Генштаб осваивается в международной политике
Есть устоявшиеся политические термины: «ястребы» и «голуби». Политики, склонные к конфронтации и силовым решениям и их более миролюбивые коллеги, предпочитающие компромиссы либо манипуляции. Бытует мнение, что генералов можно автоматически причислить «ястребам». На деле это далеко не очевидно – военачальник как раз знает цену жизни и смерти и потому не стремится в драку без необходимости. Если уж он идёт в бой, то по приказу политиков. Принятие генералами самостоятельных политических решений, даже просто высказывание собственных политических взглядов, как правило, не допускается.
Всемирный резонанс вызвала недавно жёсткая реакция президента РФ Дмитрия Медведева на дальнейшее развёртывание американской евроПРО. Российские власти не ограничились словами о соизмеримом ответе. В Калининградской области размещается РЛС «Воронеж-ДМ». Правда, Москва подчёркивает, что РЛС не направлена против Запада и может быть включена в совместную общеевропейскую ПРО. Но ведь и Вашингтон утверждает, что американская программа не направлена против России.
Так или иначе, новая РЛС вступила встрой. Она стала естественным дополнением к аналогичному комплексу, построенному три года назад под Армавиром. Не исключено, что этот шаг не станет последним – США и НАТО явно не горят желанием прислушаться к нашим предложениям о совместной системе, предотвращающей потенциальные угрозы (в том числе исходящие их Тегерана и Пхеньяна). И вдруг последовали неожиданные заявления российского президента на церемонии вручения верительных грамот послами ряда иностранных государств. Дмитрий Медведев вполне миролюбиво выразил надежду, что Россия и члены Североатлантического альянса всё-таки смогут преодолеть проблемы. Он предположил, что в конечном итоге стороны продолжат сотрудничество «в духе взаимопонимания, в целях глобальной стабильности и безопасности».
Кстати, любопытен состав дипломатов, которые выслушали Дмитрия Медведева. Это были представители Белоруссии, Великобритании, Испании, Люксембурга, Исландии, Сирии, Бахрейна, Туниса, Колумбии, Коста-Рики, Анголы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Лаоса и Джибути. «Добрый сосед - трудный союзник», четыре члена НАТО, охваченная восстанием арабская страна, арабская монархия, подавившая восстание, арабская же страна, где восстание победило первым, две ориентированных на США латиноамериканские страны, три африканских государства, бывших некогда сателлитами СССР, маленькая страна северо-восточной Африки, индокитайское государство «соцориентации»... Почему для оглашения столь важного заявления была выбрана именно эта аудитория, не совсем понятно. Похоже на «101-е серьёзное предупреждение». Может, будет услышано?
Тем временем военные занимаются своим делом. В частности, готовятся разместить всё в той же Калининградской области, на западном краю страны, ракетные комплексы С-400 «Триумф». Но, вопреки мнению отдельных экспертов, которые заявили чуть ли не о противостоянии между президентом и генералитетом, никакого столкновения позиций нет. Не стоит забывать, что Генштаб выполняет прежние распоряжения президента - об организации прикрытия объектов стратегических ядерных сил в рамках национальной системы воздушно-космической обороны. Это подтвердил и начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров на встрече с военными дипломатами в Москве. Его высказывания по смыслу имели явный международно-политический уклон. Генерал говорил о рубеже в российско-европейских отношениях: либо идти к сотрудничеству, либо возвращаться к гонке вооружений и взаимным подозрениям. В гонку вооружений Россию втягивают помимо её воли, но страна к этому готова. Если заговор, направленный на вбивание клина между РФ и странами НАТО, достигнет результата…
Идея, претворяемая сейчас в жизнь, проста – нивелировать влияние евроПРО на стратегический ядерный потенциал РФ. Военные уверяют, что даже в зачаточном состоянии оно уже ощутимо. Но есть во всём этом некая недосказанность. Следует учесть, что принципы формирования двух крупнейших систем ПВО-ПРО – американской и советской – с момента их создания кардинально отличались. Силы СССР были брошены на создание оборонительных поясов вокруг Москвы и по возможности других крупных индустриальных центров. Американцы же свою NORAD сориентировали в первую очередь на защиту наземного, точнее – подземного, элемента ракетно-ядерной триады. Они от своей концепции не отказались до сих пор, хотя касательно Европы разговоры ведутся более пространно. Мы же решили кардинально поменять ориентиры. С чего бы это?
Отдельно хочется сказать о специально созданных ракетно-космических войсках. Которые с 1 декабря заступили на боевое дежурство. По идее, они должны вписываться в общий строй военно-космической обороны. Однако их технические возможности после целого ряда катастроф с российскими космическими аппаратами вызывают серьезные сомнения. Хотя, конечно, реальные сведения скрыты под секретными грифами, а до их боевого использования лучше дело не доводить.
Но пока Россия и НАТО ломают копья вокруг евроПРО, симптоматичные новости пришли с другого конца Земли. Генсек КПК и председатель КНР Ху Цзиньтао приказал командованию ВМФ «готовиться к войне». Буквально. Мир изрядно обеспокоился – в Пекине слов на ветер не бросают. Но оказалось – зря. Прямой угрозы пока нет.
Дело в нюансах перевода. Китайский лидер имел в виду не вступление в вооружённый конфликт как близкую перспективу, а готовность к военному противостоянию. Поводом послужил очередной раунд обсуждения границ сфер влияния КНР и США в Южно-Китайском море. В этом потенциально конфликтном регионе завязано немало тугих узлов. Не только американо-китайский – китайско-вьетнамский, пожалуй, будет даже пожёстче (причём Вьетнам теперь выступает объективным союзником США).
Так или иначе, если прямая военная угроза в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке возникнет, то отнюдь не завтра. Развитие же событий по такому сценарию в Европе ещё менее вероятно. По крайней мере, в обозримой исторической перспективе. Зато «фантом войны» повсеместно усиливает внутриполитические позиции военно-промышленного комплекса. В чём и состоит его основное теперь назначение.