Польская прокуратура поддержала белорусских оппозиционеров
Власти Польши уволили чиновников генпрокуратуры, обвиняемых в передаче Минску данных о белорусских правозащитниках, в том числе о лидере движения "Вясна" Алесе Беляцком. Между тем литовские власти, которые также поделились с властями Белоруссии информацией о банковских счетах оппозиционеров, с принятием таких мер не спешат. Белорусские эксперты усматривают в этом подтверждение того, что сотрудничество Литвы со спецслужбами Белоруссии было не технической ошибкой, а вполне продуманным и экономически оправданным решением.
Польская генпрокуратура во вторник отправила в отставку двух высокопоставленных служащих, которые были ответственны за передачу белорусским спецслужбам данных о банковских счетах правозащитников из Белоруссии. Решением генпрокурора Анджея Серемета должностей лишились руководитель департамента международного сотрудничества Кшиштоф Каршницкий и его заместитель Анна Висьневская. Кроме того, дисциплинарная ответственность ожидает прокурора Анну Адамяк, которая "была референтом дела Беляцкого в департаменте",— пока чиновница отстранена от международной деятельности.
Как рассказал на специально созванной пресс-конференции господин Серемет, его подчиненные были проинструктированы с осторожностью относиться к юридическим запросам из Белоруссии. По словам польского генпрокурора, он лично предупреждал сотрудников департамента международного сотрудничества о возможной угрозе. Правда, по его словам, в то время в Варшаве еще не было информации о "конкретном механизме, которым воспользуется белорусская сторона для борьбы с оппозицией". Однако это, по словам генпрокурора, ни в коей мере не оправдывает сотрудников его ведомства.
Скандал вокруг передачи данных белорусских правозащитников вспыхнул в начале августа. Тогда сотрудники департамента финансовых расследований МВД Белоруссии арестовали главу правозащитного центра "Вясна" Алеся Беляцкого. Власти обвинили правозащитника в сокрытии на зарубежных счетах примерно $200 тыс. и неуплате налогов с них. За это ему грозит тюремное заключение сроком до семи лет с конфискацией имущества.
На следующий день после ареста правозащитника руководитель белорусского "Свободного театра" Николай Халезин в своем блоге сообщил, что данные о счетах Алеся Беляцкого Минску передали литовские власти. Официальный Вильнюс эти обвинения подтвердил, добавив, что передача данных произошла в результате технической ошибки. Но, в отличие от Варшавы, Вильнюс извиняться не стал, а министр юстиции Литвы Ремигиюс Шимашюс публично отверг даже возможность проведения служебного расследования по поводу случившегося.
Независимые эксперты в Минске расценили этот факт как подтверждение того, что передача материалов белорусским властям из Литвы на самом деле была не ошибкой, а осознанным решением политического руководства этой страны. Бывший депутат белорусского парламента Ольга Абрамова заявила "Ъ", что Литва могла принять решение о сотрудничестве с белорусскими спецслужбами, исходя из своих государственных интересов — в частности, заинтересованности порта Клайпеда в белорусских грузоперевозках.
С ней согласился и сопредседатель оппозиционной партии "Белорусская христианская демократия" Павел Северинец, который приговорен к трем годам исправительных работ ("химия") за участие в событиях 19 декабря. Господин Северинец напомнил, что в течение последних трех лет Литва неизменно выступала в роли "адвоката дьявола", призывая ЕС не вводить жесткие экономические санкции против Минска. Оппозиционер выразил надежду на то, что "литовские чиновники в ближайшее время публично не будут лезть в белорусскую тематику, выступая в поддержку режима Александра Лукашенко, а предпочтут, чтобы все забыли об их позорной роли в деле Алеся Беляцкого".