе, отбросив прежние распри. Поэтому 4 февраля мы единой колонной шли по Якиманке к Болотной площади.
- Насколько, на ваш взгляд, адекватны ситуации предвыборные статьи Путина, в частности те, которые касаются межнациональных взаимоотношений в России и роли русского народа. Стоит ли ждать, что заявленные тезисы будут воплощены в жизнь уже в ближайшее время?
- Я приветствую содержание статей Путина, опубликованных в разных газетах в последнее время. Я огорчён только тем, что и президент России, и премьер правительства за последние несколько лет, сказав много прекрасных слов, не подкрепили их реальными делами. Конечно, хорошо, когда мы слышим о русском цивилизационном коде. Это очень правильная формулировка. Она впервые звучит из уст нашего руководства. Но когда после этого властью обсуждается проблема этнической миграции в рамках ЕврАзЭс, я недоумеваю, потому, что такой проблемы уже не существует. Сегодня актуальнее проблема ВТО, вступив в которое, мы обязаны будем пустить всех мигрантов на свою территорию. Потом Путин говорит, что надо крепить Единое Экономическое пространство. Но Медведев правильно напоминает, что мы вступили в ВТО без Белоруссии и Казахстана. То есть власть абсолютно непоследовательно и мы снова видим разрыв слова и дела. Комментировать теорию я не хочу. Я буду несказанно рад¸ если Россия пойдёт тем курсом, который заявлен в статьях Путина. Почему только мы не сделали этого раньше? Я готов помогать Путину, если он соберёт Конституционное собрание и будет строить внутреннюю и внешнюю политику на основе непрерывности и преемственности отечественной истории, как монархического периода, так и советского и послесоветского. И уж тем более я поддержу Путина, если он, наконец, займётся главным, чем наша власть практически не занималась, или занималась противоречиво минувшие 15 лет. Я имею ввиду воссоздание государственного единства народов исторической России. Вот центральная проблема. Её понимания не слышно и не видно ни в одном официальном докуметне руководителей современной России.
- Россия сейчас попала в несколько двусмысленное положение по отношению к тем непризнанным и «полупризнанным» государственным образованиям, которые сама же и поддерживала. Почему, на ваш взгляд, так получилось?
- У нас стало печальной традицией, что власть в своих решениях не опирается на науку, на профессионалов. Вопросами единства с народами Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья занимаются случайные люди, зачастую мало понимающие особенности местного менталитета и геополитической ситуации.
Из досье «СП»
В 1990 г. -С. Н. Бабурин избран народным депутатом РСФСР, на первом съезде народных депутатов избран членом Верховного Совета РСФСР.
1991 г. — С. Н. Бабурин выдвинут на пост Председателя Верховного Совета РСФСР.
В октябре 1992 года Бабурин избран сопредседателем Фронта национального спасения.
С 1993 по 2007 год – депутат Государственной думы 4-х созывов, председатель думской комиссии «Анти-НАТО».
С 2001 года председатель партии национального возрождения «Народная воля».
С августа 2002 г. — ректор Российского государственного торгово-экономического университета.