Лукашенко про Евразийский союз ("Радыё Свабода", США)
Зачем Лукашенко опубликовал в «Известиях» ответ на программный материал Путина о евразийский союз?
В первую очередь - это попытка показать, что этот интеграционный проект если и будет реализован, то для этого мало желания и взмаха руки Путина, что его, Лукашенко, мнение имеет не меньшее значение. В отличие от прежних времен он уже не настаивает на своем авторстве интеграционных идей, а налегает в основном на похвальбу в адрес Путина, но самый факт появления такой статьи должен показать, что Лукашенко - соавтор, а не исполнитель. С другой стороны, это, безусловно, демонстрация лояльности ново-старому хозяину Кремля. Тандем давал возможность Лукашенко играть на противоречиях между Медведевым и Путиным, глядя либеральные движения тела действующего президента России - позиционировать себя как борца с «либеральной заразой». Сейчас белорусский лидер лишается этих возможностей.
Полный хозяин в России будет только один, причем склонность его к либеральным соблазнам будет примерно равной способности Лукашенко. Отсюда следует, что если Москва посчитает нужным давить на Минск, то противостоять этому давлению будет труднее, чем раньше. Но евразийский союз, судя по всему - одна из любимых игрушек Путина. И подыгрывая ему, по крайней мере, в риторической сфере, можно чего-то добиться. В свое время подобный проект был у Ельцина, что и обусловливало необходимость в Лукашенко. Если сейчас это стало нужным Путину, почему бы не поиграть и с ним?
Поворот Лукашенко к России - это следствие и кризиса, и ухудшения отношений с Западом. Условия улучшения этих отношений требуют от Минска для сохранения власти если не опасных, то, по крайней мере, неприятных уступок. Но без них от Запада не будет денег, а без (и до) нормализации отношений с Западом единственным источником помощи остается Россия. Но если россиянам вновь понадобился партнер по игре «поцелуи в обмен на газ, нефть и другие блага», то они могут обойти мир, но не найдут лучшего, чем белорусский президент. Ведь пока речь идет о риторической поддержке интеграции, а это всегда было коньком белорусского лидера. На самом деле в статье рассыпаны ряд намеков на то, что реальная интеграция, когда Лукашенко в ней вообще заинтересован, видится ему несколько иначе, чем Путину. «В Белоруссии реакция на известинскую публикацию (Путина) также неоднозначная ...
есть часть общества, которая искренне озабочена, поскольку на кону судьба государства. От этого мнения нельзя просто отмахнуться». «Только равенство партнеров, в том числе равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системы, даст возможность создать надежную основу для нашего союза... На неравной основе союз единомышленников и партнеров не построить. Это аксиома! Верю, что именно такая идеология закладывается в наш новый союз». «Говоря по правде, создание ЕЭП стало для нас нелегким компромиссом. А если еще более прямо: за Единое экономическое пространство Белоруссия заплатила дорого». «Скажите, зачем, например, на общем интеграционном пространстве выдавливать продукцию партнеров со своих рынков нерыночными методами?...
Зачем искусственно насаждать дублирующие производства там, где спрос может быть удовлетворен с гораздо меньшими затратами и на высоком качественном уровне действующими предприятиями?» «Перспектива мощной и глубокой интеграции, которая открывается сегодня, на самом деле захватывает. Но краеугольный камень всего того, что мы собираемся построить, — суверенитет наших государств, который не отменяет даже самая тесная интеграция».
Как самая плотная интеграция может сохранить в неприкосновенности суверенитет государств, участвующих в интеграции - над этой загадкой российские партнеры Лукашенко ломают голову уже 18-й год. Как в принципе возможен равноправный союз, в котором одна из частей почти равна целому - это тоже головоломка, не разгаданная за те самые 18 лет. Смысл этих шпилек Лукашенко в том, что практические шаги по реализации проекта Путина могут и обязательно столкнутся с возражениями со стороны белорусского правителя. Ну и в том, что за удовольствие быть интегратором надо платить, но не жалкими деньгами из фонда ЕврАзЭС и «понижающими коэффициентами». В тексте статьи Лукашенко обращает на себя внимание новая идея «интеграции интеграции» - интеграции Евразийского союза и Евросоюза. Это - сигнал Западу, Европе, что Лукашенко все же не ограничивает свою политическую перспективу шоссе Минск-Москва, что во всем союзе он - может, единственный европеец. Своеобразный. Но какой союз, такие и европейцы. Смысл сигнала не создание интегрированного пространства от океана до океана, а в том, что Лукашенко и Белоруссия, которую он возглавляет, все же не против иметь и другие геополитические альтернативы, помимо Евразийского союза.
Перевод: Светлана Тиванова
Оригинал публикации: Лукашэнка пра Эўразійскі саюз
Опубликовано: 17/10/2011 18:47