Уроки года
Главным итогом 2011 года для постсоветского пространства можно считать, естественно, не объявление Евразийского Союза, который еще предстоит построить, а открытие на юге Таджикистана базы индийских ВВС. Индусы, перестроив бывший советский аэродром, намерены установить контроль над северными районами Афганистана, западными областями Пакистана и Китая, что, естественно, вызовет определенное напряжение у Исламабада и Пекина. Попутно, Индия со всей очевидностью вступила в состав региональных держав, оказывающих серьезное политико-экономическое влияние на центральноазиатскую часть региона СНГ, где большая часть государств является членами ЕврАзЭС.
Буквально через пару недель после появления индийских ВВС в предгорьях Памира, президент Республики Беларусь А. Лукашенко, выступая 23 декабря на пресс-конференции для белорусских журналистов, заявил, что ЕврАзЭС исчерпал себя, и Минск более не намерен тратиться на содержание его аппарата: «Беларусь больше не будет финансировать евразэсовские структуры. Эти 160 чиновников нам даже документы не нарабатывают. Они не обсуждают актуальные для нас вопросы».
С учетом опыта участия Беларуси в интеграционных объединениях, легко представить, сколь «внушителен» финансовый вклад Минска в функционирование ЕврАзЭс. Стоит напомнить о многомесячном торге вокруг финансового участия республики в Антикризисном фонде ЕврАзЭс, вклад РБ в который оказался чисто символической величиной, особенно в сравнении с кредитным аппетитом республики.
Действительно, кредит АФ ЕврАзЭс частично получен, транши расписаны, т.е. ЕврАзЭс Минску уже не нужен. Но скорее всего, А. Лукашенко, уже не в первый раз, пытается отодвинуть от ТС – ЕЭП возможных конкурентов по получению российских дотаций и преференций – Киргизию и Таджикистан. Реализовать блокировку Минск-Астана против Москвы в рамках «Тройки» ЕЭП задача куда более простая, нежели охранять пространство своих интересов в более сложной комбинации - с дебютом Бишкека и Душанбе. Кстати будет упомянуть, что в РБ до сих пор пользуется гостеприимством бывший президент Киргизии Курманбек Бакиев.
Кроме того, сам А. Лукашенко не терпит конкуренции в принципе. Это проявляется не только в локальном масштабе, а именно в постоянном уклонении от открытых дискуссий со своими политическими оппонентами, но и на международной арене. Очень болезненно, например, в свое время белорусский президент реагировал на предложения расширить состав Союзного Государства России и Белоруссии, тщательно оберегая свой статус «единственного союзника».
Не выходя за рамки выработанного сценария, А.Лукашенко, едва получив возможность припасть к ресурсам ЕЭП, тут же выступил против расширения круга получателей дотаций и преференций, справедливо опасаясь, что Киргизия и Таджикистан рано или поздно потребуют соразмерной белорусской, доли российских ресурсов. Стоит напомнить, что Беларусь входит в 2012 год в формате монопольной экономической и политической зависимости от России.
В эти дни умер Ким Чен Ир, близкий по духу А. Лукашенко лидер Северной Кореи, страны в общих чертах похожей по геополитическому позиционированию на Беларусь: КНДР почти целиком зависит от доброй воли Пекина. Балансирование на противоречиях между Китаем и США позволило семейству Кимов приватизировать нищую горную страну с вечно голодающим населением. Любопытно, что Ким Чен Ир, имевший при жизни титулы «Солнце коммунистического будущего», «Великий человек, склонный к практическим делам», «Единственный и Блестящий руководитель», «Нежно любящий отец», «Великое солнце XXI века», вел далеко не аскетический образ жизни, но всегда демонстрировал на людях отменную скромность, надевая китель северокорейского производства.
Белорусский президент, демонстрируя 23 декабря костюм минского индпошива и посвятив часть своего монолога младшему сыну, видимо, срочно нарабатывал очки к имиджу Нежно любящего отца и Великого человека, склонного к практическим делам. Однако противоречивые итоги года не позволят ему расслабиться и в 2012 году.
1.Власти не решили проблему глубокого структурного экономического кризиса, поразившего экономику республики в 2011 году. Отказавшись от экономических реформ и приватизации, белорусское руководство сделало ставку исключительно на привлечение внешних дотаций и преференций, в очередной раз вступив в опасную игру на интеграционном поле. Необходимо учитывать, что Беларусь входит в Единое экономическое пространство на пике своей экономической зависимости от России. Провал любого соглашения по поставкам энергоносителей или введение каких-либо ограничений для белорусских товаров способны ввергнуть белорусскую экономику в пучину настоящей экономической катастрофы. В принципе, осознает эту зависимость и белорусский президент: «Сегодняшняя цена - 165 долларов. Готовы мы под 400 долларов платить? Нынешний год показал, что 300 с лишним — захлебывались. Поэтому не надо меня критиковать…» (23 декабря 2011 г.).
Белорусский президент признает, что республика не может платить мировые цены за импортные энергоносители, тем самым констатируя, что Беларусь не является суверенным государством, так как суверенитет необходимо оплачивать самостоятельно, и суверенитет означает мировые цены на импорт. Беларусь является глубоко зависимым государственным образованием, выживаемость которого зависит от благосклонности Москвы или востребованности Москвой тех или иных белорусских промышленных активов, которые можно продать, или, наконец, готовности Минска выполнять те или иные роли в геополитическом раскладе на постсоветском пространстве.
По итогам 2011 года о таких категориях, как белорусский суверенитет и независимость, увы, говорить не приходится. Уже на нынешнем этапе зависимое положение республики во многих чертах определяет ее международный имидж. Вне сомнений то, что тенденция к усилению влияния этой зависимости на международные позиции республики закономерна и проявит себя на международной арене в 2012 г.
2. Политический кризис в республике, связанный с событиями 19 декабря 2010 г., до сих пор не преодолен. В стране имеются политические заключенные, и этот факт делает абсурдными разговоры об участии оппозиции в парламентских выборах.
Автор этих строк весь предвыборный 2010 год призывал к бойкоту президентских выборов, постоянно разъясняя опасность игры по правилам режима и вступая в заочную полемику с теми, кто кричал об открывшихся возможностях пропаганды (это в век Интернета!). События 19 декабря 2010 года продемонстрировали, кто был прав.
За прошедший год в рядах оппозиции произошли естественные процессы селекции, и в настоящее время понятно, что те политические и общественные деятели, которые призывают к участию в парламентских выборах 2012 года, являются платной агентурой КГБ в полном смысле этого слова. Люди выполняют задание… Их аргументация, призванная втянуть оппозицию в очередную кровавую мясорубку (политический «мясокомбинат» не может простаивать без «сырья»), смехотворна, но она будет подкреплена деньгами…
К счастью, в белорусской оппозиции еще не перевелись здоровые силы, которые не забыли кровавый опыт президентской кампании 2010 года, когда оппозиция, опьяненная послаблениями, к слову, крайне ограниченными, принялась играть в демократию с авторитарным режимом, обеспечивая легитимность его запрограммированной победы. Сейчас идея бойкота выборов, как и любых политических контактов с режимом находит все больше сторонников.
Похищение украинской женской политической группы «Femen»и издевательства над женщинами, осуществленные спецподразделением одной из белорусских спецслужб, продемонстрировали, что в стране легально существуют бандформирования, подготовленные для тайных расправ над инакомыслящими. Стоит напомнить, что это далеко не первый случай проявления террористического подполья, пестуемого властями. В 2009 году, видимо, тоже бандформирование захватило репортерскую группу НТВ прямо в гостинице и только случайность спасла российских телевизионщиков от расправы.
Автор этих строк не поддерживает формат выступлений «Femen», считая, что их пикеты не содействуют борьбе, а только дискредитируют оппонентов власти, как и в Киеве, так и, в данном случае, Минске. Но захватывать людей, возить по Минску с завязанными глазами, раздевать женщин, избивать их, обливать краской, отрезать волосы и т.д. – все это из арсенала фашистских штурмовиков и белорусских полицаев. Отпирания и оправдания КГБ и МВД, что они к данному инциденту не имеют никакого отношения, выглядят, как минимум, идиотскими. Ведь власти упорно навязывали обществу миф о том, что белорусские спецслужбы настолько высокопрофессиональны, что могут изловить любого террориста за сутки. Ну, так все ждут! Девушек неизвестные лица захватили на автовокзале, где есть видеозапись и толпа свидетелей. Где же блистательная работа по захвату и изобличению преступников?
Власти не понимают, что творят. Террористические методы по сохранению власти почти мгновенно делегитимизируют правящий режим. Белорусское руководство может провести хоть сотню судебных процессов над реальными террористами, но никто не поверит в судебный вердикт, так как факты использования бандформирований для расправ над своими оппонентами из-за угла в значительнейшей мере подорвали доверие к власти.
3. Объективно, ситуация еще сложнее, и проблема многограннее. 19 декабря 2010 г. и разгон молчаливых акций летом 2011 года сотрудниками МВД и КГБ в штатском окончательно уничтожили остатки какого-либо гражданского доверия к правоохранительным органам. Сейчас МВД, КГБ и другие спецслужбы воспринимаются, как наследники гестапо, воюющие против собственного народа за свои собственные и властные интересы.
Судебные процессы над схваченными на белорусских улицах людьми, а также провал судебного процесса над Коноваловым и Ковалевым (общество не приняло вердикт суда) привели к делигитимизации белорусской судебной системы.
Легитимность законодательной власти уже давно притча во языцех. Если уже А. Лукашенко приходится рассказывать сказки о неких спорах и даже столкновениях между депутатами нижней палаты белорусского парламента («драках»), подробности которых он не хотел бы выносить «на люди», то говорить о белорусском парламенте можно только как о парламентском морге, где складированы политические трупы.
Исполнительная власть в лице Совета министров за долгие месяцы валютного дефицита, огромной инфляции, падения реальной заработной платы и волны трудовой миграции окончательно себя дискредитировала потоком утопических заявлений, оптимистично обещавших расправиться с кризисом и даже прогнозировавших точные и не очень даты этой неминуемой расправы, уверенно убеждавших, что девальвации не будет и т.д. Мифы о появлении в недрах белорусской экономической власти неких реформистов – рыночников (имитация готовности к реформам!) окончательно прояснили, что белорусский Совет министров недееспособен. Единственная роль, с которой он справляется – быть стадом козлов отпущения, призванных отвечать за экономическое безумие своего пастуха – А. Лукашенко.
4. А.Лукашенконе смог просчитать последствия своих решений, в результате породив небывалый кризис доверия к себе. Получив огромную финансово-ресурсную поддержку со стороны России, он посчитал, что выполнил свою роль, и сейчас в роли героя может почивать на заслуженных лаврах. Вопреки ожиданиям президент столкнулся с волной недоверия . Начиная с 25 ноября, вместо того, чтобы купаться в овациях кормильцу и поильцу, Лукашенко вынужден доказывать, что продажа ОАО «Белтрансгаз» была вынужденная и неизбежная мера. По подсчетам автора, белорусский президент за четыре последние недели выступал с разъяснениями по поводу данной сделки более 10 раз. 23 декабря А. Лукашенко проговорился: «Труба осталась у нас (белорусский вариант торговли – «продавать не продавая» А.С.), налоги еще в больших объемах россияне будут платить». Значит, Минск по-прежнему будет стремиться контролировать российский газовый транзит через свою территорию.
Тем не менее, белорусский политический класс, воспитанный А. Лукашенко в антироссийской идейной среде, не принял продажу символа белорусского «моста» между Востоком и Западом.
А. Лукашенко превысил свои неписанные полномочия и нарушил своеобразный виртуальный договор с белорусской номенклатурой. Для того он и был призван на пост президента в 1994 году, чтобы , с одной стороны не дать россиянам скупить белорусские производственные активы, а, с другой стороны, привлекать в Беларусь максимально дешевые российские энергоносители. Почти два десятилетия А. Лукашенко удавалось играть с Москвой в эту игру в «интеграцию», но когда Россия стала просто обходить республику по морскому дну, игры на двоих закончились. Белорусский политический класс изменения правил не принял и потребовал продолжения «циркового номера». Но А. Лукашенко уже выдохся. Он не может послать флот и разбомбить Nord Stream. Обратная сторона медали такова, что приватизация интересных белорусских производственных активов закончилась, не начавшись.
Что может помочь А. Лукашенко в 2012 году?
- белорусский президент рассчитывает на эксклюзивное привилегированное положение Беларуси в Едином экономическом пространстве. Он надеется получить доступ к ресурсам и рынкам России и Казахстана, ничего не давая взамен. Автор этих строк уверен, что на определенном хронологическом отрезке А.Лукашенко воплотит «паразитный » вариант работы в ЕЭП, но навязать его продолжение белорусскому президенту не удастся. .
- в 2012 году должна наступить ясность между РФ и США по проблеме ПРО. Минск, в случае старта гонки вооружений между Москвой и Вашингтоном, рассчитывает на мародерство в удобном для себя контексте противостояния двух ведущих ядерных держав мира.
- начало строительства АЭС. План властей прост – за счет российского кредита на строительство АЭС должна жить немалая часть республики. Кредит на строительство АЭС должен породить новых белорусских олигархов и долларовых миллионеров.
Но есть проблема, которую решить А. Лукашенко не в силах. Это не проблема взаимоотношений с Западом. Факт выдачи А. Беляцкого на расправу А. Лукашенко лучше всяких слов живописует «приверженность Евросоюза европейским ценностям- демократии и правам человека». С Европой А. Лукашенко всегда сможет договориться и сторговаться, используя политических заключенных. Необходимо только помнить, что в каждом европейском политическом лидере заложен собственный «Мюнхен». Это хорошо знал А. Гитлер, это понимает и А. Лукашенко.
Это не проблема с Россией, которая, естественно, крайне опасна для А. Лукашенко, так как именно в руках Москвы находится рубильник, способный отключить «подачу властных функций». Но пока А. Лукашенко нанят на роль массовки в российских интеграционных проектах, со стороны России ему ничто не угрожает.
У А. Лукашенко проблема с белорусским народом. Причем не со всем, а только с определенной его частью. Белорусский президент остается кумиром алкоголиков, малоквалифицированных рабочих села и города, обывательского болота, исповедующего лозунг – «Нам все обязаны завидовать!». Но молодежь и квалифицированная рабочая сила, техническая и часть творческой интеллигенции, бизнес-класс покидают страну. И этот процесс остановить невозможно, как и его последствия – культурную и технологическую деградацию Беларуси.
Белорусский президент эту проблему видит, правда, не ясно с перспективой ли всех возможных последствий, но, по меньшей мере, сегодняшний урон он себе представляет. Недаром вопрос о трудовой миграции он поднимал на съезде БРСМ, отмечал 23 декабря на своей пресс-конференции. В свое время он грозился белорусских гастарбайтеров наказать финансовым «кнутом» за предательство местных «пряников». Теперь А. Лукашенко трудовых мигрантов призывает остаться, апеллируя к патриотизму и любви к Родине.
Но ведь белорусский президент собственной персоной в свое время в рамках СГ добился выравнивания социального статуса россиян и белорусов. Понятно, что белорусская сторона рассчитывала, что Беларусь будет привлекательна для вложения капитала и приложения рук и мозгов россиян, но оказалось все с точностью до наоборот. Это стратегический просчет, способный принести огромный политический ущерб. Ведь каждый белорусский гастарбайтер на просторах России самим фактом своего появления мгновенно разрушает все мифы о «процветающей» Республике Беларусь и ее «Единственном и Блестящем руководителе» А. Лукашенко.
С наступающим Новым 2012 годом Беларусь!