Евразийский экономный союз
Россия пересмотрела подходы к интеграции на постсоветском пространстве
В 2011 году руководство России пересмотрело отношение к интеграционным объединениям на постсоветском пространстве. В условиях кризиса Москва отказалась от дорогостоящих попыток наполнить жизнью СНГ и предпочла сосредоточиться на менее затратных, но более эффективных форматах. Главным из них станет Евразийский экономический союз, который должен возникнуть на основе Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Правда, пока от экономической интеграции больше выигрывает не Москва, а Астана: многие российские фирмы начали регистрироваться в Казахстане, где более низкие налоги.
Уходящий год стал переломным для российской политики на постсоветском пространстве, которое Москва упорно пытается превратить в зону своих исключительных интересов. По итогам года стало окончательно ясно: работа в СНГ больше не входит в число внешнеполитических приоритетов Москвы. А сама организация встала на путь превращения в подготовительную площадку для более продвинутых форм интеграции. 18 октября в Санкт-Петербурге премьеры стран СНГ подписали новый Договор о зоне свободной торговли. Как пояснил "Ъ" глава экономического департамента исполкома СНГ Андрей Кушниренко, цель этого документа — превратить содружество в своеобразные «подготовительные курсы для поступления в университет», то есть в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП). При этом обязательного вступления в ТС и ЕЭП от всех стран СНГ Россия требовать уже не будет.
Москва не только отказалась от прежних форматов, но и сформулировала видение нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза, который должен возникнуть на основе ТС и ЕЭП. Автором этого проекта стал премьер и кандидат в президенты РФ Владимир Путин, обрисовавший его в октябре. По словам господина Путина, союз призван стать «мощным наднациональным объединением, способным стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки” между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». У союза должны быть единая валюта, макроэкономическая политика и орган управления.
Москва и ее партнеры начали переходить от слов к делу. Уже в декабре президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали договор о создании управляющих органов Евразийского экономического союза, в котором у всех стран будет равное представительство. К 2015 году комиссия союза под руководством Виктора Христенко должна подготовить всю нормативную базу интеграционного объединения. Кроме того, в этом году предтеча Евразийского союза — ТС — наконец-то заработал в полную силу.
Оценить позитивный экономический эффект для России пока сложно. Но в приватных беседах российские чиновники уже вполне открыто говорят о негативных эффектах сближения с соседями. «Полной статистики еще нет, но уже сейчас появляется информация, что некоторые российские компании начали перерегистрироваться в Казахстан,— рассказывает чиновник аппарата правительства РФ.— Логика вполне ясна. Условия для работы на нашем рынке для них сохранятся, а налоги в Казахстане куда ниже». Действительно, НДС в России — 18%, а в Казахстане — 12%. Ставка НДФЛ — 13% в РФ против 10% в Казахстане, ставка налога на прибыль — 20% против 15%. Не говоря уже о растущих в РФ социальных выплатах.
В сфере безопасности Россия также сделала ставку на повышение эффективности. Доселе аморфную Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Москва весь год старалась превратить в полноценный военно-политический блок. Для этого ОДКБ надумала отказаться от системы принятия решений консенсусом, продолжилось формирование Коллективных сил оперативного реагирования, был согласован перечень тем, по которым члены блока будут выступать с единых позиций. Потребность в интеграции источники “Ъ” в секретариате ОДКБ объясняют растущими внешними угрозами: как со стороны Афганистана, откуда скоро уйдут США, так и со стороны Twitter-революций, свергших немало авторитарных режимов. В этих условиях члены ОДКБ готовы обороняться вместе.
Несмотря на первые успехи интеграции, двусторонние отношения со многими государствами бывшего СССР за год серьезно испортились. Прежде всего, произошел разлад с Украиной. Если в прошлом году Москва и Киев переживали медовый месяц, то с середины 2011 года президент Виктор Янукович вступил в открытый конфликт с Кремлем, добиваясь пересмотра цен на газ. Решения этого спора найти пока не удается: «Газпром» не снижает цены, а Киев не соглашается вступить в ТС и отдать России свою газотранспортную систему.
Крайне неудачными оказались итоги года для российской политики в двух непризнанных республиках на просторах бывшего СССР: Южной Осетии и Приднестровье. И Цхинвал, и Тирасполь серьезно зависят от финансовой помощи Москвы. Тем не менее, в Южной Осетии на президентских выборах кремлевский кандидат Анатолий Бибилов с треском проиграл оппозиционерке Алле Джиоевой. Конфликт чуть не обернулся «цветной революцией» и пока не завершен. Ситуация в Приднестровье складывалась менее драматично, но не менее неприятно для Кремля: угрозы Москвы не заставили бессменного президента Игоря Смирнова отказаться от участия в выборах. И хотя в итоге неугодный Москве господин Смирнов проиграл, выборы прошли явно не в соответствии с кремлевским сценарием.