Европа бросила Лукашенко в объятия Евразийского союза
Надежды Запада, что своими санкциями он сможет «приручить» непокорного батьку, обречены на провал
При чтении последних новостей из Белоруссии все чаще начинаешь вспоминать крылатые фразы «Снаряды падают все ближе» и «Нас мало, но мы в тельняшках». Нет, легионеры под покровом НАТО не бомбят Минск (тьфу-тьфу-тьфу), но объявленная Западом экономическая блокада в ответ на дерзновение иметь свою позицию никак не легче.
Из последнего: с Белоруссией свернули сотрудничество ведущие европейские банки – немецкий Deutsche Bank и французский BNP Paribas. Непосвященный может сказать: «Ну и что? Невелика потеря!». Но объективно говоря, она весьма ощутима. Ведь именно эти банки совместно со Сбербанком РФ размещали на европейском рынке белорусские облигации. Надо ли также говорить и о том, что с уходом этих двух крупных фигурантов рейтинг инвестиционной привлекательности страны, и без того очень-очень скромный, упадет фактически до нуля? И если от реальной атаки белорусов укрывает щедро распахнутый Москвой ядерный зонтик, то одним лишь Сбербанком сыт уже не будешь.
«Тяжко, но терпимо» – все же как минимум не повод подставлять горло под ошейник, чтобы далее следовать в фарватере европейских и шире - западных трендов. Вот уж какую Россию умом европейцу точно не понять, так это Белую – Белоруссию. В любой другой стране лидер, оказавшийся в таких финансовых тисках, сдерживающий напор «несогласных» как внутри границы, так и вовне ее, плюнул бы и сел за стол переговоров в Брюсселе, предварительно выторговав себе обратно статус «въездного», но Батька не идет на это ни в какую. Он гласно, нарочито громко, чтоб слышно было за Баден-Баденом, объявляет о своей безоговорочной поддержке интеграционного курса Владимира Путина и едет с рабочим визитом в Таджикистан – укреплять связи. Надо ли говорить, что этим дело не кончится? Конечно, в лучшие времена Лукашенко и не форсировал бы перспективы экономического сотрудничества с Таджикистаном, т. к. товарооборот с этой республикой не ахти какой: порядка $50 млн за 2010 год, из которых 90% пришлись на экспорт. Но тут уж не до жиру: в условиях невозможного прессинга хватаешься за любую соломинку.
Выступая в среду на заседании Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ, Александр Григорьевич, как видно, излил все свое несогласие с политикой Запада добиваться своего буквально любой ценой, ставя (или пытаясь ставить) на колени тех, кто не желает или хотя бы не готов пока вписываться в его модель: «Будет нормально, стабильно у этого «медведя российского» – и нам будет нормально. Если только шелохнется Россия, как это было в конце прошлого века, тяжело будет и нам. Дай Бог, чтобы Россия это достойно выдержала (парламентские и президентские выборы. – Прим. КМ.RU), потому что в этом – наш кровный интерес, всех республик». К слову: вечером этого же дня состоялся и телефонный разговор Лукашенко с Медведевым, причем, как подчеркивает пресс-служба белорусского президента, инициатором созвона выступила именно российская сторона.
Разумеется, Батька не был бы Батькой, если бы не напомнил о том, что Белоруссия – не «ведомый» игрок в намечающемся евразийском экономическом партнерстве. Это он предлагал ввести в рамках ОДКБ Коллективные силы оперативного реагирования. Москва, напоминает Лукашенко, сперва приняла в штыки это предложение, но спустя какое-то время одумалась и, при поддержке прочих стран-членов, данная наднациональная структура была внедрена. Но особенно от Лукашенко досталось Узбекистану, в адрес властей которого последовала критика намеренного торможения принятия решений: фактически эта республика не ратифицировала ни одного документа, согласованного прочими членами ОДКБ. «Нам надо принимать решение по Узбекистану, потому что тройная игра, которую сегодня ведет Узбекистан, не позволяет ему находиться в ОДКБ», – последовал вывод Батьки.
Ну а какие выводы для себя прежде всего сделает тут Европа – вопрос отдельный. Признавать, что ты сел в лужу, что твои сотрясания воздуха не возымели действия, что твой неприятель после всех деморализующих ударов продолжает видеть в тебе лишь капризный кусок известной субстанции – как же это тяжело...
А кому сегодня легко?
О последствиях для Белоруссии отказа двух ведущих европейских банков работать в этой республике в беседе с обозревателем KM.RU рассказал заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ Андрей Суздальцев:
– Не думаю, что будут большие последствия в экономическом плане. В тактическом плане Лукашенко не проиграл, потому что все же их влияние не сильно финансово сказывалось на рынке республики. Но в перспективе это, конечно, ограничит возможности маневра Белоруссии на европейских финансовых рынках, это серьезно. Конечно, политический привкус тут есть, но сам факт, что республика находится в тяжелом кризисном положении, и этим банкам там просто в принципе нечего было делать. К тому же у западных инвесторов существует колоссальное недоверие к Белоруссии. Отказ банков работать с Белоруссией – самый очевидный знак инвесторам, что деньги в белорусскую экономику вкладывать нельзя.
Но плохо также и то, что ранее, разговаривая с инвесторами, Александр Лукашенко противопоставлял свою страну с ухоженными чистыми улицами и работающей промышленностью России, где, с его слов, царили криминал, коррупция и прочее. Таким образом подспудно он пытался привлечь солидную долю инвестиций, но инвесторы все же вкладывались в Россию, создавая те же автосборочные предприятия: деньги пошли туда, где больший оборот. Кроме того, европейских инвесторов отталкивала манера правления Лукашенко, его авторитарность, что рождало сомнения в возможности «отбивать» вложенные деньги.