Грозит ли Белоруссии «оранжевая» революция?
Что это - стихийный всплеск возмущения на действия властей, допустивших заметное ухудшение жизни белорусов, или подготовка к очередной «оранжевой» революции? «ГОПНИКИ С РАЦИЯМИ» - ...Кого-то ждешь? - интересуется у меня какой-то верзила в спортивных трениках с рацией за поясом. - Нет? Отойди метров на десять! Таких, как он, у «Макдоналдса», что в самом центре Минска, стоит еще с пару десятков. Простые обыватели, проходя мимо них, стараются не задерживаться - сегодня среда, и обычная прогулка возле фастфуда может обернуться для них заламыванием рук с последующей транспортировкой в милицию и штрафом долларов в сто за «нарушение общественного порядка». На всякий случай в сторону отхожу и я. Чтобы увидеть, как около пятнадцати молодых людей, стекшихся с разных сторон, скучкуются у «Макдоналдса» и ровно в 19.30 начнут молча хлопать в ладошки. Дальнейшее информационные агентства вскоре назовут очередным проявлением тоталитаризма белорусских властей. Ребят тут же набивают в два «уазика». Туда же пакуют пару прохожих с фотоаппаратами. «Я - журналист!» - вопит один из них, но его никто не слышит. Все, шоу закончено. Исчезли и «спортсмены» с рациями. Но почему же силовики так жестко реагируют на безобидные с виду хлопки?
«ГЛАВНОЕ - СВАЛИТЬ БАТЬКУ!»
- Мы выходим в знак протеста против Батькиной власти, - поясняет позицию «оппозиции» один из студентов БГУ, которому посчастливилось в тот день не попасться в руки «гопников в штатском» (так называют здесь тех самых крепких парней с рациями). Ваня осторожно оглядывается по сторонам. Один раз он уже побывал в «милицейских застенках» и теперь считает, что за ним постоянно следят. На слово «оппозиция» обижается. Оппозиция, говорит, та, что за денежку работает, а мы от души Батьку ненавидим. - Цены на все прыгнули раза в два, валюту не достать. Хотел с подругой в Турцию сгонять, и фиг...
Ваня оказался не один в такой ситуации. Валютный кризис, поразивший экономику Белоруссии, обломал летние мечты многих из них. По приказу сверху продажа валюты гражданам находится под запретом. А с белорусскими рублями нечего делать ни в украинском Крыму, ни уж тем более в упомянутой Турции. У минчан есть и другие поводы злиться на Лукашенко. А точнее - на ту власть, что он олицетворяет. Кто-то из-за кризиса пролетел с покупкой квартиры (продавцы хоть и оформляют договоры купли-продажи в белорублях, но брать предпочитают евро или доллары), кто по причине отсутствия той же валюты не успел приобрести бэушную иномарку. Помимо этого, зарплаты белорусов остались такими же.
- Мои знакомые вот такой вид протеста изобрели, - хвалится Иван экраном своего ноута. На фото - две девчушки показывают удивленному милиционеру оттопыренные средние пальцы. Иван разгорячен, и, как всех молодых революционеров, его переполняет желание перевернуть мир.
- Вот увидишь, без Батьки мы за год уровень свободы до немецкого поднимем! - уверенно добавляет он.
Я удивляюсь и напоминаю, что в демократической Германии означенный жест в сторону полицейского будет стоить владельцу пальца тысячу евро.
- Да ты чо?! - не поверил Иван.
(Забегая вперед, скажу: правильно сделал, что не поверил. Вернувшись в Москву, я позвонил знакомому юристу в Германию, который и поведал, что выражение позиции таким образом наказывается там штрафом в три месячных зарплаты...)
Тем временем к нам присоединяются его друзья.
- Диктатура во всем! - с ходу высказывает свою претензию один из них, Влад. - Вон, дожили, у нас даже в ладошки просто так нельзя хлопать!
- А ты против чего? - уточняю я список претензий.
- Да не против я, - отчего-то смутился он. - Просто собираемся, хлопаем, а потом надо успеть ноги сделать... Драйв! Флешмоб! Скучно же просто у компа торчать... А так - новые идеи, люди, пивка потом...
- Хорошо, ну свалите вы Батьку, а дальше что?! - стал терять терпение я.
- А дальше заживем как люди!
- Но как? Есть программы?
- Главное - свалить Батьку, который мешает нам установить европейскую модель экономики!
- Пардон, а какая модель в Греции провалилась? - вновь напоминаю я им. - А в Ирландии, Исландии, Венгрии?
- Продался! - единогласно вынесли мне вердикт юные оппозиционеры и быстро удалились, так и не заплатив за пиво. И мне поневоле пришлось стать спонсором белорусских «революционеров».
«УСТРОИМ ОРГИЮ ПРОТЕСТА! ЛУКУ НЕ ЗОВЕМ!»
Эти самые новые идеи для акций, о которых говорили мои новые знакомые, непрестанно рождаются в недрах Интернета. В одной из соцсетей подробно рассказывается: где, во сколько состоится очередной сбор и как на этот раз будут протестовать белорусы. Последнее изобретение «партизан» - собравшись в условленном месте, включать на мобильниках рингтон Цоя «Мы ждем перемен!». Креатив из народа так и прет: «А еще можно на рыбалку сходить и в знак протеста ничего не ловить!» - пишет один из несогласных. Собирались даже у церквей встречаться с зажженными свечами и просить Бога «избавить от Лукавого» (ну вы поняли, на кого намек), но вовремя вспомнили, что минский митрополит Филарет признан ими же «пособником Лукашенко». «Снимайте зарплату с банковских карточек в первый же день и целиком, - предложил «экономический джихад» еще один активист. - Если бы 50% граждан сняли свои банковские вклады, экономика рухнула бы». В переписку встревают едкие наблюдатели со своими рацпредложениями по организации акций. «Активистки, айда ко мне на хату! Устроим славную оргию! В знак протеста Луку не зовем!»
...Однако стеб стебом, но на площади Минска и других городов народ выходит все-таки согласно инструкциям, которые на том же сайте постоянно выкладывают некие «координаторы». Но встретиться с ними не было никакой возможности - выяснилось, что все они давно проживают в Польше. Той самой, высокие госчиновники которой недавно похвастались, что собрали по Евросоюзу 87 миллионов евро, направленных на «установление демократии» в Беларуси. А возглавив с 1 июля ЕС, уже открытым текстом высказались, что Беларусь идет не тем путем. На тех же форумах поляки активно приглашают «пострадавших от режима Лукашенко» отдохнуть в тамошних санаториях. Интересное совпадение...
«АНТИЛУКАШЕНКОВСКОГО БОЛЬШИНСТВА НЕТ»
- Не похоже это на совпадение, - размышляет политолог и главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин. - Главный идеолог движения по свержению Лукашенко известен, это руководитель польского МИДа Радослав Сикорский. У него башню снесло, и он использует Беларусь как трамплин для своей политической карьеры. И деньги уже осваиваются. О нас врут напропалую. Посмотрите канал «Евроньюс» - показывают толпы недовольных, вышедших на улицы Минска и других городов...
- Я это тоже по телику видел...
- И ты купился! На самом деле их там две-три сотни. Смотри, как увеличивается число их сторонников: собираются они на привокзальной площади в семь часов. Она в это время полна народу. Просто примешиваются к толпе и начинают свои действа. Главная цель этого - успеть сделать кадры. По снимку и видеокадрам не отличишь, где тут оппозиция, а где обычные пассажиры. Все - можно расходиться: лишнее «доказательство» массового недовольства властью Лукашенко готово. Эти кадры и увидят за границей и у вас.
- Но я разговаривал с простыми людьми. Белорусы реально стали жить хуже...
- Да, мы фиксируем рост протестных настроений. И это логично. Но это недовольство экономической ситуацией не конвертируется в антилукашенковское, не приводит к поддержке оппозиции. Недавно и мы, и оппозиционные социологи пришли к единодушному выводу, что говорить о каких-то революционных настроениях не приходится. Никакого антилукашенковского большинства не сформировано и не формируется...
- А зачем тогда митинги запрещать?
- Нет у нас запретов на проведение митингов. Подавай заявку, власти выделят место в центре города. Там до 50 тысяч собрать можно, есть возможность подключить аппаратуру, стоит трибуна. Митингуй - не хочу. Но они на это не идут! По их логике ведь как: раз в чем-то согласился с властью, значит, ты уже вроде как не оппозиция. И второй момент, который явно их не устраивает: там не проходное место, а поэтому сразу будет видно, сколько людей пришло, красивой картинки для ТВ не выйдет.
- А как же избитые и покалеченные?
- Никаких уголовных дел, избитых и травмированных нет! Я всегда им говорю: приведите список пострадавших! Нету его! Вон недавно вообще рассказали, что слезоточивый газ пустили... Смешно. Рядом люди на остановке были, ничего не учуяли, а эти в двух метрах стоят, якобы задыхаются и кашляют на камеры... Иногда они сами не могут разобраться в своих подставах. Вот был человек, который штурмовал здание Верховного Совета 19 декабря и который оппозицией был объявлен провокатором КГБ. Владимир Хомиченко его зовут. Хорошо, но он фигурирует в списках Евросоюза как «узник совести», который должен быть реабилитирован. Так пусть определятся, кто же он?
ПРИЛАВКИ ЛОМЯТСЯ
Чуть позже я убедился: политолог, говоря об отсутствии массовых антилукашенковских настроений, похоже, был прав: белорусы средних лет и старше, хоть и недовольны ростом цен (а кто бы этому радовался?), но ни в какие «ладошки» играть не собираются. Как это ни парадоксально, но сдерживать их от вступления в ряды «несогласных» помогает российское телевидение: пьяные менты, выходящие на охоту в супермаркеты, тонущие посреди рек корабли, сплошные кондопоги... На белорусском же ТВ - тишь да гладь: Лукашенко запускает новый агрогородок, добрые лицом и телом белоруски водят хороводы, а их мужчины готовятся к страде. Результат просмотров каналов налицо.
- Из России? - заговаривает со мной женщина-дворник (как и все минские дворники - белоруска). - Как вы там живете? Вон смотрела, как на Урале у вас темнокожие бандиты русскую деревню отстреливать приехали... Ужас!..
На Батьку, сами того не подозревая, работают и наши либеральные экономисты: каждая их критика «неправильной» экономики Лукашенко тут же волшебно превращается в картинку на местном ТВ о плодах их реформ - в виде заросших полей российской глубинки и разваленных деревень. В итоге пиар-атаки на Батьку наших либерал-реформаторов только сплачивают белорусов вокруг своего президента. Да и пустых полок, о которых успели рассказать наши СМИ, здесь также нет. Цены же - не в пример московским. Россияне, кстати, в минских магазинах и на крупнейшем рынке Минска - Комаровском распознаются безошибочно - по широко открытым глазам. В магазинах - чего душа пожелает. Прилавки ломятся от дешевых продуктов (свежайшая грудинка, за кило которой в Москве попросили бы не менее 250 российских рэ, здесь стоит около 70 рублей, десяток яиц - 12 - 15, литр молока - не более 10, вкуснющая варено-копченая колбаса - около 100, бутылка густого местного пива - 13 рублей и т. д. И это после роста цен!). А уж про магазин «Океан» и говорить нечего. Приезжающие из России, заходя в него, сначала впадают в ступор от ценников в местной валюте с бесконечными нулями (за 1 российский рубль дают 180 белорусских), а через минуту, пересчитав все в привычные деньги, быстро-быстро закупаются под завязку.
«ЭТО АТАКА НА СВЯЗЬ С РОССИЕЙ»
- Грустно, но, похоже, у вас не понимают, что главная цель польского влияния - разрушить дружественные отношения Минска с Москвой, - отвечает на мой вопрос, зачем «оранжевая» волна понадобилась Польше, руководитель общественно-конституционного совета при президенте Беларуси Сергей Мусиенко. - Поймите, Запад не волнуют ни права человека, ни степень демократии. Их волнует вот эта связь: ОДКБ, Союзное государство, военные базы России, Таможенный союз, который в ЕС вообще вызывает дикое бешенство. Наши оппоненты там прекрасно понимают, что если все это проработает год-два и так далее, то процесс интеграции на постсоветском пространстве станет необратимым. Так что это атака не на Беларусь, а на связь Беларуси с Россией. Я помню, еще в 1993 году мне европейские наблюдатели говорили: развал России может случиться, если оторвать Беларусь. Поэтому у всех оппозиционеров, танцующих под дудку Интернета, есть одна черта, которая их объединяет: они все настроены антироссийски.
- Ну не знаю, - не соглашаюсь я. - Разговаривал с ними, ничего антироссийского не заметил.
- Ты не понял: они ничего не имеют против России, но интегрироваться хотят только в западную среду. И вы им только помогаете, то есть ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию. Программа «Русский мир», которую ваша страна развивает по всему миру, почему-то на нас не распространяется. Нет программ для нашей интеллектуальной элиты. А ведь этот вакуум постепенно заполняется другими проектами. В Польше формируется целый концепт, который убеждает нашу молодежь, что исторически и духовно Беларусь ближе к Польше, чем к России. Более 40 программ на обработку нашей молодежи там создано! ...Но волна протестных настроений уже пошла на спад. Лето уйдет на восстановление резервов, поиск инвесторов, сейчас идет колоссальный рост экспорта. По июньской статистике, впервые за два года у нас экспорт превысил импорт на 116 миллионов долларов. Это первый результат проводимой политики. Думаю, к осени начнем выходить из всего этого. Если нам, конечно, Россия снова резко не поднимет цены на энергоносители...
НОВЫЕ ПРОТЕСТЫ НАЧНУТСЯ ОСЕНЬЮ?
Ярослав Романчук, выставлявший свою кандидатуру на последних президентских выборах, настроен далеко не так оптимистично. Он сыплет цифрами статданных, из которых делает вывод, что выбраться из кризиса будет непросто. А ухудшение жизни приведет к новому росту протестов.
- Сейчас лето, не до этого, но уже 1 сентября на треть будет повышена стоимость высшего образования, у нас около 70% студентов учатся на платной основе. Когда выяснится, что за год обучения нужно будет заплатить больше, на улицы может выйти уже новая партия молодежи, которая наверняка присоединится к тем, кто уже сейчас выходит. Кроме того, с октября тарифы на ЖКХ резко вырастут. На 40% минимум. И это может стать серьезным катализатором недовольства. Лекарства подорожали, вклады сгорают... Нынешние хлопающие при поддержке негодующих студентов и их родителей могут стать очень серьезной проблемой. Это то, чего боится Лукашенко, поэтому и пытается сбить волну, чтобы та не стала мощнее осенью.
- Никогда еще не было такой политической угрозы для существующей власти, - вторит ему, объясняя жестокость «гопников в штатском», минский политолог Юрий Шевцов. - Первая попытка переворота случилась еще 19 декабря. Тогда у оппозиции был план переворота. Если бы они заняли хотя бы две комнаты в Совете министров, то к утру их признал бы Евросоюз. При этом те, кто организует эти хлопанья в ладоши, не скрывают: их цель - революция, то есть насильственное свержение власти. По тому же сценарию, что и в Египте: вывести на улицы так много народа, чтобы не хватило милиции всех разогнать.
Но пока перспектива вывода толп на улицы туманна: по последним опросам Информационно-аналитического центра при администрации президента, выражать недовольство в акциях протеста готовы лишь 4,5% населения. Мало того, большинство белорусов на вопрос, довольны ли они своим нынешним уровнем жизни, ответили положительно (около 60%), а около 9% за время кризиса почувствовали улучшение своего материального положения. Если бы социологи в тот день опросили меня, последняя цифра была бы больше. Зайдя за полтора часа до московского поезда в клуб игровых автоматов в Минске (сюда они переехали после того, как их изгнали из России), чтобы потратить остатки белорусских рублей - куда-то же надо было эту чертову купюру в 50 тысяч (!) девать, - я с ходу выиграл - держите меня семеро - 1 миллион рублей! И испугал всех своим хохотом.
- Может, водички? - участливо поинтересовалась служащая клуба. И уже через секунду сама укатывалась надо мной со смеху - поменять выигрыш на родные рубли или хотя бы доллары я в Беларуси вряд ли бы смог. Валюты в здешних обменниках который месяц нет. И точка.
- Теперь счастлив, везунчик? - спросила она и вручила выигрыш...
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»: «Связи между экономикой и протестами нет»
- Белоруссия сегодня в тяжелом положении, у Лукашенко очень много врагов как внутри страны, так и за ее пределами. Кампании эти, естественно, организованы внутренней оппозицией да и внешними силами, которые особо не стесняются признаваться в том, что оказывают достаточно серьезную помощь всем оппозиционным группировкам. Польша здесь, скорее всего, выступает инструментом, хотя ее роль, роль Германии и США достаточно велика.
Что касается кризиса, то в строгом смысле его в Белоруссии нет. Кризис - когда падает валовой продукт, но в Белоруссии продолжается экономический рост, хотя не такой быстрый, конечно, как в начале года. Проблема связана с кризисом финансовой системы, произошел некий полудефолт. А дефолт, как мы знаем, может быть вещью достаточно полезной. Если удастся стабилизировать финансовую систему, население, конечно, испытает стресс, но в целом экономика за счет более дешевой валюты может расти быстрее.
Один из возможных способов решения в том числе финансовых проблем - это проведение достаточно широкой приватизации. Но уверен, что Лукашенко на это не пойдет. Какие-то объекты будут приватизированы, но в целом приватизация не станет тотальной. И это может осложнить финансовую ситуацию в стране. Выход из этого кризиса будет более медленным. И в этом случае у людей, что выходят на площади, может появиться больше сторонников. Хотя, как показывает мировой опыт, прямой связи между экономикой и революцией нет. Потому что когда людям совсем плохо, они решают проблемы выживания, а не свержения режима. Пока режим там собран, поэтому говорить о каких-то серьезных шансах нельзя, но прогнозировать такие вещи очень сложно.
У нас сейчас сопоставимый уровень развития. В Белоруссии экономическое положение получше, чем в значительной части российских регионов. Если говорить о влиянии происходящих там процессов на Россию, то нужно исходить из того, что Белоруссия - братский нам народ, самый близкий нам союзник и партнер и по экономическим процессам. Хотя можно, конечно, по-разному относиться к Лукашенко, который порой заслуживает самой серьезной критики.