Марш миллиардеров-олигархов
Тонированные «Майбахи», частные самолеты, длинные роскошные яхты, гламурные женщины, аварии вертолетов, арабские шейхи и убитые шпионы: расшифровки показаний в рамках экстраординарного судебного дела между Романом Абрамовичем, владельцем клуба «Челси», и его заклятым врагом Борисом Березовским, читаются как страницы голливудского сценария.
Если представить себе ее как детскую сказку, то она могла бы напоминать такую: вверх по трем пролетам винтовой лестницы, в тускло освещенной комнате, в конце тихого переулка в центре Лондона, стоит сундук. А в этом сундуке люди, богатства которых хватает, чтобы покупать футбольные команды, тихо сидят поодиночке, пытаясь объяснить, почему одному этих вышеозначенных очень-очень богатых людей нужно отдать очень-очень большую часть состояния другому очень-очень богатому человеку.
Сейчас, спустя восемь недель с начала процесса, все миллиардеры уже побывали в суде, и госпожа судья Глостер должна решить, кто кому должен денег. Ей еще предстоит экспертные свидетельства по российской истории и особенностям российского законодательства. Но трудность, с которой она сталкивается, заключается в том, что два рассказа о том, что же все-таки происходило, очень сильно различаются.
Очень просто г-н Березовский заявляет, что г-н Абрамович вынудил его продать ценные акции в сырьевых компаниях, которыми они совместно владели, в противном случае угрожая, что его доля будет экспроприирована Кремлем. Г-н Абрамович говорит, что они двое никогда не были деловыми партнерами, и что г-н Березовский ничем не владел, а просто был его «политическим крестным отцом», которому он платил за защиту и за его политическое влияние.
При этом ни одна сторона практически не идет на уступки другой, по мере того, как все это дело обнажило те необычайные и исключительные условия, которые сложились в «дикой России» 1990-х годов. Подобной ситуации «не наблюдалось в нашей стране с XV века», - заявил судье адвокат г-на Абрамовича Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption). Все это британским юристам было «нелегко» понять. «Но, - добавил он - ваша милость, должно быть, читала Шекспира».
Оба адвоката еще не выступили с заключительными речами. Г-н Сампшен сделает это незадолго до Рождества. Адвокат г-на Березовского, Лоуренс Рабинович (Laurence Rabinowitz), выступит уже в новом году. Между тем, г-жа судья Глостер должна будет изучить, обдумать и взвесить гораздо более длинный список информации, чем имевшийся у адвокатов, и поэтому ожидается, что она сама выступит по этом делу не раньше, чем в апреле.
Оригинал публикации: The march of the billionaire oligarchs
Опубликовано: 24/11/2011 16:06