Выборам расширяют присутствие

Источник материала: РГРК «Голос России»
03.02.2012 14:32 — ИноСМИ

Выборам расширяют присутствиеКак будет организовано участие россиян в голосовании на президентских выборах 4 марта за рубежом, рассказали представители ЦИК и ТИК

Гости в студии "Голоса России" - член Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России Елена Дубровина и председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) по выборам за рубежом Павел Прокофьев.
 

- Спасибо, что нашли время прийти и рассказать нам о том, как будет проходить голосование за рубежом во время президентских выборов 4 марта. Первый и самый главный вопрос - как это будет проходить? Мы знаем, как это проходит в России. Может быть, есть какие-то отличия в голосовании для людей за рубежом? Или все это будет происходить примерно так же, как у нас?

Дубровина: Все будет происходить примерно так, как на думской кампании, которая завершилась 4 декабря. Именно для проведения этих двух больших серьезных федеральных кампаний были созданы две территориальные избирательные комиссии по работе по зарубежью.

Одна, которую возглавляет Павел Алексеевич Прокофьев, охватывает территорию всего земного шара, за исключением территории Байконур, который расположен в Казахстане. Другая территориальная комиссия создана специально для организации выборов на Байконуре.

К настоящему моменту уже создано 384 избирательных участка на всей территории земного шара. Мне нравится это говорить, потому что это вселенское, масштабное событие. Мы увеличили количество избирательных участков на этой президентской кампании, потому что, как показала прошлая кампания, в зарубежье был достаточно большой интерес к выборам.

Много было заявлений граждан относительно того, что им трудно добраться, чтобы проголосовать на территории посольства или генконсульства. Поэтому принято решение максимально расширить возможность их участия в избирательной кампании путем открытия дополнительных участков либо, как мы обсуждали на рабочем совещании, путем более широкого использования досрочного голосования, что приветствуется нашими избирателями.

Иногда они проживают достаточно компактно на территории той или иной страны, но весьма далеко от посольства, где, как правило, и происходит голосование. Мы полагаем, что если будет возможность, если наши официальные представители в зарубежных странах смогут согласовать с национальным правительством возможность проведения досрочного голосования, то это нужно применять как можно более широко.

Прокофьев: Вы, наверное, поняли со слов Елены Павловны, что в основном у нас избирательные участки базируются в наших дипломатических представительствах и консульских учреждениях, а также воинских частях, там, где расположены наши воинские контингенты, в соответствии с межправительственными соглашениями.

Мы активно используем ресурсы почетных консулов РФ - нынешняя редакция Консульского устава России нам разрешила это делать. Также это, естественно, структуры Россотрудничества, российские центры науки и культуры, ассоциации соотечественников. Если брать весь мир, кроме Байконура, на 147 стран приходится 377 участков. Их количество, естественно, превышает количество наших посольств и консульств.

- В России мы все привыкли, что мы с паспортом приходим, как правило, в школу. А как это выглядит за рубежом?

Дубровина: Аналогичным образом. Единственное, там есть свои облегчающие плюсы, но есть и большие минусы. У нас к каждому участку приписаны не более трех тысяч избирателей. То есть максимальный объем загруженности работы избирательной комиссии уже понятен.

За рубежом, к сожалению, невозможно прогнозировать, сколько именно человек изъявит желание прийти именно на эти выборы и проголосовать. Надо готовиться к максимально возможному количеству - это уже сложно. Там законодатель снял ограничения по количеству членов участковых комиссий. Если у нас, допустим, их не более девяти, то там, в зависимости от масштаба избирательной кампании, может быть и больше.

Естественно, есть вопрос помещения, оборудования, количества урн. Все это зависит от того, сколько человек придет, чтобы, не дай Бог, потом не возникла ситуация, когда или не хватает бюллетеней, или не хватает урн, куда эти бюллетени сбрасывать. В трех странах будет проводиться голосование с применением электронных средств для голосования. Там тоже необходимо расширить возможность избирателей.

Уже на думской кампании мы апробировали этот вариант технических средств для голосования. Опыт показал, что необходимо больше самих комплексов, чтобы подход избирателей одномоментно был больше - допустим, не пять человек, а девять. Мы еще доукомплектуем участки, в частности в Берлине. Мы откроем еще один участок, там тоже поставим девять терминалов.

Конечно, есть сложность в перевозке. Все-таки на нашей территории отлажена система коммуникаций, связи. Там она несколько сложнее, многие вещи приходится переправлять через дипканалы, диппочты. Это и бюллетени, и марки к бюллетеням, и открепительные удостоверения. В этом, наверное, и заключается сложность.

- Как идет подсчет голосов? Понятно, что в России участковые избирательные комиссии передают это в территориальные комиссии достаточно быстро. А как происходит коммуникация за рубежом? Насколько быстро бюллетени могут переправиться в Россию?

Прокофьев: Сами бюллетени не переправляются сразу. По техническим каналам, которые нам предоставляет Министерство иностранных дел, участковые избирательные комиссии, завершив подсчет голосов, направляют нам итоговый протокол. Территориальные избирательные комиссии суммируют результаты этих итоговых протоколов, вводят их в ГАС (государственную автоматизированную систему) "Выборы". Это позволяет оперативно суммировать результаты и подводить итоги.

Кстати, мы говорили, что иногда трудно спрогнозировать количество избирателей, которые придут. В этом плане у нас очень либеральное законодательство, которое позволяет людям, которые находятся за границей, обратиться с письменным заявлением о включении себя в списки избирателей не менее чем за день до дня голосования или обратиться устно в день голосования.

То есть вы можете прийти с паспортом, с открепительным удостоверением, и вас сразу же внесут в списки для голосования. Поэтому иногда нам бывает действительно непросто спрогнозировать явку.

Тем не менее, мы стараемся, и, как правильно сказала Елена Павловна, с учетом уроков думских выборов мы несколько увеличили количество избирательных участков в тех странах, где у нас было наибольшее количество избирателей. Это Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия, Латвия, Германия.

- В какой стране голосует наибольшее количество наших граждан?

Дубровина: По прошлой кампании у нас проголосовали около 310 тысяч за рубежом. В сравнении с 2007 годом увеличение почти на 6 тысяч, а по сравнению с 2003 годом это значительное увеличение, потому что там было всего 190 тысяч. Что касается того, где больше всего проголосовали.

В Абхазии пришли голосовать 66 с лишним тысяч человек, в Молдавии - больше 51 тысячи, в Эстонии - около 18 тысяч наших соотечественников, на Украине - около 18, в Латвии - 15,5, в Казахстане - 14,5 тысяч, в Южной Осетии - 13 тысяч, в ФРГ - около 9 тысяч, в Таджикистане - 7,5, в Израиле - 6,5, в США - 5,5, в Белоруссии - 5 тысяч. В общей сложности, это 74,4 процента проголосовавших за рубежом на прошлых выборах.

Безусловно, нам есть куда двигаться. Результаты неплохие, но мы полагаем, что необходимо сделать с нашей стороны все, чтобы привлечь максимальное количество наших сограждан, проживающих за рубежом, к участию в этой работе. Выборы - это форма участия в управлении государством, это механизм участия, поэтому хотелось бы, чтобы те люди, которые сохранили российское гражданство, не были безразличными.

- Если я оказался за рубежом в день голосования, что мне нужно для того, чтобы проголосовать?

Дубровина: Нужно знать, где расположено место голосования. Это можно узнать в Интернете. Плюс надо иметь при себе документ, удостоверяющий гражданство России. Это иностранный паспорт, по которому мы ездим, или во многих странах СНГ (мы можем дать этот перечень) - российский паспорт.

- Имея эти документы, я могу прийти, меня внесут в список, и я имею полное право проголосовать?

Дубровина: Хорошо было бы, если бы было открепительное удостоверение, но даже если его нет, в день голосования человек приходит, представляет свои документы, и его дополнительно вносят в список. Понятно, что на территории зарубежья сложно воспользоваться открепительным удостоверением дважды.

- Есть такие категории, как военнослужащие или моряки. По каким документам голосуют они - по паспорту моряка, по военному билету? Или им тоже обязательно иметь открепительное удостоверение?

Дубровина: Все эти документы перечислены в законе о гарантиях избирательных прав. Они идут как документы, заменяющие паспорт гражданина на выборах.

- Есть ли какие-нибудь особенности по сравнению с Россией, принципиальные отличия в утверждении бюллетеней, еще в чем-то? Человек, который будет голосовать за рубежом, почувствует какое-то отличие от того, как это происходит у нас?  

Дубровина: Чисто технически - нет. Бюллетень Центральная избирательная комиссия утверждает на своем заседании. Он уже утвержден, его форма уже согласована, даже текст согласован со всеми кандидатами в порядке вещей, как это делается. Он уже не может быть изменен кроме как, допустим, внесением изменений ЦИК. Есть два вида бюллетеней - бюллетень для голосования на бумажном носителе и электронный.

- В случае с электронным бюллетенем есть возможность проголосовать....

Дубровина: Сенсорным способом.

- Можно нажать на какую-то кнопку, и все?

Дубровина: У нас два бюллетеня для голосования с применением технических средств. Например, с применением КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней). КОИБы - это так называемые сканеры. Вся изюминка заключается в том, что при прохождении бюллетеня в щель ящика, результат сканируется сразу.

После завершения голосования, после закрытия участка результат уже известен. Он там в механизме. После того, как проводится необходимая работа с погашением неиспользованных бюллетеней, со списками избирателей, нет бумажного пересчета - сразу выдается результат. Эти комплексы обрабатывают и сканируют.

Есть КЭГи - это комплексы электронного голосования, то, что мы используем сейчас в Германии, в Польше и на Байконуре. Там вообще нет никакого бумажного бюллетеня, там все делается сенсорным способом. На экране появляется картинка. Сначала избирателю дается карточка, он ее активирует путем приложения к нужному месту, компьютер начинает работать, и на экране вырисовывается бюллетень.

Гражданин имеет возможность исправить, если он вдруг не так проголосовал, по какой-то причине не туда пальцем нажал. Он имеет право отменить и снова проголосовать. Это достаточно новое для нас средство. Для того чтобы можно было проголосовать без труда, там есть тренировочные КЭГи. На них каждому можно сначала отработать эту технику, а потом пойти проголосовать.

- Все-таки агитация проходит внутри страны. Я больше чем уверен, что это делается не совсем так, как в зарубежье. Каким образом там избиратель узнает о кандидатах?

Дубровина: Проблема проблем - давать информацию нашим гражданам, проживающим за рубежом. Сейчас самым прогрессивным способом является Интернет. Те, кто хочет получить информацию по кандидатам, по работе избирательных комиссий, избирательной системы, по выборам, заходят на сайт Центральной избирательной комиссии. Там есть достаточно обширная информация. Можно заходить на сайты кандидатов, на сайты политических партий, которые их выдвинули.

Сложнее с теми, кто не пользуется Интернетом. Тогда это телевидение, потому что почти во всех странах есть каналы, которые транслируют наши передачи в каком-то объеме. Плюс мы пытаемся использовать общественные организации соотечественников, давать через них какую-то информацию для наших сограждан. Они все-таки где-то собираются, им хочется общаться между собой.

Мы не имеем права распространять агитационную литературу. На думских выборах мы делали буклет, Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии взял на себя такую миссию, в котором в равном количестве все партии предоставили о себе информацию. Мы отправили его за рубеж. Говорят, расходился он только так.

Информация нужна, люди интересуются. Но сами партии не могут туда ездить и агитировать. Это очень сложно, дорого, и, на их взгляд, не настолько эффективно. Количество избирателей здесь - 109-110 миллионов, а во всем зарубежье состоят на консульском учете около миллиона 800 человек. Если разделить на всю территорию, то плотность избирателя на квадратный километр достаточно низкая.

Прокофьев: Кроме того, нужно соблюдать и законодательство иностранных государств. Далеко не все они позволяют проводить у себя такие агитационные мероприятия. Я добавлю буквально два слова. В наши задачи входит не агитация, а именно информирование наших сограждан о возможностях голосования.

Я хочу сказать, что наряду с традиционными способами у нас появилось, например, такое новое, очень приятное, явление, как волонтеры, которые имеют возможности через социальные сети собирать...

- То есть не вы их к себе зовете, а они сами это предлагают?

Прокофьев: Совершенно верно. Такие обращения у нас есть. Это молодые, активные и образованные соотечественники.

- Вы упомянули удаленность избирательных участков. А проблем с наблюдателями, например, от партий, нет? Или все-таки как-то приходится решать эти вопросы?

Дубровина: Что касается наблюдателей, то они имеют право быть. Мы вывешивали у себя на сайте и предоставляли послам информацию о том, кто имеет право от политических партий назначать наблюдателя. Ведь может прийти кто попало и сказать, дескать, я наблюдатель, и начнет чего-то требовать. Этого нельзя допустить.

Порядок всегда прописывается в уставе политической партии. В соответствии с ним должностное лицо партии или тот, кому это поручено, назначает наблюдателя, выдает ему удостоверение. Тот предъявляет паспорт, удостоверение, и его обязаны допустить в избирательный участок, будь-то на территории воинской части, на территории посольства или еще где-то. Он должен наблюдать.

Но мы всегда просим, чтобы нас предупреждали заблаговременно, чтобы мы со своей стороны могли предупредить и посольство, и воинские части. Им сложно будет разобраться. Достаточно редкое явление, когда наблюдатель за рубежом приходит и хочет наблюдать процесс. Собственно, на прошедших выборах были наблюдатели, хоть их было и не так много. Им была предоставлена возможность наблюдать.

- А в таких местах, как аэропорты, вокзалы, тоже наверняка будет организовано голосование?

Дубровина: В аэропортах и на вокзалах у нас созданы временные участки. Люди, которые в это время заняты своими делами - они куда-то едут, приезжают, уезжают, - должны иметь возможность голосовать там по открепительным удостоверениям.Избиратель, который имеет открепительное удостоверение, который заблаговременно побеспокоился, взял его либо в территориальной избирательной комиссии, либо в участковой, имеет право голосовать на всей территории страны и на всех участках за рубежом при предъявлении этого открепительного удостоверения и паспорта.

На вокзалах и в аэропортах будут дополнительные временные участки. Там тоже могут проголосовать все наши граждане с открепительным удостоверением. У кого нет открепительного и нет прописки, для них организуется в каждом населенном пункте, муниципальном образовании отдельные участки. Информация о них также представлена на сайте.

- На думских выборах каждый человек мог найти себя на сайте в списке избирателей. Сейчас это сохранилось?

Дубровина: Конечно.

- И эти списки на сайте абсолютно идентичны бумажным спискам?

Дубровина: Да, это регистр избирателя, и этому регистру соответствуют все наши списки.

- Насколько активны наши сограждане при голосовании за рубежом?

Дубровина: Активность, конечно, могла бы быть большей. Около 20 процентов от состоящих на консульском учете участвовали в прошлых выборах. Это обусловлено многими факторами. Как я уже сказала, главное - удаленность от избирательного участка. Тем, кто проживает вблизи посольства, не составляет никакого труда добраться до участка. Им это даже интересно - все-таки это мероприятие государственной важности. Те, кому приходится ехать за 100-200 километров, еще несколько раз подумают.

Мы ездили в Германию на прошлые выборы с посольскими служащими, и они поднимали эту тему. К ним обращаются, говорят: "Мы готовы, но слишком дорого ехать из одного конца страны в центр или в другой конец страны". В этом вся проблема. Для этого мы рассматриваем вопрос увеличения возможности досрочного голосования групп граждан.

Здесь вся загвоздка в основном в национальном законодательстве. Если страна не разрешает это делать, как не разрешает агитировать в средствах массовой информации той страны, где пребывает наше посольство, то мы ничего не можем сделать. Наши должностные лица, наши уважаемые послы могут в русскоязычных газетах размещать информацию о выборах - где это будет, в каком порядке приглашают на выборы.

Прокофьев: Мы говорим теперь уже о президентских выборах. По опыту прошлых выборных кампаний, на президентских выборах активность выше, чем на парламентских. И сейчас мы ожидаем, что будет так же.

- Все-таки мы избираем первое лицо государства.

Дубровина: Пользуясь случаем, хотелось бы пригласить наших сограждан за рубежом на выборы. Пожалуйста, приходите, участвуйте в голосовании. Нам очень важны ваши голоса, ваше мнение. 

РГРК «Голос России»(оригинал новости)
←Виктория Азаренко посетила шоу Эллен Дедженерес

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика