Белоруссия: обратно в СССР
Год назад белорусский президент Александр Лукашенко подписал директиву «О предприимчивости». Это программный документ, который должен был заставить чиновников разработать целый ряд новых законов, которые бы облегчили бизнесу жизнь и правила. Опасаясь роста безработицы и под давлением МВФ и других западных организаций белорусская власть, кажется, искренне хотела провести некоторые серьезные реформы. И весной она их проводила: бизнесу сократили количество «социально значимых» продуктов, на которые была ограничена максимально возможная торговая надбавка, упростили правила ведения бухгалтерского учета, несколько снизили налоговую нагрузку.
Но не успели предприниматели порадоваться, как власть резко повернула в обратном, более привычном для нее направлении. В частности, недавно стало известно, что теперь в Белоруссии планируется существенно расширить перечень товаров, на которые будет распространяться государственное регулирование цен. Лукашенко пару недель назад намекнул: дескать, хватит этого рыночного регулирования, «бандиты» от бизнеса только получили возможность наживаться на проблемах населения, а потому этот «беспредел» пока прекратить. «Стратегия такова, что это шальное ценообразование к декабрю надо прекратить», — распалялся Лукашенко. — За это на Западе мгновенно отворачивают голову, а у нас все это возможно. Вот откуда все это ценообразование». «Поэтому все, разбой закончился. С чем мы к новому году придем? Все это в ноябре-декабре мы должны зачистить. Надо все-таки на людей смотреть больше. Конечно, люди должны шевелиться, работать, но и нельзя людей каждый день убивать этими ценами», — пояснил Батька свою позицию.
И чиновники прекращают. По неофициальной информации, которую, впрочем, белорусские СМИ сообщают как уже свершившийся факт, в правительстве планируют расширить перечень социально значимых товаров и продлить срок регулирования цен на них.
Тут надо отметить, что этот список и так довольно большой. Три месяца назад Минэкономики установило предельную наценку на субпродукты из мяса кур, говядины и свинины, ряд видов колбас, отдельные виды сыров, крупы (овсяная, перловая, ячневая), фрукты и овощи, синтетические моющие средства и т.д. В этом перечне оказались практически все товары повседневного бытового спроса. Предполагалось, что действие этого документа закончится вместе с переходом Белоруссии к рыночному курсу рубля. Но девальвация состоялась, а постановление Минэкономики никто не отменил. Более того, после 14 декабря, его, говорят, расширят.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов говорит, что «возврат к госрегулированию цен чреват рядом моментов». «Во-первых, в сложившейся ситуации могут возникать проблемы на потребительском рынке, которые мы уже видели в этом году — дефицит товаров в магазинах, вывоз продукции за границу и так далее. Во-вторых, ухудшение инвестклимата», — уточняет он.
«Есть ряд объективных факторов, из-за которых цены не могут существенно упасть. Например, очередное подорожание бензина, что увеличит затраты и торговли, и производителей», — подчеркнул эксперт.
В Белоруссии сейчас ждут также острого дефицита на многие виды товаров. С этим страна сталкивалась уже дважды. Когда «Белнефтехиму» запретили поднимать цены на топливо, его стали активно вывозить за рубеж контрабандисты. А когда летом власть пыталась запретить поднимать цены на свинину, она сразу исчезла с прилавков минских магазинов. Ее тогда фермеры стали активно вывозить за рубеж и продавать за валюту. За «пустые полки» своими должностями поплатилось множество руководителей столичных магазинов: Мингорисполком тогда активно следил за тем, чтобы в стране не очень сильно падал ассортимент.
Также непонятно, как в условиях регулирования цен быть с созданием Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном. По логике вещей, цены в трех странах альянса на основные продукты должны быть максимально схожими, дабы не возникало никаких торговых дисбалансов.
Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец говорит, что если власть хочет справиться с необоснованным, по ее мнению, ростом цен, ей придется учредить какой-то Антимонопольный комитет, который будет следить за тем, чтобы продавцы не участвовали в сговоре по повышению цен. По его мнению, ручным регулированием цен ничего не исправить.
Белоруссия также пошла по пути отказа от массовой приватизации. Правительство предлагало Лукашенко еще совсем недавно начать массовую распродажу предприятий — пускай, не за большие деньги, но с требованием к инвесторам сохранять рабочие места. Батька назвал такой план «бандитским» и пригрозил Совету министров отставкой, если они и дальше будут выступать с такими предложениями.
В последнее время власти также усилили административное давление на бизнес. Лукашенко заявил, что те бизнесмены, которые во время кризиса получали «сверхдоходы», должны теперь «поделиться» с государством, «подставить ему плечо». На практике же после этого заявления активнее стали работать налоговики: в Витебской области они, например, выявили нарушения у 97% проверенных предпринимателей. Все они получили серьезные штрафы.
В ближайшее время большие проблемы могут возникнуть и у белорусских банков. Из-за кризиса у большинства из них нет возможности нарастить объемы уставного фонда до того, чтобы они соответствовали законодательству. Лукашенко же пообещал, что будет помогать только «правильным» банкам — тем, которые сотрудничают с государством.
В общем, Белоруссия все ближе и ближе возвращается к «истокам», к тому состоянию дел, которое было в стране еще до кризиса. Возможно, бизнесу придется даже хуже, чем приходилось пару лет назад. И поэтому страна никак не может выполнить план по привлечению инвестиций хотя бы на пару десятков процентов.
Вкладывать в Белоруссию слишком рискованно: власть меняет курс и свое отношение к рыночной экономике слишком часто.