Генпрокуратура Польши неудачно ответила на запрос из Минска
Сотрудники Генеральной прокуратуры Польши, ответственные за передачу Минску информации о счетах арестованного белорусского правозащитника Алеся Беляцкого, уволены.
Решение об отставке руководителя департамента международного сотрудничества прокуратуры Кшиштофа Каршницкого и его заместителя Анны Висьневской озвучил генпрокурор Польши Анджей Серемета.
Он принес извинения родным Беляцкого и отметил, что испытывает чувство обиды за происшедшее. В начале года правительство Польши рекомендовало генпрокуратуре согласовывать вопросы предоставления данных белорусской стороне с Министерством иностранных дел. Когда из Минска первый раз пришел запрос о передаче банковских данных представителей оппозиции, польская прокуратура оставила его без ответа. Тем более странной оказалась для официальной Варшавы обнародованная рядом СМИ информация об участии Генпрокуратуры Польши в деле Алеся Беляцкого. Когда стало известно об этом факте, польский МИД обнародовал специальное коммюнике, а генпрокурор Серемет инициировал служебное расследование в ведомстве.
Выяснилось, что международный департамент генпрокуратуры предоставил белорусам данные, несмотря на противодействие правового отдела и окружного суда Варшавы. Правда, в генпрокуратуре поясняли, что для получения данных о счетах правозащитника Белоруссия прибегла к уловке и использовала те каналы, которые обычно предназначаются для обмена между государствами данными о террористах и преступниках.
Беляцкого, главу правозащитного центра "Вясна", запрещенного в Белоруссии еще в 2003 году и зарегистрированного в Литве, на родине обвиняют в утаивании доходов в особо крупном размере. По версии следствия, будучи главой не имеющего белорусской "прописки" фонда, гражданин Белоруссии получал регулярные переводы от иностранных источников и не платил налогов с этих денег. Речь, по некоторым данным, идет о сумме в миллиард рублей. По этой статье правозащитнику грозит до семи лет тюремного заключения. Беляцкий был задержан в Минске 4 августа. В "Вясне" расценивают его арест как "расправу и месть за многолетнюю правозащитную деятельность". В том числе за помощь арестованным участникам волнений в столице Белоруссии в декабре 2010 года и марте 2011 года.
Впрочем, как выясняется, информацию о счетах Беляцкого предоставляли генпрокуратуре Белоруссии не только их польские коллеги, но и министерство юстиции Литвы. Руководитель белорусского Свободного театра Николай Халезин недавно сообщил в своем блоге, что по запросу Минска Вильнюс сообщил белорусскому Департаменту финансового расследования всю информацию по банковским счетам граждан Белоруссии, белорусских общественных организаций, зарегистрированных в Литве, а также данные по их банковским операциям. Литовский МИД в лице своего посла в Минске уже принес извинения родственникам Беляцкого. Правда, в отличие от польского генпрокурора, его литовский коллега никого из своих подчиненных пока не увольнял.