Александр Суриков: «Алтайскому краю следует расширять свое присутствие в Белоруссии и Казахстане»
Спустя 20 лет после развала СССР по инициативе руководства России началось движение к более тесной интеграции экономик России, Белоруссии, Казахстана и других стран. В конце ноября три дружественные державы подписали соглашение о введение единого экономического пространства, в планах создание Евразийского союза.
Свое мнение по поводу того, как такая интеграция повлияет на российскую экономику и на экономику Алтайского края, в частности, высказал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Белоруссии, бывший губернатор региона Александр Суриков.
- Прежде всего, давайте вспомним, что было 20 лет назад. Я не буду здесь касаться всего комплекса стратегических и политических проблем, вставших перед СССР в тот период. Затрону только экономическую его сторону.
Развалу СССР предшествовал развал экономической системы стран социалистического лагеря – Содружества экономической взаимопомощи (СЭВ). Предприятия Советского Союза одномоментно потеряли выход на рынки стран Восточной Европы, разрушились создаваемые десятилетиями экономические связи. Все это негативно отразилось на работе наших предприятий, и советская экономика почувствовала себя весьма неуютно.
Затем произошел спонтанный развал Советского Союза. Экономики Российской Федерации и вновь образованных стран в значительной степени потеряли общий рынок, а ведь единый рынок СССР составлял без малого 300 миллионов человек. К тому же все новообразованные государства вдруг решили, что они вполне обойдутся без сохранения связей, что им нужно выходить на более выгодные внешние рынки, торговать за твердую валюту и по более выгодным ценам.
Правда, очень скоро выяснилось, что нас там никто не ждет, все ниши заняты, а наша конкурентоспособность заметно уступает экономикам западных стран. В итоге экономики всех стран постсоветского пространства стали постепенно приходить в упадок.
К сожалению, нашим лидерам того времени (не хочу называть фамилий) было не до того. Они были заняты политическими процессами, и все вопросы решались только в этой плоскости. Хотя стоило подумать, прежде чем ликвидировать СЭВ и общий рынок республик СССР.
И вот теперь, спустя 20 лет после всех этих трагических для большинства граждан бывшего Советского Союза событий, мы начинаем понимать, что крайне важно восстановить экономические связи, которые существовали многие десятилетия, и частично сохранились после распада СССР, попытаться восстановить емкость рынка. Это во многом поможет поднять уровень жизни людей.
Это – главное, к чему мы сегодня подходим, создавая на базе уже работающего Таможенного союза Единое экономическое пространство трех государств и, в перспективе, Евразийский экономический союз. Формат Таможенного союза работает.
Что нам дал Таможенный союз?
Во-первых, это позволило нашим бизнес-структурам выйти на расширенный рынок. Емкость объединенного рынка России, Казахстана и Белоруссии составляет сейчас больше 165 миллионов потребителей. Конечно, увеличение по сравнению с 142-милионным российским рынком не гигантское, но существенное. Это хорошо? Безусловно.
Во-вторых, движение в этом направлении объективно подталкивает производителей всех трех стран к конкуренции друг с другом. Это способствует выведению качества продукции на более высокий уровень и выгодно как с точки зрения рядовых покупателей, так и с точки зрения подготовки к конкуренции на мировом рынке. И основная задача на данном этапе - исключить недобросовестную конкуренцию.
В-третьих, это дает возможность объединения профильных бизнесов трех государств в более масштабные экономические образования, а значит, более готовые устойчиво конкурировать с зарубежными крупными компаниями как на наших внутренних, так и на внешних рынках. Конечно, при условии своевременной модернизации своего собственного производства. Из этого, естественно, вытекает и улучшение уровня жизни населения, не говоря уже об упрощении таможенных процедур на внешних границах и их полном отсутствии на внутренних
Вот то, что можно извлечь из функционирования Таможенного союза.
А с 1 января 2012 года начинает работать Единое экономическое пространство - вторая ступень интеграции, на которой к свободе перемещения товаров добавляется свобода перемещения капиталов и трудовых ресурсов. Из этого вытекает масса преимуществ для производителей и населения, которое так или иначе связано с экономической жизнью. Очевидно, что в таких условиях капитал будет перетекать туда, где будут созданы лучшие условия и где ему более выгодно работать. То же относится и к трудовым ресурсам.
Новая ступень интеграции ставит перед нами серьезные задачи
Во-первых, это создание равных конкурентных условий, единых технических регламентов.
И второе - синхронизация и унификация налогового законодательства.
По различным оценкам, в частности, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, подобная интеграция может дать трем нашим странам совокупный экономический эффект в размере 400 млрд долларов. Каков он будет на деле, во многом зависит от реального желания следовать интеграционным процессам и реализовывать на деле поставленные цели.
Если говорить о дальнейших этапах интеграции, то это создание взамен Таможенной комиссии Евразийской комиссии - наднационального органа, которому предполагается делегировать часть национальных полномочий, формирование к 2015 году Евразийского экономического союза, ну а далее – взаимодействие в связке с Европейским сообществом и выход на создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Если этим планам суждено осуществиться, это благоприятно отразится как на наших трех экономиках, так и на экономиках стран ЕС.
Но надо все время помнить о необходимости стать полностью конкурентоспособными, разумно решать вопросы модернизации на базе инноваций и стимулировать такие процессы, иначе нас просто выдавят с наших же рынков. За этим будущее.
И хотя пока мы говорим только об экономических аспектах, хочу особо подчеркнуть, что следует обратить внимание на опыт, наработанный в рамках Союзного государства России и Белоруссии, где у нас налажено достаточно широкое взаимодействие в области военно-технического, внешнеполитического и социо-культурного сотрудничества.
Так, шаг за шагом, ориентируясь во времени, и, конечно, согласуя все действия, мы могли бы постепенно переносить накопленный положительный опыт Союзного государства на новые интеграционные структуры.
Думаю, нам на этом пути будет легче, чем европейцам в процессе создания Евросоюза, у которых в свое время были очень серьезные противоречия между даже крупнейшими странами континента (вспомните франко-германские или франко-английские трения). У нас же имеется опыт длительного сосуществования, безусловно отягощенный отдельными моментами общего коммунистического прошлого. Так что, думается, нам будет легче, и этот процесс займет меньшее время.
Чем Евразийский союз полезен Алтайскому краю?
Я думаю, все то, что я говорил ранее о выгодах для России в целом, в полной мере относятся и к Алтайскому краю в частности.
Знаете, до сих пор еще иногда слышатся жалобы производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции из Алтайского края на то, что они находятся в неравных условиях по сравнению с белорусскими коллегами.
Повторю, что при равных условиях для недобросовестной конкуренции не остается оснований, она исчезает. Сельхозпроизводители и переработчики сельхозпродукции оказываются в одинаковых условия. И тогда можно будет наращивать усилия по увеличению объемов собственного производства, не оглядываясь на конкурентов по меньшей мере из Казахстана и Белоруссии. Ну и, конечно, надо научиться разумно хозяйствовать. Хорошо это? Да, хорошо.
Здесь я бы хотел вспомнить первый опыт сборки в том же Алтайском крае белорусских тракторов. За счет этого вполне можно было бы хотя бы частично восстановить в крае такую отрасль производства, как тракторостроение.
Этот опыт вполне можно расширить: например, наладить сборку целой гаммы сельхозмашин. Таким образом, подобная интеграция при условии разумных подходов может положительно сказаться по меньшей мере на двух отраслях – производстве сельхозмашин и производстве сельхозпродукции.
И наоборот. Алтайскому краю следует, используя интеграционные процессы, расширять свое присутствие и в Белорусии и в Казахстане. Например, энергетические машины Бийского котельного завода хорошо известны и широко используются и в Белоруссии и в Казахстане. А значит, надо смелее приходить на рынки этих стран, занимать ниши, расширять присутствие и производство. Это даст дополнительные рабочие места и населению Алтайского края, и белорусам с казахами.
Пока же инновационные наработки, родившиеся в Алтайском крае, применяются в Белоруссии, дают хороший экономический эффект, а в Алтае, увы, практически не применяются.
Интеграция же дает реальную возможность все это существенно упростить.