Минск остался без мяса: нарастает сумасшедшая паника, вводится график завоза мясных продуктов
В Республике Беларусь катастрофически исчезает мясо. Мало того, что стоит оно в полтора раза дороже, нежели в начале года, так его теперь и днем с огнем не сыщешь. Дефицит подкрался еле заметно, – уверяют власти. Председатель Минского городского исполнительного комитета Николай Ладутько 22 августа заявил о необходимости в ближайшие дни сформировать график поставок мяса до конца года. Городские власти планируют в течение недели определить объемы поставок мяса для хладокомбинатов, стабилизационных фондов, фирменной торговой сети и комбинатов школьного питания. Контроль за выполнением графика поставок мяса потушного и в разрубах мэр Минска поручил начальнику управления торговли и услуг Мингорисполкома Андрею Новикову. По требованию Николая Ладутько, контролировать поставки мяса городские власти будут ежедневно совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия и облисполкомом. Мэр города требует организовать «четкую схему работы для всех субъектов хозяйствования, участвующих в обеспечении потребительского рынка мясом», в том числе мяса птицы. Для этого, по словам Николая Ладутько, необходимо составить перечни мясокомбинатов, поставщиков, предприятий потребкооперации и расписать, «кто куда едет и что везет».
Как сообщалось ранее, белорусские граждане, начавшие ощущать дефицит импортных товаров в конце апреля, отмечают, что ситуация с ассортиментом в магазинах ухудшается. Как пишет белорусское агентство UDF, с полок магазинов постепенно пропадают гигиенические принадлежности, бытовая химия и другие товары, которые ввозятся в страну из-за рубежа.
«Ситуация, конечно, тяжелая», – заявили агентству в компании «ТПГ Вест Ост Юнион», импортера детского питания из России и стран Европы.
«Запасов детского питания осталось примерно на одну неделю, что будет дальше, сказать трудно. Фирма приостановила закупку некоторых товаров, например подгузников фирмы Pampers», – сказали в «ТПГ Вест Ост Юнион».
Как отмечает издание, цены на товары, имеющиеся в магазинах, меняются постоянно – сотрудники физически не успевают актуализировать ценники. «На полках стоит одна цена, а на кассе пробивают другую», – пишет UDF.
В настоящее время белорусский валютный рынок ожидает действий правительства по стабилизации ситуации на валютном рынке, о которых премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил в минувшую пятницу. Он сообщил, что страна ожидает первый транш кредита из стабфонда ЕврАзЭС в размере $800 млн летом, а второй, в размере $400 млн, – в начале осени.
Тем временем, разница в ценах на автомобильное топливо в Республике Беларусь и сопредельных государствах обусловила значительный рост его реализации в приграничных районах страны. Об этом сообщили в пресс-центре концерна «Белнефтехим».
Так, в январе-феврале 2011 г. на приграничных АЗС Брестской области рост реализации дизельного топлива составил 153% к январю-февралю 2010 г., в Витебской области – 127%, в Гомельской –198%. В целом по республике рост реализации дизельного топлива на АЗС концерна в январе-феврале 2011 г. составил 128% к аналогичному периоду прошлого года. Наблюдался также рост продаж автомобильных бензинов. Как показывают оперативные данные, не снижается рост реализации моторного топлива на приграничных АЗС и в марте.
В текущем месяце, в связи с повышением цены на нефтяное сырье на мировом рынке, происходит значительное и быстрое подорожание моторного топлива в странах-соседях Беларуси.
Например, по сведениям на 18 марта, цена 1 литра дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии – на 92%, в Польше – на 80%, в Украине – на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии – на 57%, в Польше – на 53%, в Украине – на 7%. 1 литр бензина АИ-92 в Украине на 18% дороже, чем в Беларуси, а 1 литр бензина Н-80 – на 20% дороже, чем у нас.
В связи с создавшейся ценовой ситуацией увеличился вывоз за границу качественного белорусского топлива, реализуемого на АЗС страны.
Рост вывоза за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Данное обстоятельство, по согласованной формуле расчета цены, приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Республику Беларусь, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий, отмечают в концерне.
НПЗ несут высокую налоговую нагрузку и обеспечивают значительное поступление финансов в государственный бюджет, из которого выплачиваются пенсии, стипендии, заработная плата врачам, учителям, работникам других бюджетных сфер. Таким образом, от незаконной деятельности некоторых граждан, занимающихся вывозом топлива за пределы страны и получающих финансовую выгоду от существующего дисбаланса цен в сопредельных странах, материальный ущерб получает большинство белорусского населения.
Цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется, исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь, и постоянно является убыточной для производителей.
Концерн «Белнефтехим» сообщает, что вынужден принимать меры, соответствующие ситуации, для недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива, приобретенных на АЗС республики, и причинения ущерба экономике страны.
Какие именно действия будут предприняты пока не сообщается, хотя стоит отметить, что разность цены на топливо появилась не сегодня. Более того, на той же белорусской границе и таможенники и пограничники прекрасно знают литовцев, поляков, латышей, которые по несколько раз переезжают из своих стран в Беларусь, заправляют полные баки и отправляются обратно. Такие легковушки в народе уже окрестили «бензовозами».