Николай Радов: Сможет ли Белоруссия получить китайские миллиарды
Вот уже который год белорусские власти с удовлетворением отмечают постоянно растущее и взаимовыгодное сотрудничество Белоруссии и Китая: приводятся примеры многомиллиардных контрактов, инвестиционных договоров, неимоверно выгодных для республики льготных кредитов и т.д. В устах государственных СМИ все выглядит действительно очень красиво и перспективно. Однако за всей подобной пропагандисткой мишурой скрывается один, пожалуй, главный вопрос - почему на сегодняшний день практически ничего из разрекламированного администрацией президента в 2009-2011 годах так и не было реализовано?
Действительно, белорусско-китайские отношения в сфере кредитно-денежного сотрудничества и инвестиций прошли за последние несколько лет большой путь развития. Пекин изначально рассматривал Белоруссию в качестве одной из опорных точек дальнейшей экономической экспансии в Центральную и Западную Европу. Теперь же перед КНР открывается еще большая перспектива - рынок стран Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства. В случае успешного закрепления в Белоруссии, китайская сторона получит возможность через совместные предприятия увеличить поток своей продукции в Россию. Однако в настоящее время даже такие, казалось бы, весьма радужные перспективы не могут заставить Китай начать форсировать свои отношения с Республикой Беларусь. Заметим, что на протяжении последних двух лет между двумя странами было заключено довольно большое количество различного рода соглашений, итогом которых, по мнению белорусских идеологов, должно было стать процветание Белоруссии. Например, еще 17 декабря 2009 года Эксимбанк КНР (полностью принадлежит Госсовету Китая и имеет исключительное право предоставлять льготные правительственные кредиты за границу) заключил с правительством Белоруссии рамочное соглашение о развитии долгосрочного всестороннего сотрудничества, в соответствии с которым была открыта кредитная линия для финансирования совместных инвестиционных проектов на сумму 5,7 млрд. долларов США. Затем в марте 2010 года в Минске было подписано рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве между министерством финансов Белоруссии и Государственным банком развития КНР, в соответствии с которым была открыта кредитная линия на сумму 8,3 млрд. долларов. 7 июня 2010 года в Пекине было подписано Генеральное кредитное соглашение о предоставлении льготного покупательского кредита на сумму 1 млрд. долларов. Все это позволило официальным властям накануне президентских выборов "успокоить" граждан заявлением о том, что с Китаем у Белоруссии в перспективе 104 проекта на общую сумму более 15 млрд. долларов США, которые позволят республике спокойно преодолеть все кризисные явления. Однако сегодняшние события говорят об обратном. Вопрос - почему?
Известно, что на сегодняшний день Китай занимает 6 место в общем объеме внешней торговли Белоруссии (за 7 месяцев 2011 года торговый оборот превысил 1,7 млрд. долларов США), третье место по импорту и девятое место по объему экспорта. Ключевыми позициями китайского импорта являются высокотехнологичные товары, сырье и комплектующие для экспортоориентированных отраслей белорусской экономики. В свою очередь, белорусская сторона стремится нарастить поставки на рынок КНР сложной машинотехнической продукции, для чего в 2009-2010 годах было создано несколько совместных предприятий: по техническому обслуживанию и сборке самосвалов "БелАЗ", по сборке кормоуборочных комбайнов с участием ПО "Гомсельмаш", по сборке энергонасыщенных тракторов "МТЗ". С виду все вроде бы отлично - и китайцы, и белорусы довольны. Однако на этом практическая деятельность по созданию совместных предприятий фактически прекратилась. Остались лишь неопределенные договоренности и рамочные соглашения, которые ни к чему конкретному до сих пор не привели. Так, ранее заявлялось, что в Белоруссии начнется строительство 34 энергетических объектов с привлечением кредитных ресурсов банков КНР, в том числе: ТЭЦ в Бресте на 65 МВт, линии электропередачи напряжением 330 кВ "Березовская ГРЭС - Пинск - Микашевичи", Немновская, Витебская, Бешенковичская, Верхнедвинская, Речицкая, Могилевская и Шкловская гидроэлектростанции. Помимо этого, планировались два крупных проекта: "Создание интеллектуальной транспортной системы безопасности г. Минска с включением в нее автомобильных дорог М-2 (Минск-Национальный аэропорт Минск) и М-9 (кольцевая дорога вокруг г. Минска)" и проект "Электрификация участков железной дороги Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи". И это еще далеко не полный список того, что должно было начать реализовываться в 2010-11 годах. Однако, что мы имеем в реальности? На сегодняшний день, по официальной информации, Белоруссия выполняет совместно с Китаем всего лишь чуть более 10 крупных проектов с кредитной поддержкой на сумму около 4,5 млрд. долларов. Из них 4 инвестпроекта с участием 3 млрд. долларов реализуется в энергосистеме страны. Например, модернизация ТЭЦ-2 (формально завершена в сентябре нынешнего года) и ТЭЦ-5 г. Минска. Помимо этого, китайцы были замечены при реализации проектов, связанных со строительством технологических линий по производству цемента на трех цементных заводах (РУПП "Белорусский цементный завод", ПРУП "Кричевцементношифер", ОАО "Красносельскстройматериалы"), а также застройки г. Минска. Так, месяц назад началась реализация инвестиционного проекта "Строительство жилого комплекса в микрорайоне "Лебяжий" г. Минска", разговоры о котором велись еще в 2009 году, а 20 сентября в самом центре белорусской столицы стартовало возведение по китайским нормам и стандартам в проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию гостиничного комплекса "Пекин".
Все вышеперечисленные проекты, кроме, пожалуй, строительства гостиницы "Пекин", называть инвестициями, то есть долгосрочными вложения капитала в экономику с целью получения прибыли, нельзя. Все нынешние и планируемые в будущем проекты реализуются на основе кредитных договоров двух стран. При этом, как известно, Пекин выделяет, пускай и на льготных условиях, "связанные" кредиты, которые направлены только на реализацию проектов с участием китайских компаний и использованием китайского оборудования и технологий. Учитывая тот факт, что китайские инвесторы, как частные, так и принадлежащие государству, известны своей довольно агрессивной политикой в отношении финансовой и экономической экспансии, возникает определенное недоумение относительно их пассивности в Белоруссии. И здесь, на наш взгляд, причин несколько.
Во-первых, на протяжении последнего времени руководство Белоруссии неоднократно заявляло о свободной возможности любого инвестора участвовать в процессе приватизации, так как, по словам государственных чиновников, в соответствии с законодательством, продажа принадлежащих государству акций осуществляется на открытых аукционах и конкурсах. То, что китайская сторона была весьма заинтересована в покупке ряда белорусских активов, ни для кого не секрет (например, весной нынешнего года ряд государственных компаний КНР проявили открытый интерес к покупке акций "Беларуськалия" и ряда более мелких предприятий Белоруссии). Однако ни один из подобных проектов, несмотря на "открытость" аукционов по продаже госимущества, так и не сдвинулся с места. По всей видимости, китайскую сторону до недавнего времени абсолютно не устраивала приватизация по-белорусски, которая проходит под полным контролем высших и местных чиновников, лоббирующих собственные интересы. Примером может являться процесс продажи ОАО "Лидские пищевые концентраты", одного из немногих прибыльных предприятий концерна "Белгоспищепром". На протяжении уже нескольких месяцев местные чиновники препятствуют проведению конкурса по свободной продаже акции данного производства, готовя его к закрытому аукциону, куда покупатели приходят не сами, а приглашаются его организаторами. Происходящие торги в данном случае носят лишь формальный характер, а предприятие отходит за минимальную сумму близким к властям коммерческим структурам. В таких условиях активно участвовать в приватизации практически не возможно, что естественным образом отпугивает потенциальных инвесторов, в том числе и представителей Поднебесной.
Стремление Пекина решить данную проблему и обезопасить себя от произвола белорусских чиновников и непредсказуемости руководства Белоруссии было продемонстрировано в ходе недавнего визита делегации КНР во главе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, являющегося фактически вторым человеком в руководстве КНР. Помимо различного рода документов о техническом и экономическом сотрудничеств между двумя странами, 18 сентября белорусский министр экономики Николай Снопков и президент Эксимбанка Китая Ли Жогу подписали рамочное соглашение между двумя правительствами о финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Республику Беларусь в 2011-2012 годах. Данный документ официально закрепил за Китаем лидирующие позиции в процессе приватизации белорусских предприятий, что позволит Пекину в будущем чувствовать себя гораздо увереннее в Белоруссии и продолжить процесс реального инвестирования в экономику страны. Надо сказать, что документ подобного характера не был заключен до сих пор ни с кем, даже с Россией.
Во-вторых, в связи с тем, что белорусское правительство последние годы активно ищет возможность поддержать свою экономическую систему при помощи вливания извне, одним из ключевых пунктов допуска китайской стороны к приватизации являлось, по всей видимости, предоставление Белоруссии финансовой помощи в любом ее проявлении. До тех пор, пока соответствующие договоренности не будут достигнуты в форме, полностью удовлетворяющей обе стороны, говорить о продвижении китайских интересов в Белоруссии не приходится. В данном контексте интересен тот факт, что по итогам нынешнего визита китайской делегации, помимо договоренности предоставить Минску льготный кредит в размере 1 млрд. долларов для реализации совместных согласованных ранее проектов, Китай выделил 70 млн. китайских юаней (около 11 млн. долларов США) в качестве безвозмездного гранта, будущая судьба которого покрыта мраком. Более всего подобный шаг напоминает если не взятку, то некое вознаграждение руководству белорусского государства за принятые им решения. Опять таки, никто подобных подарков белорусам до сих пор не делал (многолетнее субсидирование белорусской экономики Россией рассматривается в Минске как должное и подарком не считается).
В-третьих, сотрудничество с Китаем, по-видимому, тормозили в самом Минске, так как практически все нынешние совместные проекты не являются критическими для Белоруссии и представляются инициативой Пекина. Например, создание в Белоруссии завода по производству кальцинированной соды мощностью 300 тысяч тонн в год и завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО "Светлогорский ЦКК", продукция которых будет практически полностью идти в страны ЕС. Прибыль с них будет делиться практически поровну, но Белоруссии придется еще и выплачивать взятый на строительство кредит. Еще интереснее обстоят дела с реконструкцией автомобильной дороги М-5/Е271 Минск-Гомель, получить косвенную прибыль с которой за счет увеличения грузопотока белорусской стороне если и удастся, то очень нескоро. И так практически по всем совместным проектам. При этом следует помнить, что качество поставляемой в Белоруссию техники зачастую не соответствует современным требованиям и их надежность находится под большим вопросом. Поэтому и неудивительно, что белорусская сторона до последнего искала возможности добиться для себя наиболее выгодных условий, что, по всей видимости, ей и удалось сделать. Иначе сложно объяснить весьма приподнятое настроение президента Белоруссии, которое он продемонстрировал во время принятия верительных грамот 12 послов 20 сентября (уже после отъезда китайских товарищей), среди которых была глава представительства Евросоюза в Республике Беларусь Майра Мора: "Мы не находимся в той ситуации, когда нам надо куда-то бежать, на колени падать. Первые дни, когда мы пошли на резкую нормализацию валютной ситуации, показали, что и кризиса того не было".
На сегодняшний день все вышеперечисленные причины торможения белорусско-китайского сотрудничества в сфере инвестиций, похоже, успешно устранены. Однако следует помнить, что Китай - это не та страна, которая просто так разбрасывается деньгами и умеет прощать предательство. Рассчитывать на успех политики, которая долгие годы сходила с рук белорусскому руководству в отношении России, с Китаем, на наш взгляд, не приходится. Поэтому Белоруссии придется очень сильно постараться, чтобы громкое заявление ее лидера: "Сотрудничество Белоруссии с Китаем носит стратегический характер. Это наши друзья, наша опора в мире, которая никогда нас не предавала в самых сложных ситуациях... Как мы рассчитываем на вас, так и вы можете рассчитывать на нас по всем направлениям в полном объеме так, как вам это нужно" - не стало началом конца отношений между двумя странами. В обратном случае нынешний белорусский режим, утративший доверие практически всех членов международного сообщества, рискует остаться один на один со своими экономическими и политическими проблемами.