Минск снова хочет «присесть» на транзитную трубу
Власти Белоруссии вновь настаивают на пересмотре тарифов на прокачку российских углеводородов
В этом году белорусские власти решили не нарушать установленную ими недобрую традицию устраивать в предновогоднюю ночь выяснение углеводородных отношений с Россией. На этот раз Александр Лукашенко в стиле известного персонажа, который любил приговаривать «маловато будет», обозначил намерение заделать очередную зияющую пробоину в белорусском бюджетном корабле с помощью проверенной палочки-выручалочки в виде российского энергетического транзита. Утратив с передачей Москве контроля над Белтрансгазом возможность диктовать свои условия в сфере транзита голубого топлива, Минск, судя по всему, полон решимости с лихвой компенсировать эту потерю за счет повышения «финансовых удоев» с российской нефтяной трубы.
Как стало известно, власти Белоруссии планируют поднять тариф на прокачку российских жидких углеводородов в Европу на 20%. При этом, как утверждают в российском Минэнерго, белорусские «хотелки» не имеют под собой веских юридических обоснований. Дело в том, что действующее двухстороннее соглашение предполагает специальную методику расчета тарифов на транзит нефти, в соответствии с которой любое изменение тарифа на транзит российской нефти через территорию Белоруссии должно быть экономически обосновано, подчеркивает представитель Минэнерго. Впрочем, период, гарантированный от новых финансовых посягательств со стороны Минска, подходит к концу: срок действия упомянутых соглашений истекает 1 февраля 2012 года. Так что информационная «артподготовка» со стороны белорусского руководства осуществляется с этим прицелом.
Учитывая, что у Александра Лукашенко после продажи 100% акций Белтрансгаза «Газпрому», по сути, осталась только одна российская транзитная «дойная корова», нетрудно предположить, что нефтяной торг будет как никогда острым. Непосредственной отмашкой на предъявление России новой порции финансовых претензий стало как бы мимоходом оброненное Александром Лукашенко замечание о том, что Белоруссия получает от транзита российских энергоносителей намного меньше, чем любая другая европейская страна.
При этом белорусский лидер в присущей ему манере «забыл» сообщить заинтересованной внутренней аудитории вторую часть правды, а именно то, что с момента вступления в силу соглашения о создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном данный документ фиксирует новую формулу ценообразования и предусматривает отказ от количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин во взаимной торговле, в результате чего Белоруссия стала получать российские энергоносители по беспрецедентно низким тарифам, которые почти сравнялись с внутрироссийскими ценами на энергетическое сырье.
Вероятность и перспективы исхода очередной энергетической «дуэли» между Москвой и Минском в интервью KM.RU прокомментировал доцент Российской академии государственной службы при президенте РФ, эксперт в энергосфере Вениамин Вутянов:
– Это – тот самый случай, когда приходится констатировать, что в экономике подчас бывает очень много политики. Александр Лукашенко выбрал удачный момент для того, чтобы озвучить новые условия транзита российских энергоносителей. Понятно, что Владимиру Путину в преддверии выборов сейчас нельзя делать резких телодвижений, но при этом Минску надо достаточно жестко показать его место. В конце концов, ситуацию с получением контроля над Белтрансгазом удалось разрешить в нашу пользу, теперь в повестке дня – нефтяной вопрос. С другой стороны, надо учитывать, что с 1 января 2012 года мы будем находиться в рамках единого экономического пространства, так что вставлять палки в колеса – это, мягко говоря, неполиткорректный шаг со стороны Белоруссии.
К тому же не стоит забывать, что Белоруссия функционирует в режиме жесточайшего экономического кризиса, причем это продолжается уже как минимум полгода. Соответственно, г-н Лукашенко изыскивает все возможные способы, чтобы каким-то образом закрывать возникающие бюджетные дыры. Учитывая, что наши власти известны своей любовью к углеводородной теме и всему, что связано с экспортом, я думаю, они будут пытаться утрясти этот вопрос всеми возможными способами.
Как мне кажется, Россия пойдет навстречу Белоруссии, но на определенных условиях. Возможны три варианта. Первый – это небольшое повышение нынешнего тарифа. Второй вариант связан с оказанием Белоруссии финансовой помощи путем предоставления длинного кредита по минимальному проценту, соответственно, уже без повышения тарифа. Как говорится, вот тебе кредит и ни в чем себе не отказывай. Третий вариант – это продажа России активов в сфере трубопроводного транспорта нефти. После получения контроля над Белтрансгазом этот вопрос находится в зоне пристального внимания и интереса со стороны нашего политического руководства.
Безусловно, в рамках недавно созданного Таможенного союза мы не могли не пойти навстречу Белоруссии по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть и газ. Что касается Таможенного союза вообще, то здесь надо честно признать (и это – не только мое мнение), что эта структура на данном этапе приносит нам больше негативных последствий. Это связано с тем товаропотоком, который пошел на наш рынок из Белоруссии и Казахстана (например, автомобили). Естественно, это задевает интересы тех российских компаний, которые раньше занимались аналогичными поставками. Самый яркий пример – это молокоперерабатывающая промышленность, которая на сегодняшний день находится в России в стагнирующем состоянии. Плюс еще идет недобросовестная конкуренция со стороны белорусских производителей, у которых закупочная цена молока изначально в два раза меньше. Соответственно, они могут предлагать потребителям конечную продукцию по более низким ценам по сравнению с российскими коллегами. Хотя, конечно, на стадии создания ЕЭП негативные стороны Таможенного союза будут минимизированы за счет выравнивания условий конкуренции во всех странах, входящих в интеграционную группировку.
Так или иначе, до наступления нового года в энергетической сфере никаких резких телодвижений никто делать не будет. Речь идет об экспортных поставках в Европу. Сколько уже можно испытывать терпение европейских потребителей? Если так пойдет и дальше, то они в конце концов могут заставить свои правительства помириться с тем же Ираном. А могут начать поставлять сжиженный сланцевый газ из США, которые свои потребности уже полностью обеспечили. Так что нам не стоит терять такой рынок, тем более что экспорт «Газпрома» в последнее время падает. Резюмируя, нефтяную сферу Белоруссии ждет та же судьба, что и газовую (Белтрансгаз уже перешел под контроль РФ), однако все активные движения в этом направлении, скорее всего, будут делаться уже после марта.