«Искандер» завоевывает новые территории
Когда надо попугать Вашингтон «адекватным ответом» на дислокацию элементов американской ПРО в Восточной Европе, Москва сразу же поднимает тему ядерной гонки вооружений. Видимо и сейчас настало такое время.
Агентство «Интерфакс» цитирует слова одного российского военного дипломата о том, что, если переговоры с Америкой по вопросу ПРО закончатся неудачей, в нескольких регионах (не только в Калининграде, но и в Краснодарском крае, а также в Белоруссии) будет дислоцирован комплекс «Искандер», что позволит «парировать угрозы стратегическим ядерным силам России» в случае дальнейшего развертывания элементов ПРО США вблизи российских границ. Кроме того, Москва может предпринять и иные ответные меры – ускорить создание противокосмической обороны и системы предупреждения о ракетном нападении.
Первые заявления о дислокации «Искандеров» в Калининградской области появились в ноябре 2008 г. Однако в 2009 г. Россия решила этого не делать. Тогда Б. Обама сообщил о том, что Америка отказывается от планов размещения 10 ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии. В ответ Д. Медведев пообещал отозвать свое решение по дислокации «Искандеров».
Затем началась дискуссия о создании совместной российско-американской ПРО, направленной против стран «оси зла». Но сначала не удалось решить, кто входит в эту «ось», потом возникли споры о роли России в общем проекте, и наконец все стихло. Как сообщило BBC, весной будущего года Америка собиралась пригласить российских наблюдателей на испытания ракет SM-3, однако сейчас это приглашение повисло в воздухе.
В ноябре 2008 г. Geopolitika уже писала о планах России по размещению «Искандер-М» в Калининградской области, где недавно была торжественно открыта радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении. Ничего нового нет и в идее дислоцировать данный комплекс в Белоруссии. Еще в ноябре 2007 г. российские СМИ сообщили о том, что он может появиться недалеко от Могилева в рамках военно-технического сотрудничества двух стран (в частности, Россия уже пользуется белорусской стацией радиолокационного слежения в Барановичах, аэродромом стратегической авиации и центром слежения за подводными лодками; кроме того, Белоруссия производит колесную основу для тягачей ракет «Тополь-М», а российские комплексы ПВО С-300 охраняют белорусское небо).
В данном случае важно отметить и то, что после распада Советского Союза ядерное оружие с территории Белоруссии, Украины и Казахстана было вывезено в Россию, а эти страны в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 г. были объявлены безъядерными. Но инфраструктура осталась. Конечно неясно, в каком она состоянии, но в белорусских СМИ можно найти сообщения о том, что стартовые площадки для запуска баллистических ядерных ракет, а также системы управления и связи не повреждены и могут быть быстро восстановлены.
Бывший руководитель Белоруссии С. Шушкевич недавно заявил: «На тот момент на территории Белоруссии была 81 ракета (в том числе девять ракет с отделяющимися боеголовками). Мы настояли на том, чтобы это вооружение не оказалось в руках теперешних правителей Белоруссии, и поэтому теперь Европа может жить спокойно». Однако в рамках ОДКБ и подписанного 18 ноября 2011 г. договора о создании Евразийского союза Белоруссия будет вынуждена действовать в соответствии с негласными российскими условиями интеграции, одно из которых – создание противовеса (в том числе ядерного) американской ПРО.
Другое вероятное место дислокации «Искандеров» - Краснодарский край. В конце февраля 2009 г. там (недалеко от Армавира) заработала новая российская РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, которую ввели в строй вместо прекративших работу станций аналогичного назначения на Украине (в Севастополе и Мукачево). В отличии от «Дарьяла» в Азербайджане и «Днепра» в Казахстане она имеет больший радиус действия (4500 км. против 1900 км.). При этом примечательно, что Америка отказалась от совместного с Россией использования краснодарского объекта и РЛС в Азербайджане в рамках создания единой ПРО.
В завершении можно сказать, что международному сообществу придется приложить немало усилий для того, чтобы Москва и Вашингтон встали на путь примирения и не появились новые «оси зла», несущие миру ядерную угрозу.