На суде в Минске рассказали, как Дмитрий Коновалов создавал свои «уникальные» бомбы

Источник материала: Газета.Ru
29.09.2011 15:15 — ИноСМИ

На суде в Минске рассказали, как Дмитрий Коновалов создавал свои «уникальные» бомбы Процесс по делу минских террористов закопался в деталях. Гособвинение демонстрирует суду болты, шурупы, шприцы, компоненты для приготовления взрывчатки и видео «как сделать бомбу за полчаса».

В Минске продолжается суд над предполагаемыми организаторами серии взрывов в Минске и Витебске. На заседаниях во вторник и среду основное внимание суд уделил тому, как именно главный обвиняемый Дмитрий Коновалов создавал бомбы, которые потом белорусские силовики называли «уникальными» и «не имеющими аналогов в мире». Обильно цитировались результаты экспертиз, которые проводила ФСБ России.

«Взрывотехническую лабораторию» Коновалов оборудовал в Витебске в подвале дома по соседству с тем, в котором жил. Следователи нашли там химреактивы, различные приборы и тетрадь с формулами. Это следует из протокола осмотра подвального помещения и изъятия различных предметов. По словам гособвинителей, в подвале нашли электрическую плитку, фонарик, нож, пинцет, шприцы, пакет с веществом белого цвета, стеклянный изометрический прибор, флюс для пайки, батарейки, подшипники, электронные часы с проводами, пакеты с аммиачной селитрой, таблетки гидроперита и прочее. Список изъятого длинный.

На суде были зачитаны и протоколы осмотра этих предметов белорусскими криминалистами и специалистами ФСБ России, датированные 18 и 19 апреля. В частности, российские эксперты установили, что одно из найденных в подвале веществ сходно по физическим и химическим свойствам с «инициирующим взрывчатым веществом». Другая находка была идентифицирована как детонатор.

Затем гособвинение огласило протокол дополнительного осмотра подвала, в ходе которого были найдены разные химические реактивы, фрагменты упаковки от них и т. д. Огласили обвинители и протокол обыска в витебской квартире Коновалова 13 апреля. Первые обыски у обвиняемых во взрывах в Минске 11 апреля прошли через 5 часов после их задержания. В квартире обнаружили системный блок компьютера, фотоаппарат, несколько флеш-карт, два фотоальбома, картонные коробки с гайками, болтами, гвоздями и т. д.

На суде были оглашены и другие документы, в том числе протокол осмотра вагона метро № 1494 (вагон признан вещдоком) и протокол дополнительного осмотра места происшествия от 13 апреля.

Гособвинение показало видеозапись следственного эксперимента, проведенного 20 апреля.

В ходе эксперимента Коновалов показал, как делал взрывчатку, называл последовательность действий для изготовления взрывчатки и необходимые компоненты.

Эксперимент проходил в присутствии адвоката, а также специалистов из белорусских спецслужб и ФСБ России. Для безопасности взрывчатые вещества в ходе эксперимента были заменены имитаторами.

Как было отмечено в суде, процесс изготовления взрывчатого вещества занял 57 секунд.

Затем Коновалов изготовил из лампочки детонатор, который поместил в пятилитровую бутыль с веществом, примотав пакет с поражающими элементами.

Во второй бутыли находилась жидкость, заменяющая кислоту.

В целом же, судя по видеозаписи процесса, на подготовку к действию взрывного устройства Коновалову понадобилось не более получаса.

На судебном заседании гособвинитель Александр Мирончик огласил выводы экспертизы, проведенной ФСБ России. Согласно им, куски металла (арматуры) с места теракта и из подвала Коновалова имеют общее происхождение. Одно из веществ, найденных в подвале, обладает взрывчатыми свойствами и может быть синтезировано в домашних условиях. Другое вещество пригодно для изготовления пиротехнических составов и дымных порохов. Еще два вещества, по заключению ФСБ, являются компонентами, которые возможно использовать для изготовления взрывчатых веществ, в том числе кустарным способом.

Тем не менее эксперты ФСБ РФ не смогли установить общую групповую принадлежность изъятых при обыске подвала дома в Витебске химических веществ и компонентов взрывчатого вещества, взорванного в минском метро.
На суде огласили результаты и других экспертиз. В частности, эксперты-криминалисты МВД Белоруссии пришли к выводу, что кристаллическое вещество белого цвета из подвала содержит в своем составе инициирующее взрывчатое вещество. Оно используется для детонации бризантных взрывчатых веществ. Еще одна экспертиза установила, что на некоторых предметах из подвала есть биологические следы Коновалова, в частности, клетки эпителия обнаружены на перчатках и медицинской маске.

Другая экспертиза МВД показала: на одном из листков бумаги, найденных в подвале, содержится информация о компонентах бризантного взрывчатого вещества, которое было использовано в бомбе, взорвавшейся в метро 11 апреля.

Кроме того, эксперты-криминалисты установили, что для соединения проводов во взрывных устройствах, которые были установлены в месте празднования Дня независимости в Минске в 2008 году, был использован тип припоя, аналогичный найденному в витебском подвале.

Председательствующий на процессе Александр Федорцов показал присутствующим предметы из витебского подвала: гайки, подшипники, шприцы, провода, батарейки, кипятильник, различные емкости, приборы, компоненты для приготовления взрывчатки и многое другое.

Кроме того, зрители увидели одежду и обувь, изъятые у основного обвиняемого после задержания. Как и на видео с камер видеонаблюдения, она темного цвета. Гособвинитель Алексей Стук обратил внимание на полоску на воротнике куртки: «Она видна на фотографиях». Говоря о шапке обвиняемого, он добавил: «Вот это созвездие хорошо видно на видео».

Судья показал и ключи от квартиры, которую Коновалов снял 10 апреля в Минске. Участники процесса увидели и капсулы, которые, судя по показаниям Ковалева (Владислав Ковалев, второй обвиняемый), Коновалов показывал ему перед терактом в метро и говорил, что с их помощью покончит с собой. Был показан и больничный лист Коновалова. Основной обвиняемый уходил на больничный примерно за неделю до взрыва на станции «Октябрьская».

На суде зачитали протокол осмотра места взрыва на станции «Октябрьская».

На месте взрыва эксперты увидели «электропоезд на левых путях, перрон, засыпанный строительным мусором, преимущественно у второго вагона, пробоину на платформе, следы взрыва». В момент осмотра на станции находились «6 трупов, 1 труп на лестнице к переходу, 1 между вагоном и стеной, 1 на путях — всего 9 трупов».

На месте взрыва были найдены металлические шарики, шурупы, болты, гайки, фрагменты гвоздей, в том числе со следами термического воздействия, «поражающие элементы», «возможные элементы конструкции самодельного взрывного устройства», фрагменты арматуры, металла, камня, ткани со следами копоти.

На заседании во вторник свидетель Наталья Королева, витебская знакомая Коновалова, сообщила: Коновалов рассказывал ей, что после взрыва на День независимости в 2008 году он хотел покончить с собой. «Был разговор о взрыве, его завел Коновалов, сказал, что причастен», — рассказала Королева. Она пояснила: они с Коноваловым «сидели дома, по телевизору говорили, что все должны сдать отпечатки пальцев, Коновалов сказал, что боится сдавать отпечатки пальцев. Дескать, у него где-то остались отпечатки, и, если он сдаст отпечатки, поймут его причастность к взрыву».

«Вас это не насторожило?» — спросил прокурор. «Нет, я подумала, что он пошутил. Никогда бы не подумала, что такой человек может это сделать», — ответила она.
В этом же день, по словам Королевой, «он говорил, давай вместе найдем водки, таблеток, наедимся и всё». «Что всё?» — спросил прокурор. «Всё — умрем», — пояснила она. 

←Запуск белорусского спутника в текущем году не состоится

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика