Минск: власти взяли "выкуп", но посадили правозащитника
Минский городской суд оставил без изменения приговор правозащитнику Алесю Беляцкому, несмотря на выплату почти 90 тысяч долларов определенного ранее "ущерба государству".
Сумму, назначенную судом первой инстанции в качестве возмещения нанесенного ущерба и госпошлины, для арестованного правозащитника собрали всем миром – друзья, коллеги Алеся Беляцкого и озабоченные его судьбой, не знакомые с ним лично белорусы.
Кассационная жалоба в Минском городском суде рассматривалась без присутствия правозащитника, арестованного еще в начале августа минувшего года.
Два месяца назад суд Первомайского района белорусской столицы признал вице-президента Международной федерации прав человека и руководителя белорусского правозащитного центра "Весна" Алеся Беляцкого виновным в сокрытии доходов в особо крупном размере и приговорил к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима.
Во вторник этот приговор оставлен без изменений и вступил в законную силу.
Основанием для ареста и уголовного дела в отношении Беляцкого, по официальной версии, явилось обнаружение счетов на его имя в банках соседних Литвы и Польши. Выдача информации о счетах, осуществленная ответственными ведомствами этих стран по запросу официального Минска, обернулась международным скандалом. Вильнюс и Варшава осудили использование белорусскими властями межгосударственных договоров для расправы с инакомыслящими.
Беляцкий не бежал от объяснений с белорусскими властями и суда, заявляя, что средства от западных организаций предназначались и использовались для правозащитной деятельности и не принадлежат ему лично.
Правозащитники собирают вещи
Квартира, где размещается офис лишенного госрегистрации правозащитного центра "Весна", по документам принадлежит Алесю Беляцкому. И хотя на сайте организации сообщается, что правозащитный центр продолжит деятельность в этом помещении, коллеги Беляцкого не скрывают, что пакуют вещи и подготовили "резервный адрес".
Правозащитник Алесь Беляцкий приговорен к 4 с половиной годам строго режима
Со вступлением приговора в силу обрело реальность и решение суда о конфискации имущества правозащитника. Юристы отмечают, что формулировка "конфискация всего имущества" минским горсудом не конкретизирована.
"Под эту формулировку подпадает всё имущество, в том числе совместное с супругой, – объясняет правозащитник Татьяна Ревяко. – Может быть конфискован офис "Весны", принадлежащая семье квартира, дача и машина".
"Мы в шоке. Когда мы собирали деньги для компенсации назначенного судом ущерба, мы надеялись если не на смягчение приговора и меры пресечения, то хотя бы на отмену пункта, предусматривающего конфискацию имущества", – заявила Ревяко агентству Интерфакс.
По ее словам, в аналогичных делах, не имеющих политической подоплеки, суд реагирует совершено иначе.
Гибкая "такса" закона
На предновогодней пресс-конференции, вспомнив об уголовном преследовании известного правозащитника, президент Лукашенко произнес: "Так заплати, может, из тюрьмы выпустят! Не хочет же платить. Думает, вот сейчас Евросоюз приедет, Лукашенко положит тут, как лягушку растянет, коленом на грудь наступит, а Лукашенко отступится и выпустит из тюрьмы. Нет! Плати деньги!".
Примерно такую же рекомендацию на этой же пресс-конференции президент дал проштрафившемуся бизнесмену Виктору Шевцову: "Ущерб нанес государству — деньги на стол в двукратном-трехкратном размере, и пошел. Не заплатит деньги — будет сидеть в тюрьме".
Практика помилования и смягчения наказания по предложенной схеме широко применяется в Белоруссии, отмечает политолог Александр Класковский.
"Но эта практика действует избирательно, по-разному для "своих" и "противников". Есть свои "сукины сыновья", а есть люди, которых власть считает своими врагами,– говорит Класковский. – В случае с Беляцким власть получила "выкуп", но оппонент Лукашенко остался за решеткой".
Европа в курсе, но помочь не может
Ситуация с Алесем Беляцким рассматривалась депутатами Парламентской ассамблеи Совета Европы, сообщил лидер движения "За свободу" политик Александр Милинкевич, приглашенный на заседания ПАСЕ в Страсбург, где в эти дни активно обсуждается "белорусский вопрос".
Объединенная Европа требует от официального Минска освобождения помещенных в колонии и тюрьмы политических оппонентов Лукашенко и грозит белорусским чиновникам новыми санкциями.
В понедельник ЕС принял решение "расширить критерии для применения к физическим и юридическим лицам ограничительных мер" в виде визовых запретов, замораживания активов и банковских счетов в случае обнаружения таковых на территории Евросоюза.
Какие белорусские субъекты пополнят "черный список" ЕС пока не известно, но белорусский МИД полагает, что "любой белорусский гражданин, получающий зарплату или иное вознаграждение от государства, даже пособие на ребенка, находится под угрозой санкций".
"Не думаю, что есть основательная база для комментариев. Скорее, есть ощущение тупиковой логики в решениях ЕС", – заявила по поводу действий Евросоюза замначальника управления информации МИД Белоруссии Мария Ваньшина.
Аналитики в Минске отмечают, что политический кризис в отношениях Минска с Европой усугубляется, и предполагают, что политзаключенные могут оказаться своеобразным "товаром", "выкупить" который белорусские власти предложат Европе, как только Кремль проявит намерения ограничить экономическую поддержку "союзника".
Угроза для остальных
Пока же оппонентам Лукашенко следует готовиться к усилению репрессий, предупреждают правозащитники.
Осенью минувшего года белорусское законодательство пополнилось нормами, вводящими ограничения для финансирования общественных объединений и партий. За нарушение порядка получения иностранной безвозмездной помощи введена уголовная ответственность.
"Дело Беляцкого" формально "опередило" новые строгости закона, но юрист Ассамблеи неправительственных организаций Юрий Чаусов считает, что показательным преследованием правозащитника власть заявляет о решительности своих намерений.
"Это первый случай, когда [активист] неправительственного сектора непосредственно за свою общественную деятельность попадает за решетку. Его можно рассматривать как акт запугивания других правозащитных организаций, которые сотрудничают с зарубежными фондами и получают гранты на свою работу", – заявил Чаусов на презентации в Минске ежегодного обзора "Свобода ассоциаций и правовое положение неправительственных организаций в Беларуси".
"Под угрозой ликвидации за неуплату налогов с грантов может оказаться и Белорусский Хельсинкский комитет", – полагает юрист.