ИТОГИ ГОДА: Новые проекты, старые проблемы

Источник материала: Interfax-Kazakhstan
30.12.2011 10:58 — ИноСМИ

ИТОГИ ГОДА: Новые проекты, старые проблемыУходящий год выдался для Казахстана богатым на политические события. И если на политическом поле, похоже, настало время жатвы, то экономика страны все еще на стадии посева.

Безусловно, этот год был урожайным на крупные проекты. Их запуски всегда были приурочены к каким-нибудь знаменательным датам. Вспомнить только о массовых открытиях новых производств накануне юбилейного Дня независимости. Руководители регионов рапортовали об успешной реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, руководители компаний с воодушевлением рассказывали о своих производствах и отчитывались о потраченных на это государственных средствах.

Тем не менее, не давали забыть о себе старые проблемы, в первую очередь в банковском секторе. Реорганизация регуляторов пока не сняла с повестки дня ряд наиболее острых вопросов. Плюс ко всему, в этом году рьяно заговорили об очередном витке финансового кризиса и вновь предлагали "затянуть пояса". 

 

БОЛЬШОЙ КУШ

 

В этом году в стране свершилось одно из самых ожидаемых за последние три года событий - урегулирован вопрос Карачаганака, естественно, в пользу Казахстана. 14 декабря казахстанское правительство и участники консорциума Karachaganak Petroleum Operating (KPO) подписали соглашение, согласно которому акционеры KPO передают государству 10% доли в проекте разработки месторождения Карачаганак в Западно-Казахстанской области. Получив желанную долю в этом проекте, Казахстан, наконец, стал совладельцем всех крупных нефтяных месторождений на своей территории.

Официально планы по вхождению в проект KPO премьер-министр Казахстана Карим Масимов озвучил в конце декабря 2009 года. Незамедлительно последовали споры, разногласия, судебные разбирательства. Сначала BG Group Plc подала в международный арбитражный суд иск против Казахстана на сумму более $1 млрд, оспаривая введенные республикой экспортные пошлины на нефть (иск впоследствии был приостановлен). Реакция казахстанских властей не заставила себя ждать, и вскоре на компанию обрушился шквал различных претензий и требований от контролирующих органов. Генеральная прокуратура предъявила консорциуму претензии о вреде экологии и потребовала выплатить 3 млрд тенге в качестве возмещения ущерба. Финансовая полиция обвинила КРО в получении 104 млрд тенге от незаконной добычи нефти и заявила, что подозревает руководство в хищении 187 млрд тенге. Одновременно в консорциуме начались проверки прокуратуры на предмет соблюдения трудового и миграционного законодательства и налогового комитета на предмет выплаты налогов в период с 2005 по 2008 годы. 

Определенная ясность в планах Казахстана в этом вопросе появилась в начале июня 2010 года. Тогда стало известно, что казахстанская сторона претендует на 10%-ную долю в проекте и направила соответствующее предложение участникам консорциума КРО. 

С того момент и вплоть до конца этого года шли неустанные переговоры между акционерами и правительством, увенчавшиеся успехом Казахстана. Впрочем, как заметил министр нефти и газа Сауат Мынбаев, консорциум подтвердил, что это соглашение в их интересах. Было решено, что Казахстан приобретет 5%-ную долю в проекте за $1 млрд, а еще 5% получит в обмен на урегулирование всех претензий госорганов - неналоговых и нетаможенных. Итого "КазМунайГаз" стал участником проекта с долей в размере 10%. Правда, отчасти в долг... Заем в размере $1 млрд сроком на три года "КазМунайГазу" предоставят в самом KPO, долг будет обслуживаться и погашаться в счет тех финансовых потоков, которые генерируются десятипроцентной долей. При этом стороны взаимно отзывают все арбитражные иски и требования. 

Казахстан станет полноправным участником проекта Карачаганак до середины 2012 года. В результате BG Group сократит свою долю в КРО до 29,25% с нынешних 32,5%, Eni до 29,25% с 32,5%, Chevron до 18% (в настоящее время 20%), ЛУКОЙЛ 13,5% (15%). А "КазМунайГаз" к тому сроку вступит в права собственности на свои 10%. 

Так, вполне закономерно, закрылся вопрос вхождения Казахстана в проект разработки Карачаганака, прения по которому заняли у сторон почти два с половиной года. 

 

ПТИЧКА, ПОЛЕТЕЛИ СО МНОЙ!

 

А вот другой вопрос - о начале деятельности Единого экономического пространства (ЕЭП) Казахстана, России и Беларуси, напротив, к концу года набирает актуальность.

Таможенный союз страны уже создали: с июля этого года между участниками альянса официально не действует таможенный контроль, осенью страны подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. В ноябре главы России, Казахстана и Белоруссии подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии. 

Как заметил в одном из своих выступлений президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, ЕЭП - это следующая ступень после Таможенного союза, за которой последует экономический союз. 

Согласно декларации, все нормы ТС привели в соответствие с нормами ВТО, предусмотрительно обозначив, что в случае вступления в ВТО нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС. Протокол о вступлении России в ВТО был подписан в середине декабря этого года, а Казахстан планирует присоединение к организации в 2012 году. 

В этом году, наблюдая за экономическими переменами стран-участниц ТС и рядом преимуществ объединения, некоторые другие государства всерьез задумались о вступлении в ТС. 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Страну уже включили в состав ТС, но фактически присоединение произойдет уже в 2012 году. 

Новая Зеландия и Вьетнам также планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным союзом. Молдова, начав изучение вопроса, столкнулась с негативной реакцией Европейского союза, который ультимативно заявил о лишении ее льгот в случае вступления в Таможенный союз. Узбекистан, в свою очередь, отказался от присоединения к ТС, мотивируя это опасениями того, что отношения участников союза "выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание". 

Впрочем в отношении будущего ТС мнения большинства экспертов и политиков стран СНГ все же сходятся к одному: если хочешь пожинать здоровые плоды этого союза, сеять предстоит долго и тщательно. 

 

FOR SALE

 

Казахстан затеял массовую распродажу ценных бумаг компаний с госучастием и даже определился со списком претендентов, которые будут участвовать в программе "народного IPO". В конце августа 2011 года, спустя больше полугода после того, как Н.Назарбаев поручил правительству обеспечить размещение акций ряда национальных компаний среди неограниченного круга инвесторов, в том числе населения, правительство раскрыло карты и представило предварительный проект госпрограммы "народного IPO".

Стало известно, что в так называемый первый эшелон компаний, акции которых будут предложены населению, вошли "Казтрансойл", KEGOC и Air Astana. Во второй эшелон, размещение будет уже в 2013 году, вошли АО "КазТрансГаз", АО "КазМорТрансфлот", АО "Самрук-Энерго". Третий эшелон - это национальная железнодорожная компания "Казахстан темир жолы", АО "Казтемиртранс" - будет выводиться на фондовый рынок в 2013-2014 годах. В 2015 году на "народное" IPO могут быть выведены акции сырьевых гигантов "КазМунайГаз" и "Казатомпром". 

В целом, в рамках программы планируется реализовать населению и пенсионным фондам от 5% до 15% акций госкомпаний. По расчетам Минэкономразвития, предполагаемый спрос на эти бумаги может составить до $500 млн. Из них текущий спрос со стороны населения оценивается в $100-200 млн, спрос со стороны пенсионных фондов на акции госкомпаний - в $200-300 млн. 

 

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ ОПАСЕН

 

На фоне декларируемых побед в других сегментах экономики критика и самокритика финансистов, заявлявших о все еще продолжающихся проблемах финансового сектора Казахстана, вызывала массу дискуссий как в профессиональных кругах, так и среди простых обывателей.

Вторая волна мирового кризиса, нерешенная проблема плохих активов и ряд других тем по очереди становились центральными в полемике экспертов различных мастей, которые как-то обходили в своих дискуссиях проблему задыхающейся от бремени финансовых проблем крупнейшей кредитной организации Казахстана - БТА Банка. 

Тем временем дефицит капитала этой организации, в которую влили немалое количество госденег, к концу 9 месяцев текущего года достиг $2,2 млрд, другие финансовые показатели также не внушали оптимизма. 

Спустя чуть меньше месяца после туманных рассуждений акционера банка - госфонда "Самрук-Казына" о вероятности предоставления или не предоставления дальнейшей поддержки, 22 декабря банк объявил, что планирует очередную реструктуризацию части своей задолженности и вынесет этот вопрос на обсуждение на общее собрание акционеров банка, которое состоится 26 января 2012 года. Основной акционер банка госфонд "Самрук-Казына" высказался в поддержку этого предложения. Предполагается, что планируемая реструктуризация будет осуществлена в отношении выпущенных банком в рамках реструктуризации, завершившейся в 2010 году. 

Между тем не забыта еще прошлогодняя аналогичная эпопея БТА. Как известно, в сентябре прошлого года банк завершил процедуру реструктуризации финансовой задолженности, в результате чего размер задолженности банка снизился с $16,65 млрд до $4,2 млрд. После завершения процесса казахстанский БТА Банк, допустивший дефолт в 2009 году, контролируется госфондом "Самрук-Казына" (81,48%), а кредиторы банка получили в общей сложности свыше 18% акций. 

Несмотря на мнение менеджмента банка о том, что своевременно осуществленная реструктуризация обеспечит дальнейшее нормальное функционирование банка, позволит укрепить его финансовое положение, и в перспективе - восстановить его позиции на рынке, кулуарно ряд экспертов высказывает категоричные и крайне неутешительные прогнозы. В то же время некоторые уверены, что договориться с кредиторами удастся - дескать, это мелочь, и не о таком договаривались (имея в виду, что первая реструктуризация была гораздо крупнее). Оптимисты аргументируют свое мнение тем, что у государства есть все возможности, чтобы не дать банку обанкротиться. 

Тем временем председатель совета директоров БТА Анвар Сайденов в письме акционерам и держателям GDR выразил сомнения в том, что сможет банк найти средства на очередную выплату по долгу. Дата выплаты БТА Банком очередного купона по нескольким выпускам еврооблигаций в тенге, долларах и евро приходится на 1 января 2012 года. Общая сумма выплаты в долларовом эквиваленте составляет свыше $160 млн. 

Добавит ли это оптимизма экспертам, прогнозирующим возможность повторной реструктуризации, неизвестно. Но глава Нацбанка Григорий Марченко подчеркивает, что значительная часть прошедших реструктуризацию структур осуществляли ее повторно. 

"По той статистике, которую мы видели, 34% всех компаний, которые проходили в США, например, они проходили потом вторую реструктуризацию. Поэтому та конкретная ситуация, что у нас три банка прошли реструктуризацию и один из них будет это делать второй раз - это не является ничем ни новым в мировой практике и тут в принципе само по себе это ничего страшного. Просто внешняя среда все это время продолжала оставаться достаточно сложной", - отмечал Г.Марченко. 

Даже в случае одобрения повторной реструктуризации, остается открытым вопрос, достигнет ли она своих целей или БТА Банк останется в истории казахстанской банковской системы как титан, загубленный жадностью своего прежнего менеджмента? 

Interfax-Kazakhstan(оригинал новости)
←Трамвай протаранил троллейбус в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика