Белорусский МиГ-29 – многоцелевое назначение
Сформированные в июне 1992 г. Военно-воздушные силы Республики Беларусь получили в свое распоряжение практически всю авиационную технику ВВС бывшего Советского Союза, базировавшуюся к этому времени на белорусской территории. В число этого советского 'наследия' вошло и более 80 истребителей МиГ-29 типа '9-12' и '9-13'.
Чуть более полусотни их базировалось на аэродроме Береза и ранее входило в состав 921-то истребительного авиаполка бывшей 26-й воздушной армии ВВС Советского Союза, теперь преобразованного в 927-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. Еще три десятка таких машин поступило в 1992 г. на авиабазу Россь из состава расформированного 787-го истребительного авиаполка ВВС Советского Союза, входившего в состав Западной группы войск, дислоцировавшейся в Германии. Последние потом были переведены в Барановичи. где на базе бывшего 61-го истребительного авиа-полка 2-й отдельной армии ПВО Советского Союза сформировали 61-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. К середине 90-х гг. в ее составе числилось 30 истребителей МиГ-29 и 23 более тяжелых Су-27П, еще 52 'МиГа' эксплуатировалось 927-й авиабазе в Березе.
Значительное сокращение потребной численности военной техники в Вооруженных силах Республики Беларусь в течение 90-х гг. высвободило немалое количество достаточно современных самолетов, часть из которых решено было продать за границу.
В результате, в 1996 г. 18 истребителей МиГ-29 (включая две 'спарки' МиГ-29УБ) было поставлено Белоруссией по контракту в Перу. Еще 31 самолет этого типа в течение 1999-2002 г. обрел нового владельца в лице ВВС Алжира. Первые 16 белорусских МиГ-29 прибыли в эту африканскую страну в 1999 г., в следующем году за ними последовали еще 11, а две заключительные пары 'МиГов' Беларусь поставила в Алжир в 2001 и 2002 гг. (все данные - согласно официально опубликованным протоколам ООН об экспорте вооружений и военной техники).
В итоге, к началу нового века в составе ВВС Республики Беларусь осталось чуть более 40 истребителей МиГ-29 на авиабазах в Березе и Барановичах. Часть из них решено было подвергнуть модернизации с использованием российского опыта, полученного во второй половине 90-х гг. при создании первых вариантов МиГ-29СМТ. И хотя российские партнеры по программе белорусской модернизации официально не называются, анализируя идеологию и конкретные технические решения доработки белорусских 'МиГов', нетрудно сделать вывод о том, что в этих работах широко участвовали специалисты российского ОКБ "Русская авионика". Разработки именно этого коллектива были внедрены на борт первых опытных самолетов по программе МиГ-29СМТ, поступивших на испытания в 1997 г. В дальнейшем, правда, ВВС России решили отказаться от предложенного варианта модернизации МиГ-29, переориентировавшись на другого исполнителя работ по комплексированию обновленного 'борта'. Аналогичную судьбу постигло и совместное предложение 'Русской авионики' и ИАПО по модернизации истребителей типа Су-27 и Су-30: воплотившие подобные доработки опытные Су-27УБМ и Су-30КН не нашли дальнейшей поддержки в России. Модернизация строевых истребителей Су-21 ВВС России с 2003 г. проводится по другому 'сценарию' и другим составом исполнителей. А обновленная российская программа МиГ-29СМТ пока так и не увидела реального воплощения в ВВС страны (возможно, к ней удастся все же приступить в 2006-2007 гг., но сейчас модернизированные МиГ-29СМТ выпускаются исключительно на экспорт по контрактам с Йеменом и Эритреей).