Евразийский союз: хватит ли политической воли?
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в ответ на интеграционные предложения Владимира Путина о создании Евразийского экономического союза обнародовал через газету Известия своё видение дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве. Это действительно знаменательное событие. Хотя бы потому, что уже длительное время процессы той же белорусско-российской интеграции носили в основном какой-то келейный характер, и их направление определялось исключительно в тиши чиновных кабинетов.
Еще одна важная сторона. Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что Российская Федерация не собирается восстанавливать в каком-то виде Российскую империю, т.е. централизованную державу на постсоветском пространстве, и намерена идти путем интеграции, то есть последовательного сближения и взаимного проникновения цивилизационно и исторически близких государств. Путин 17 октября в интервью трем ведущим российским телеканалам ещё раз специально подчеркнул, что «мы не говорим о каком-то политическом объединении, о возрождении Советского Союза, да Россия даже и не заинтересована в этом сегодня». Именно такой подход должен снять опасения лидеров постсоветских государств относительно того, что Россия намерена урезать их власть, поглотить новоявленных суверенов. В статье Лукашенко, который также не чужд этим фобиям, прямо указывается - «краеугольный камень всего того, что мы собираемся построить, - суверенитет наших государств, который не отменяет даже самая тесная интеграция».
В целом статья белорусского президента настроена положительно к идеям российского премьер-министра. Однако важно, чтобы этот настрой перешел в практическую плоскость, и чтобы обычный белорусский гражданин на себе ощутил преимущества пребывания своей республики в Таможенном союзе, а с нового года и в Едином экономическом пространстве. Ведь, не секрет, что в Белоруссии на рынке товаров народного потребления доминирует китайский ширпотреб и очень мало российских товаров. И нередко можно услышать вопрос: с кем же Белоруссия в Таможенном союзе? С Россией и Казахстаном или же с Китаем?
И все же состоявшийся обмен мнениями вселяет (пусть и недостаточно сильную) надежду, что интеграция между нашими государствами будет охватывать не только область экономики, но и затронет такие сферы, как информационное и гуманитарное пространство. Ведь для того, чтобы проекты ЕЭП и Евразийского союза стали действительно привлекательными, необходимо, чтобы не только экономические показатели, но и гуманитарные стандарты играли определяющую роль в осуществлении этих стратегических замыслов.
Несомненно, публикации Владимира Путина и Александра Лукашенко во многом перекликаются. Оба политика говорят о тех экономических и политических выгодах, которые несут в себе ЕЭП и Евразийский экономический союз. При этом белорусский президент поддержал, пусть и весьма осторожно, идеи введения единой валюты и наднациональных, «возможно политических» органов.
И все же некие сомнения остаются. Ведь, например, Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу в 2000 году, предполагал и единое экономическое пространство, и единую валюту, и действенные наднациональные органы и т.д., вплоть до союзного гражданства, суда и уполномоченного по правам человека. Конечно, в Союзном государстве кое-что делается, но это все же незначительная часть того, что было намечено при его основании. В качестве главной причины союзного долгостроя обычно называется отсутствие пресловутой политической воли. А будет ли она в Евразийском союзе или нас ждет очередной долгострой?