Белоруссия: Экономические проблемы не приведут к смене власти
Белоруссия находится в очень сложном финансовом положении. Страну ожидает все более ускоряющаяся инфляция и рост цен. Однако несмотря на то, что протестные настроения в Белоруссии растут, реальный контроль над страной все еще находится в руках у президента Лукашенко.
Причины нынешнего незавидного финансового положения населения Белоруссии, столкнувшегося с резкой девальвацией национальной валюты, кроются в существующих уже несколько лет структурных проблемах национальной экономики. Несмотря на явно усилившиеся протестные настроения в белорусском обществе, любые политические изменения вряд ли способны в обозримой перспективе коренным образом повлиять на ситуацию.
В советское время Белоруссия выполняла функцию сборочного цеха в сложной системе национальной промышленности. Нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, электротехника – многие ведущие предприятия СССР в этих отраслях были расположены на территории республики, бедной полезными ископаемыми, но близкой к европейским экспортным рынкам. Разумеется, разрушение советской хозяйственной системы страна, до этого плотно в нее вписанная, переживала тяжело.
Некоторое время экономика Беларуси могла относительно успешно существовать на старом технологическом запасе и низкой себестоимости труда, сохраняя сильные позиции в экспорте товаров народного потребления в страны СНГ. Сельскохозяйственные и грузовые машины, бытовая техника, одежда и обувь были востребованы населением России и других советских республик в условиях невысоких доходов. Более чем существенную лепту вносили и доходы от переработки российской нефти; помогали и "льготные" тарифы на газ.
Однако за последние годы ситуация кардинальным образом изменилась. Белорусская продукция массового потребления не смогла угнаться за развитием мировой, также недорого производимой в странах Юго-Восточной Азии. "Газпром" занялся приведением цен на газ для стран СНГ к мировому уровню. Принципиальная позиция России по вопросу пошлин на нефть и нефтепродукты ударила по марже белорусской нефтепереработки. Сальдо белорусского экспорта приобрело устойчиво отрицательные значения, и основной надеждой в деле поддержания стабильности национальной денежной единицы стали валютные кредиты.
Нельзя сказать, что белорусские власти все эти годы исполняли роль пассивных наблюдателей. Были заявлены серьезные шаги по приватизации госимущества, либерализации финансовых рынков, рынка ценных бумаг. Однако, как это часто бывает, существенно дальше деклараций продвинуться не удалось. Приватизационные планы в основном свелись к длинным спискам мелких и непривлекательных для инвесторов предприятий, а условия приватизации интересных компаний предусматривали значительные дополнительные обязательства со стороны инвестора. Либерализации финансовых рынков тоже по большому счету не произошло; в конечном счете настойчивость властей в искусственном завышении курса валюты привела к ее резкой девальвации этим летом.
Приватизация – мера разовая, но, учитывая большой вес госсектора в белорусской экономике, она могла бы обеспечить финансовой системе страны необходимую поддержку. Понятно, что в текущей рыночной ситуации, а особенно с учетом непредсказуемого характера белорусской политики, охотников на приватизируемые предприятия осталось немного. В борьбу за белорусские активы вроде бы включился Китай, однако, скорее всего, "китайская угроза" будет использована белорусскими властями для давления на Россию. Однако для России более опасным является сближение Беларуси с ЕС, которое в последнее время заметно потеряло в динамике. Это позволяет российской стороне занимать более требовательную позицию.
Тем временем белорусское правительство пытается выправить ситуацию с экспортом за счет сельскохозяйственной продукции, что вряд ли можно считать реалистичным планом.
Лавирование белорусского правительства между Европой и Россией изрядно поднадоело и одной, и другой стороне, что сказывается на ходе переговоров о предоставлении валютных кредитов. Естественным выходом в данной ситуации стала либерализация курса белорусского рубля и валютообменых операций. Население понесло в обменники доллары, получая за них вдвое больше "зайчиков", чем в начале года. Очевидная цена либерализации – инфляция, которая только по официальным данным на конец августа составила более 50% к началу года. Естественно, цены потребительских товаров будут подтягиваться к изменению валютных курсов по мере обмена накопленной населением валюты на свеженапечатанные белорусские рубли, и к концу года показатель инфляции может заметно вырасти. Это та цена, которую белорусская экономика вынуждена платить за длительное искусственное поддержание уровня жизни населения и ценовой стабильности.
Впрочем, маловероятно, что острые негативные социальные последствия белорусских реформ уже в ближайшее время приведут к политическим изменениям в стране. Белорусская оппозиция раздроблена и на настоящий момент не представляет собой мощной политической силы, способной взять на себя управление страной. Это понимают и ближайшие соседи Белоруссии, которые могли бы оказать моральную поддержку той или иной силе, если бы верили в ее эффективность. Пока нынешний режим, при всей его "неудобности" для партнеров, осуществляет реальный контроль над страной, Россия и ЕС не только не пойдут на дестабилизацию политической обстановки, но и будут по необходимости оказывать стране помощь в критические моменты.