А ведь все могло быть иначе…
А что если бы не было ГКЧП, развала СССР и гражданской войны в Таджикистане? Альтернативная история СССР. Года 1991 – 2011.
Общеизвестно, что история не любит сослагательного наклонения «если бы…», однако политология не только допускает, но также располагает множеством методов исследования политической истории. В нашем случае используем метод «эксперимент». Для данного экспериментирования мы имеем также моральное право, так как больше чем за полгода до распада Союза был проведен всесоюзный референдум о его судьбе, где большинство участников высказалось за сохранение сверхдержавы. Точкой отсчета в нашем эксперименте будет выступать данный всенародный референдум, так как мерилом всей власти выступает волеизъявление народа. Поэтому референдумы (выборы) и дальше будут опорой нашего экспериментирования (и не будем учитывать фактор ГКЧП, как попытку дворцового переворота, ускорившего распад огромной державы).
Не забудем также, что до этого времени уже были внесены изменения и дополнения в Конституцию СССР, отменившие ее известную 6 статью «О ведущей и направляющей роли Коммунистической партии», и то, что в стране постепенно устанавливалась многопартийная система.
Социалистический лагерь со всеми своими инфраструктурами распался, остались 15 союзных республик с различными (центробежными) планами на будущее.
Политическое руководство СССР серьезно задумалось и решило не упускать инициативы из своих рук (решение Политбюро КПСС о переходе от политики «патронажа к партнерству», или к новой политике «модернизации советской системы»). Новая политика выступает продолжением перестройки, с усилением позиций центральной власти (аналог «социализма с китайской спецификой»).
Генсек Горбачев, серьезно изучивший опыт правления своих предшественников (Хрущева и Брежнева), останавливает свой выбор на брежневском подходе к работе с политической элитой национальных республик. Дело в том, что в отличие от Хрущева, который был известен своим волюнтаризмом и бесцеремонностью с лидерами республик, Брежнев, наоборот, за их лояльность к себе (т.е. к центру) отдавал республики им на откуп.
Таким образом, в новых условиях Горбачев требует от руководителей компартий союзных республик, чтобы они сами руководили процессом демократизации, установив социальное партнерство со всеми новоявленными политическими партиями, не «упустив вожжи из рук».
Учитывая всенародный порыв в балтийских республиках к отмежеванию от Советского Союза и сближению с Западной Европой, Москва вынуждена начать переговоры с каждой из этих республик о цивилизованном (поэтапном) выходе из состава СССР и сохранении добрососедских отношений с ними. Сохранение русского языка и производственных связей с ними, включая льготный (или безвизовый) режим пересечения границ, а также невступление в военные союзы, направленные друг против друга, выдвигаются как основные требования Москвы для цивилизованного развода.
Республики требуют…
Таким образом, остаются 12 союзных республик. Но действительный выход балтийских республик (Литвы, Латвии и Эстонии) приводит к активизации националистических сил в остальных республиках. Здесь лидирует Украина, западные области которой, как и балтийские государства, хотят отделиться от Союза. Москва соглашается на проведение референдума на Украине с привлечением международных наблюдателей ОБСЕ, где основным условием является то, что все стороны должны уважать результаты референдума. Учитывая тот факт, что в центральных и восточных областях Украины русское и русофильское население составляет абсолютное большинство, в референдуме большинство голосует за сохранение Украины в составе Союза (правда с расширением политико-экономических полномочий).
По такому сценарию идет Молдова (или Молдавия), поскольку ее русскоязычное население (Приднестровье) не позволяет ей дрейфовать в сторону Румынии.
Переговоры Москвы с Румынией и подписание соглашения «О добрососедстве и невмешательства во внутренние дела друг друга» ослабляют позиции националистов внутри страны. В случае жесткости позиций Румынии Москва обращается к Берлину, который обязательно в благодарность за мирное объединение двух Германий посодействует в смягчении позиций Бухареста.
Грузия, под руководством эксцентричного политика Звиада Гамсахурдиа, пришедшего к власти (на выборах в порыве националистических чувств), захочет порвать с центром, однако встретит упорное сопротивление со стороны автономных частей (Абхазия, Южная Осетия и Аджария) и коммунистов, которые имеют влиятельных покровителей в Москве. На очередных (или внеочередных) выборах грузинские коммунисты возвратят себе власть, Гамсахурдиа эмигрирует на Запад.
В Азербайджане опытный политик Гейдар Алиев, опираясь на авторитет внутри страны, а также лояльность Кремля занимается вопросами дальнейшего обустройства республики, расширяя экономические свободы. Армения также продолжает оставаться в составе Союза, требуя больших преференций для дальнейшего развития республики.
…и получают
Вся Средняя Азия продолжает выказывать свою политическую лояльность к Кремлю, требуя только расширения экономической самостоятельности (или самодостаточности) своих республик. Алматы требует больше финансовых поступлений от каспийской нефти, добывающейся в ее части шельфа. Ташкент - больше средств от хлопка и золотодобычи. Душанбе требует восстановления и уважения таджикского языка и исламских ценностей. Бишкек ратует за свободу приграничной торговли с заграницей (имеется в виду с Китаем). Ашхабад - за справедливый дележ сумм от газовых поставок на Запад.
После долгих и трудных переговоров центральное (союзное) и местное (республиканское) правительства приходят к консенсусу, во всех республиках их национальный язык наряду с русским языком приобретает статус государственного языка, и от поступлений ведущих сфер экономики республик существенная доля остается в распоряжении местных правительств. Кроме того, во всех республиках открываются пункты или зоны приграничной торговли.
Политбюро КПСС сохраняется, в него входят первые лица всех союзных государств (12), которые интенсивно изучают лучший опыт и практику друг друга во взаимодействии с другими, новоявленными политическими партиями, с которыми заключается социальное партнерство. Таким образом, коммунисты сохраняют за собой лидирующие позиции во власти, идя на диалог с другими политическими силами, как в центре, так и на местах.
Вашингтон и Эр-Рияд, которые согласованно удерживали цену на нефть, чтобы окончательно развалить Советский Союз, осознав бесперспективность своих попыток, отказываются от данной политики. Или же бунтовать против данной политики начинает ОПЕК. Цена на нефть постепенно повышается, и в Советский Союз начинают поступать солидные нефтяные деньги.
Политбюро КПСС направляет основное поступление нефтедолларов на насыщение внутреннего потребительского рынка (ширпотреб, автомобили, видео- и телеаппаратура и т.д.), отсутствие чего выступало основным фактором недовольства населения. С дружественным Пекином подписываются многомиллионные торговые договоры на поставку ширпотреба. Советские граждане получают возможность выезжать за границу, даже для постоянного проживания. Накал страстей и недовольств убавляется.
Идут вливания и в Советскую армию, что делает ее надежным гарантом целостности страны. Благодаря армии пресечены противостояния в различных уголках Союза (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и т.д.).
Москва жестко пресекает различные идеи и программы, направленные на разжигание националистических настроений, начиная с великоросских измышлений, как «ближнее подбрюшье» (по отношению к среднеазиатским республикам), «хохлы» на Украине, «лица кавказской национальностей» и т.д., так и в обратном направлении.
Снова развал?
Сохранение производственных связей в рамках всего Союза, а также солидные нефтяные и газовые поставки несколько улучшают качество жизни в стране. Однако ряд лидеров союзных республик поднимают вопрос о выходе из рублевой зоны и введении национальной валюты. Политбюро консультируется с центральным правительством, которое рекомендует не препятствовать тем, кто хочет выйти из рублевой зоны, и ввести режим конвертируемого рубля (опыт Совета экономической взаимопомощи). Украина, Грузия и Узбекистан решают выйти и вводят свою валюту.
После введения своей валюты на Украине, учитывая ее геополитическое местонахождение, США и Евросоюз прилагают особые усилия, чтобы окончательно «оторвать» Украину от Союза. Начинают реализовываться различные гуманитарные, культурные и иного вида программы. Москва выбирает выжидательную позицию.
К 1995 году Киев и Брюссель решают обмениваться визитами военных кораблей в своих портах. Накануне 9 мая натовские корабли, возглавляемые немецкими военными кораблями, приближаются к городу-герою Севастополю. Киев, Севастополь и многие города Союза охватывают многотысячные митинги под лозунгом «Помним Победу!», организованные ветеранскими организациями. Военные корабли НАТО вынуждены вернуться с полпути, официальный Киев под натиском недовольства большинства населения спешит заявить, что это был только «ознакомительный визит», а Украина остается верной Советскому Союзу и ее Вооруженным силам. Несколько недовольных («западники») как в Киеве, так и в Львове, покидают Украину и оседают в аналитических и других центрах Запада. Но инцидент исчерпан, и 50-летие Победы празднуется по всему Советскому Союзу. (Забегая вперед, скажем, что жестокая бомбардировка в 1999 году Белграда, столицы православной Сербии, со стороны НАТО окончательно отрезвляет Киев, который отказывается от центробежных стремлений и вторично входит в рублевую зону).
Сделает правильный вывод из масштабных выступлений ветеранских организаций и групп со всего Союза и Грузия. Республика во главе с опытным политиком Шеварднадзе начинает переговоры о возвращении в рублевую зону, которое связывает с проектом превращения своей черноморской береговой зоны в курортную зону союзного (и международного) значения (туристическая дуга Ялта -Сочи -Сухуми -Поти). Москва соглашается с проектом, вкладывая в него всесоюзные инвестиции.
Светлое будущее
Узбекистан наращивает свою экономическую мощь благодаря расширению хлопковой и золотодобывающей сфер экономики, однако, оставаясь лицом к лицу с исламскими международными группировками, просачивающимися в республику из неспокойного Афганистана и близлежащих исламских государств, вынужден опираться на мощь Советской армии. Ведя переговоры с Москвой по принципу «лояльность в обмен на поддержку», возвращается в рублевую зону и он.
Родной советский Таджикистан, как и советская Белоруссия, остается верным союзным традициям и ценностям. Две проблемы: возрождение ислама и статуса таджикского языка - решаются положительно. Некоторые руководители таджикского отделения Партии исламского возрождения привлекаются на государственную, дипломатическую и религиозную работу. Акбар Тураджонзода получает высокий пост в Духовном управлении мусульман Советского Союза (сначала возглавляет его Среднеазиатское отделение, затем первый заместитель духовного главы всех мусульман Союза) и обосновывается в столице – Москве. Другие мобилизуются на дипломатическую работу в исламских государствах или назначаются имам-хатибами по всей Средней Азии, Казахстану и Кавказу (по ханифитскому признаку).
Компартия республики, как и их коллеги по всему Союзу, не только официально отказывается от политики «религия - опиум для народа», но и не препятствуют посещению коммунистами религиозных учреждений. Однако жестко пресекаются любые миссионерские миссии и организации (как христианские, так и исламские), по принципу «религия предков - наша религия (не более того)».
Требования творческой интеллигенции о возврате статуса таджикского языка удовлетворяются. Политбюро решает, что в национальных республиках кроме языка титульной нации и русского языка язык другого крупного национального меньшинства (которое составляет не меньше 25%) должен быть базой для преподавания в средних и высших учебных заведениях. Таким образом, таджикский язык возрождается на территории не только советского Таджикистана, но и соседнего Узбекистана, где право обучаться на своем родном языке получает многомиллионное таджикское население. Любой таджикский профессор – историк или филолог, - как и его узбекский коллега, может читать лекции на родном языке, как в вузах Таджикистана и Узбекистана, так и в других республиках.
Мирная жизнь позволяет заняться освоением целинных земель. Так, в Таджикистане интенсивно осваиваются Кизилинский и Дангаринский массивы. Первый дает богатый урожай зерновых, второй специализируется на выращивании особого сорта винограда - «кишмиш». Дангаринские дехкане начинают экспортировать кишмиш на европейские рынки, куда после афганской войны перестал поступать афганский кишмиш.
Таджикские энергетики обеспечивают светом не только свой и узбекский дома, но также их насосные станции, орошающие обширные хлопковые поля, дешевой электроэнергией. В благодарность Узбекистан помогает завершить нам Рогунский проект и т.д.
Во внешней политике Советский Союз отказывается от расточительной неэффективной политики поддержки государств социалистической ориентации и вслед за КНР переходит к прагматичной политике «мирное окружение для мирного развития». Данная политика в среднеазиатском направлении приносит следующие дивиденды: открытие пунктов приграничной торговли; создание большого количества совместных предприятий; создание транспортных и придорожных инфраструктур по китайскому и афганскому направлению; завершение союзной программы ЮТЭК (Южно-таджикистанский экономический комплекс), как важного форпоста наращивания на афганском направлении экономического движения Советского Союза; подготовка высококлассных кадров союзного назначения.
Вот примерно как-то так могла сложиться наша история, если бы…