В картину 20-летней давности вошли лишь очереди
В этот день ровно 20 лет назад - 10 января 1992 года - в Российской Федерации были отменены фиксированные цены на хлеб и молоко. Подробнее - исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.
Теперь впору объяснять, что такое фиксированная цена на товар. Разве она определяется спросом и предложением? 20 лет назад удивлялись как раз этому - упразднению командной распределительной экономики. Начало процессу было положено 2 января 1992 года, когда вступил в силу указ президента Российской Федерации "О либерализации цен".
И тогда, и теперь эту шоковую гайдаровскую терапию не ругает только ленивый. Кто же против того, чтобы все было и при этом стоило дешево? Просто нельзя забывать, что фактически в стране тогда царил тотальный дефицит. Товары и продукты по привычным социально низким ценам элементарно отсутствовали. Пустые прилавки магазинов, многочасовые очереди за тем же хлебом даже в столице - вот картина повседневной жизни 20-летней давности.
Либерализация цен, сопровождавшаяся, кстати, введением свободы частной и кооперативной торговли (а об этом критики реформы обычно забывают сказать) привела, во-первых, к быстрому оживлению экономической деятельности населения, причем повсеместно. А, во-вторых, - к тому, что внутренний рынок стал быстро наполняться потребительскими товарами, несмотря и даже вопреки спаду производства. Правильней будет сказать, что просто производство стало ориентироваться на потребности рынка, а не на "план по валу или вал по плану".
На самом деле удивляться надо другому - тому, что в том же, 1992, году внутренний рынок товаров народного потребления и продуктов питания возник как таковой. Удалось преодолеть товарный дефицит и отвести вполне реальную угрозу надвигавшегося голода, которым все, одновременно с критикой Гайдара, друг друга же и пугали. В общем, проблема наполнения полок магазинов была решена раз (и надо думать) навсегда. И показательно, что произошло это не после, а до проведения массовой приватизации и до создания других рыночных условий.
Можно только догадываться, как долго продлился бы в России переход от социалистической к рыночной экономики, если бы тогда возобладали осторожные многоступенчатые подходы к реформе. Соседняя Белоруссия, на мой взгляд, - наглядный пример такого затянувшегося перехода. Согласитесь, одно дело, когда плату за шоковую терапию (а это гиперинфляция и снижение показателей жизненного уровня населения) платят год-полтора, а потом только вспоминают как дурной сон, и другое - когда этот негатив длится десятилетиями.