В Совете ООН по правам человека продолжают обсуждать ситуацию в Белоруссии

Источник материала: RFI
23.09.2011 10:24 — ИноСМИ

В Совете ООН по правам человека продолжают обсуждать ситуацию в БелоруссииRFI: Саша, вы присутствовали на этих прениях. Расскажите, пожалуйста, что там происходит?

Саша Кулаева: Слушания по Белоруссии, в результате, занимают больше времени, чем было запланировано, из-за сбоев организационных. Слушания по другим вопросам начались два дня назад с представления устного доклада Высшего комиссара по правам человека ООН.

Она зачитала заявление, обрисовывающее очень мрачную картину с правами человека в Белоруссии и, конечно, в первую очередь, связанную с последствиями выборов 19 декабря 2010 года, которые закончились массовыми арестами.

Более 700 человек было арестовано на 15 суток, и 56 человек стали проходить по уголовным делам, возбужденным в связи с «массовыми беспорядками», произошедшими 19 декабря.

Политические заключенные по-прежнему остаются в тюрьмах, хотя часть из них была освобождена.

И все это происходит в условиях тяжелейшего экономического кризиса, который касается все большего количества людей и, практически, всех слоев населения.

Собственно, это и было предметом обсуждения: какие шаги нужно сделать Белоруссии для улучшения ситуации.

После этого последовал «интерактивный диалог» с членами ООН, каждый из них имел возможность высказать свою позицию. Он продолжается в настоящий момент.

И после этого будут заявления НПО, в том числе, белорусских неправительственных организаций, которые специально приехали в Женеву для того, чтобы высказать свою точку зрения.

RFI: А в докладе Верховного комиссара ООН были ли даны какие-то рекомендации?

Саша Кулаева: Безусловно. Собственно, это и есть его цель. Одна из рекомендаций, конечно, это освобождение политических заключенных.

Были упомянуты конкретные случаи, был упомянут случай Алеся Беляцкого, вице-президента Международной федерации за права человека, которую я представляю, и президента правозащитного центра «Вясна», который был арестован 4 сентября.

Были упомянуты ситуации с адвокатами, которые, как вы, может быть, слышали, потеряли свои лицензии в силу выполнения своего профессионального долга, когда они защищали политических заключенных, которые были осуждены в связи с «беспорядками» 19 декабря - то, что власти называют «беспорядками» 19 декабря.

Были упомянуты, безусловно, ненезависимые суды и судьи, применение грубой силы. И позиция Верховного комиссара ООН по этим вопросам однозначна: необходимо менять не только эти конкретные проявления, но и систему, которая приводит к возможности их осуществления.

RFI: Есть ли уже какая-то реакция со стороны Белоруссии?

Саша Кулаева: Конечно, Белоруссии было предоставлено слово непосредственно после доклада Верховного комиссара по правам человека, они этим правом воспользовались в полной мере, выступив с очень длинными объяснениями, в который представитель Белоруссии утверждал, что все это, конечно, является следствием двойных стандартов у европейских и американских представителей, и что эта точка зрения совершенно не соответствует действительности.

И даже высказал довольно оригинальное предположение, что европейские страны и Америка пытаются насадить в Белоруссии «тоталитарную и авторитарную демократию»!

Должна сказать, что эта терминология показалась мне довольно удивительной.

Их точка зрения такова, что 19 декабря были совершенно нормальные выборы, после чего некоторые кандидаты в президенты попробовали свергнуть власть, якобы даже распространяли информацию, как они выразились, что «режим пал, и необходимо переходить к решительным действиям».

И якобы толпы, подстрекаемые кандидатами в президенты, пытались громить Дворец правительства, и в силу этого и была употреблена сила. И, как утверждал представитель Белоруссии, сила была применена в рамках необходимых мер и была достаточно мягкой.

И в обычной традиции белорусской риторики говорил, что в Европе силу применяли бы гораздо более жестко. Соответственно, никакой критики Белоруссия позитивно не воспринимала.

Также он утверждал, что большинство рекомендаций ООН принимается всегда в Белоруссии к рассмотрению и приводят к конкретным шагам и в данном случае, это случай, как сказал бы Булгаков, «просто так называемого вранья», поскольку решения комитета по правам человека ООН Белоруссия систематически не выполняет.

Не только это касается, скажем, регистрации правозащитного центра «Вясна», которому было отказано уже много-много раз, и Комитет по правам человека вынес абсолютно однозначное решение, что правозащитный центр «Вясна» должен быть немедленно зарегистрирован.

Но и по таким серьезным делам, как смертная казнь. Как вы знаете, в Белоруссии по-прежнему применяется смертная казнь, несмотря на все рекомендации того же ООН или Совета Европы и остальных межгосударственных органов.

Рассмотрев последние дела, комитет по правам человека вынес постановление, что требуется дополнительное рассмотрение, что случаи неочевидны, и постановил не приводить приговоры в исполнение до предоставления более неопровержимых доказательств, после чего эти люди были расстреляны в противоречие решениям комитета по правам человека ООН.

RFI: Каких конкретных результатов вы, правозащитники, ждете от этих обсуждений, которые могли бы помочь улучшить ситуацию на местах?

Саша Кулаева: Мы ждем, конечно, твердой принципиальной позиции со стороны всего мирового сообщества – не только ООН, но и Евросоюза, и Страсбурга – именно в этом контексте мы с представителями правозащитного центра «Вясна» объехали, фактически, сейчас уже всю Европу. Побывали и в Брюсселе, и в Страсбурге, и в Женеве сейчас.

Продолжим нашу поездку посещением Варшавы, где будет проходить Форум европейского сотрудничества, включающего Белоруссию, и ежегодная встреча ОБСЕ по вопросам человеческого измерения и правам человека.

И наш посыл остается везде одинаковым: в условиях жесточайшего экономического кризиса, который сейчас переживает Белоруссия, не имеющая собственных природных ресурсов и вынужденная опираться на внешние источники финансирования, которые до сих пор международное сообщество предоставляло, не очень вдаваясь в подробности как, на самом деле, эти деньги потом используются, и на что они идут, что и привело к нынешнему положению.

Экономика страны была построена на совершенно иллюзорных понятиях, и народ сейчас находится в положении, как в России в начале 90-х, когда в магазинах не хватает элементарных продуктов, а перед обменниками стоят огромные очереди, если они работают, что происходит далеко не всегда. Нам кажется, что именно в этой ситуации Лукашенко будет вынужден больше прислушиваться к условиям, если таковые будут ему поставлены.

И этим моментом необходимо воспользоваться для того, чтобы принципиально и твердо потребовать не только, как предусловие всех возможных переговоров с этим режимом, немедленного освобождения всех политических заключенных, восстановления в должности всех адвокатов, потерявших лицензии и таких мер, которые носят экстренный характер.

Но и изменений системного плана, которые позволят привести к ситуации, когда такие меры просто не будут возможны настолько, насколько они возможны сейчас.

То есть, мы требуем отмены, безусловно, 193.1 статьи Уголовного кодекса, которая криминализирует участие в любой незарегистрированной ассоциации или организации, учитывая, что все они были ликвидированы решением белорусского правосудия, практически, все сейчас находятся на нелегальном положении.

Мы требуем изменения правил распространения прессы, поскольку порядка 20 журналов и газет сейчас не распространяются через белорусскую систему распространения средств массовой информации из-за политической позиции их редакторов и авторов.

Мы требуем изменения кодекса по выборам, поскольку, насколько мы понимаем, грядущие парламентские выборы будут происходить по тому же кодексу, по которому проходили предыдущие, где, на самом деле, ни о каких свободных и справедливых выборах речи просто идти пока не может.

И целый набор мер, который я сейчас не буду предлагать вашему вниманию, но которые мы передали, в том числе, в Совет по правам человека ООН, встретились со многими его представителями, для того, чтобы их озвучить. Меры, которые позволят привести к более долгосрочным изменениям в обществе, в системе белорусской, которые несколько ограничат существующий в настоящий момент произвол. 

 

←Армен Хачатрян: За последние 10 лет торговля между Арменией и Белоруссией выросла в 20 раз

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика