Эффект интеграции
Специалисты ЕАБР (Евразийского банка развития) оценили макроэкономический эффект интеграции России, Беларуси и Украины в Единое экономическое пространство с возможным последующим присоединением Украины.
Специалисты ЕАБР оценили макроэкономический эффект интеграции России, Беларуси и Казахстана в Единое экономическое пространство с возможным
Интеграция в рамках единого экономического пространства к 2030 году может дать ежегодный прирост ВВП России на 75 млрд долларов, Белоруссии – на 14 млрд долларов и Казахстана – на 13 млрд долларов в ценах 2010 года, сообщил на пресс-конференции в РИА «Новости» во вторник директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров.
«Указанные цифры отражают возможный прирост ВВП трех стран ЕЭП по сравнению с показателями, которые могли бы быть у них в условиях отсутствия экономической интеграции. Прогнозные данные были получены в результате масштабного исследования „Оценка экономических эффектов создания единого экономического пространства и присоединения к нему Украины”, проведенного Центром интеграционных исследований ЕАБР совместно с Институтом народохозяйственного прогнозирования РАН и Институтом экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины», – сказал Винокуров.
По его словам, результаты исследования можно условно разделить на две части: первая посвящена оценкам последствий вступления в ЕЭП и Таможенный союз для России, Белоруссии и Казахстана, вторая демонстрирует перспективы и последствия вступления Украины в интеграционные объединения.
«Прогнозный горизонт результатов рассчитан до 2030 года, исследователи рассмотрели целую палитру сценариев интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве», – отметил Винокуров.
Эффект возможной экономической интеграции с Украиной составляет порядка 14% ВВП для Беларуси, 6% ВВП для Украины, 3,5% ВВП для Казахстана и 2% ВВП для России.
Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП для его участников без присоединения к нему Украины за период 2011-2030 годов оценивается в 900 млрд долларов США (в ценах 2010 года), а при присоединении Украины – более чем в 1,1 трлн долларов.
В исследовании рассматривается четыре основных сценария взаимодействия Украины с ТС и ЕЭП.
Первый вариант – сохранение текущей ситуации (базовый). Украина не присоединяется ни к Таможенному союзу, ни к единому экономическому пространству, ни к зоне свободной торговли (ЗСТ). Этот вариант рассматривается как базовый. Эффекты, возникающие при изменении сценариев интеграции, сравнивались именно с этим вариантом.
Полученная в рамках базового прогноза динамика украинского ВВП снижается в долгосрочной перспективе с 4,4% в 2010-2015 годах до 3,6% в 2025-2030-х.
Второй вариант – Украина вступает в ЗСТ СНГ при существующем уровне изъятий: фактически изъятия из механизмов ТС концентрируются в трех отраслях (энергетике, сельском хозяйстве и металлургии). Такое развитие событий практически не скажется на экономической динамике России и Казахстана, поскольку основной объем торговли между этими странами и Украиной приходится на отрасли, уровень таможенных барьеров в которых практически не меняется. Незначительно увеличится экспорт и ВВП Беларуси. Наиболее существенный прирост будет наблюдаться в объемах производства Украины, ВВП которой в среднем превышает объем ВВП в базовом сценарии на 0,5%.
Третий вариант – Украина вступает в зону свободной торговли с Европейским союзом (ЗСТ ЕС) при одновременном применении странами ЕЭП защитных мер по внешней торговле с Украиной, предписанных существующими механизмами ЗСТ СНГ.
В этом случае предполагается взаимная отмена таможенных пошлин между Украиной и странами ЕС. В то же время страны ЕЭП устанавливают таможенные пошлины для Украины на уровне значений, действующих при торговле с европейскими странами. При этом экспорт Украины в страны ЕС возрастает на 10%, импорт из стран ЕС вырастает на 15%.
Торговый оборот между странами ЕЭП и Украиной при этом сократится примерно на 2,5%. Данный сценарий по сравнению с базовым показывает более низкие темпы экономического роста в России, Казахстане и Беларуси, что будет вызвано снижением объема их экспорта на Украину. Динамика ВВП Украины также является более низкой, чем в базовом сценарии, что будет связано со снижением объема экспорта в страны ЕЭП и ростом импорта из стран ЕС, который будет больше, чем увеличение объемов экспорта.
Четвертый вариант – Украина присоединяется к ЕЭП в 2013 году в том же самом формате, что Россия, Беларусь и Казахстан. В этом случае достигается наиболее динамичное изменение структуры украинской экономики в пользу отраслей с более высоким уровнем переработки с последующим технологическим сближением между странами. При реализации этого сценария величина ВВП Украины к концу прогнозного периода будет примерно на 6-7% выше, чем ВВП Украины в сценарии, исключающем интеграцию с ЕЭП.
Если оценивать суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины, то в расчете на душу населения основными выгодополучателями от интеграции станут Беларусь, Украина и Казахстан, в абсолютном значении – Россия.
Во время презентации результатов исследования в режиме видеомоста с Киевом один из украинских журналистов задал специалистам ЕАБР следующий вопрос: «Новый министр финансов Украины Валерий Хорошковский не видит никаких перспектив в присоединении к ЕЭП, он является сторонником интеграции с ЕС. Единственный сторонник интеграции с ЕЭП – премьер-министр Украины Николай Азаров. Каким образом Россия планирует лоббировать принятие данного решения?»
На что один из авторов исследования, академик Национальной академии наук Украины Валерий Геец ответил ему, что целью исследования было – оценить экономический эффект, не учитывая политических противоречий.
«Позитивный эффект от интеграции возникает тогда, когда уровни экономического и технологического развития стран достаточно близки. А если есть значимые разрывы в уровне жизни, доходах, технологиях, возможны проблемы: для менее развитой страны возникает ситуация растущего импорта. При этом возможности экспорта невелики из-за технологических барьеров. Наши расчеты это подтверждают», – отметил заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Марат Узяков, аргументируя преимущества более тесного сотрудничества в рамках ЕЭП.
В свою очередь, председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов отметил, что выводы, полученные в результате исследования, привлекли внимание общественности и специалистов в странах СНГ. «Это результаты масштабного научного труда по комплексному анализу темы интеграции на территории постсоветского пространства. Работу готовили экономисты России и Украины. ЕАБР с готовностью участвует в проведении исследований интеграционных процессов между бывшими союзными республиками», – добавил он.