Славянский базар. Постскриптум
С 6 по 16 июля в Витебске проходил ставший уже традиционным один из крупнейших фестивалей искусств «Славянский базар». В этом году он был юбилейным – фестиваль отметил своё 20-летие. В 1992 году состоялся первый «Славянский базар», ставший наследником почившего в бозе фестиваля польской песни в СССР, который канул в небытие в связи с новыми постсоветскими реалиями, едва успев сделать свои первые шаги в том же белорусском Витебске. «Славянский базар» изначально задумывался, как фестиваль, который должен помочь сохранить общее культурное постсоветское пространство с упором на единство народов России, Белоруссии и Украины с привлечением представителей бывшего социалистического лагеря – прежде всего той же Польши, а также и других братьев-славян – сербов, чехов, словаков.
С тех пор минуло два десятилетия. За это время произошло немало интересных и увлекательных событий. Менялся мир, менялась сама Белоруссия, менялся и фестиваль. За двадцать лет на «Славянском базаре» побывали, пожалуй, все более-менее известные российские, украинские и другие постсоветские «звёзды» и «звёздочки», а также многие видные представители шоу-бизнеса Европы. Сам же Витебск прочно приобрёл славу культурной столицы Белоруссии и одного из музыкальных центров восточной Европы. Поначалу певцы и музыканты регулярно посещали Витебск и в «межсезонье», так как дать сольный концерт на летнем амфитеатре было просто престижно, однако со временем Витебск явно пресытился обилием странствующей и играющей публики, поэтому концертов стало меньше – мало кому приятно выступать при полупустом зале и, самое главное – собирать маленькую кассу. Зачастую Витебск просто выпадает из числа белорусских городов, посещаемых странствующими гастролёрами, так как последние предпочитают объезжать его стороной, опасаясь нешуточной международной конкуренции.
Наблюдая за многолетней фестивальной жизнью, я всегда не мог понять, почему официальное закрытие и открытие праздника искусств уже очень давно проходит посреди самого фестиваля. Не стал исключением и нынешний – открытие состоялось 8 июля, а закрытие – 14 июля. То есть сам праздник начался за 2 дня до «открытия» и закончился через 2 дня после «закрытия». В этом, конечно же, нет никакого криминала, однако мы настолько привыкли в последнее время не называть вещи своими именами, что не можем соотнести формальное с действительным даже здесь. Связано это в первую очередь с тем, что многие яркие «звёзды» хотят (также, как хотят этого и организаторы фестиваля) выступить на открытие и закрытии и, сэкономив по 2 дня по обе стороны реального времени праздника, они существенно сокращают сроки пребывания в Витебске и облегчают себе свою гастрольную жизнь. Всё это понятно, но открытие в самый разгар праздника и закрытие при продолжающихся мероприятиях и концертах смотрятся по меньшей мере как-то странно и формально. В результате смазывается как начало, так и концовка – и об этом говорят многие, но из года в год всё повторяется по-прежнему.
Уже довольно продолжительное время на фестиваль помимо славян приезжают представители самых разных народов и континентов. С одной стороны это обогащает праздник, с другой же – несколько размывает изначальную идею славянского единства.
Впрочем, есть гости, которые украшают любой фестиваль по определению. Де-факто 6 июля «Славянский базар» в Витебске вечерним концертом открыл легендарный Дидье Маруани со своей группой «Спейс». Цены на билеты были вполне демократичными – не выше 15 долларов, так что на концерт могли попасть все, кто этого желал. И, надо сказать, француз не разочаровал – волшебная электронная космическая музыка в сочетании со световыми эффектами создавала совершенно необычную атмосферу. «Спейс» встретили на «ура», да и сам Маруани был очень доволен своим успехом.
На следующий день эстафету у Маруани приняли Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо», выступившие с концертом в самое удобное время – в 18.00. Следует отметить, что и Бабкину и Кадышеву (хотя они и постоянно ссорятся между собой) принимают в Витебске и в Белоруссии вообще всегда очень тепло – белорусы тянутся к русской песне, так как чувствуют своё культурное и этническое единство с русским народом, а вот сама русская песня в Белоруссии не культивируется, поэтому концерт Кадышевой – редкая возможность для белорусов окунуться в атмосферу русской песни. Люди хлопали, подпевали, улыбались.
После Кадышевой на летнем амфитеатре состоялся юбилейный концерт арт-группы «Хор Турецкого» с участием артгруппы «Спорано 10».
Интересно, что если на концерты Кадышевой и Маруани цены были примерно одинаковыми, то на «Хор Турецкого» они достигли 20 долларов, что достаточно странно, так как при всём уважении в Белоруссии и Кадышева, и Маруани на порядок популярнее «Хора Турецкого». Сам Турецкий, видимо, имеет на этот счёт иное мнение. Кстати, «Хор Турецкого» отметился на фестивале определённой эпатажностью, но об этом чуть позже.
8 июля фестиваль продолжал набирать силу. Вечером в театре имени Я.Колоса с успехом прошёл спектакль Московского академического театра им. В.Маяковского, поставленный по пьесе А.Арбузова «Шестеро любимых».
А в 20.30 на главной сцене в летнем амфитеатре началось торжественное открытие фестиваля. На открытие продавались самые дорогие билеты – их стоимость доходила до 75 долларов. Сам амфитеатр тоже преобразился – ежегодно и сама концертная площадка и Витебск в целом постепенно меняются. Те, кто приезжает каждый год, замечают это меньше, а вот те, кто пропустил пару-тройку лет, не перестают удивляться увиденному. Так, в этом году над Западной Двиной во всём своём великолепии засиял только что восстановленный и отреставрированный Успенский собор – самый большой православный храм Белоруссии. От вершины холма к реке спускаются две величественные гранитные лестницы, готовые поспорить со знаменитой лестницей Одессы. Вокруг храма на территории полностью уложена тротуарной плиткой и оформлена ажурными металлическими фонарями, решётками и множеством иных элементов декора пешеходная улица Суворова.
Витебский губернатор А.Косинец не упустил случая продемонстрировать всё это великолепие белорусскому президенту. Однако последний был заметно не в духе, и вскоре стало ясно, почему.
Свой «геополитический» пик фестиваль пережил в 2001 году, когда юбилейный «Славянский базар» открывали сразу три президента – Владимир Путин, Леонид Кучма и Александр Лукашенко. Именно тот фестиваль десятилетней давности наиболее ярко продемонстрировал тягу трёх народов к единству. Казалось, этот процесс начнёт набирать обороты, но… Всё вышло иначе. На открытие А.Лукашенко прибыл в сопровождении своего младшего сына Коли, с которым он практически не расстаётся. Выступив с приветственной речью, Лукашенко напомнил, что когда-то хотели сменить место проведения фестиваля, перенести его поближе к морю, однако он выступил против и сохранил фестиваль для Витебска.
Вот небольшая цитата из его выступления: «Он (фестиваль – А.З.) абсолютно независим от политической конъюнктуры. С первого дня своего существования он остается верным главной цели - широко распахивать двери для заинтересованного диалога культур и цивилизаций. В Витебске встречаются не только артисты, но и политики, дипломаты, общественные деятели - язык искусства при этом не требует никакого перевода». Примерно в том же стиле было выдержано и всё выступление. Интересно, что такие слова можно было бы сказать о бразильском карнавале или ещё каком-либо другом международном празднике. Грустно, но год от года прослеживается всё более отчётливая тенденция постепенного превращения фестиваля из мероприятия, объединяющего культурное пространство России, Белоруссии и Украины в «двери для заинтересованного диалога культур и цивилизаций». Вполне понятно, что если бы, как в 2001 году, на фестиваль приехали бы российский и украинский президенты, всё было бы совсем иначе. Но если В.Янукович ограничился письменным поздравлением, то Д.Медведев просто отмолчался, чем вызвал немалое недоумение и непонимание у жителей Белоруссии, участников и гостей фестиваля. Россия была одним из инициаторов «Славянского базара», он частично финансируется за счёт средств союзного бюджета, российские певцы и музыканты – главные законодатели мод на нём, на сам праздник всегда (и этот год не стал исключением) приезжают большие делегации из обеих российских столиц и регионов. Кроме того «Славянский базар» - детище народов России, Украины и Белоруссии. Он возник тогда, когда ни один их действующих президентов не был у власти и, надеюсь, будет существовать после них. К тому же фестиваль – не личное мероприятие А.Лукашенко. Между тем молчание Д.Медведева было расценено, как бестактность и личная мелкая месть белорусскому президенту даже противниками «батьки». Что же касается белорусской прессы, то она использовала этот промах на все 100% - дескать, если при спорах о цене на нефть и газ хоть деньги замешаны, то совершенно непонятно, что не устраивает Россию на фестивале, где русская песня и культура занимает большинство сценических площадок и концертного времени. Не знаю, кто посоветовал российскому президенту промолчать, но то, что сам Д.Медведев от этого только проиграл – совершенно очевидно.
Внимание присутствующих привлекла красивая молодая девушка, сидевшая рядом с А.Лукашенко в вип-ложе. Что касается витебского губернатора А.Косинца, то он почти сразу же пропал из кадра – то ли он незаметно исчез, то ли его просто не показывали, что также несколько необычно.
Концерт открытия получился интересным. Сменяя другу друга, на сцену выходили Николай Басков, Дима Билан, Валерий Леонтьев, Надежда Кадышева, Александра Пахмутова, Стас Пьеха, Юлия Савичева, белорусы Николай Скориков, Анатолий Ярмоленко и ансамбль «Сябры», Ирина Дорофеева, украинка Таисия Повалий, французы Патрисия Каас и Дидье Маруани, певцы из восточной Европы.
На открытии и случился тот самый скандал с «Хором Турецкого». Выступали они вслед за Ириной Дорофеевой и Николаем Басковым, которые поддержали А.Лукашенко, так как давно поддерживают с ним личные тёплые отношения. При выступлении Н.Баскова А.Лукашенко впервые начал улыбаться. Басков же, не зная кому отдать букет, пошутил на тему слишком серьёзной охраны белорусского президента, которая не пустила даже тех, кто мог бы уносить цветы, подаренные артистам. Шутка получилась не очень уместной, но выступающий следом «Хор Турецкого» и вовсе спел песню Цоя «Звезда по имени солнце», затем песню «Квин» «Мы – чемпионы» и озвучил лозунг белорусских националистов «Жыве Беларусь». Подтекст песни Цоя в том, что в Белоруссии во время уличных акций оппозиция начала использовать одновременное включение мобильных телефонов с песней «Мы ждём перемен». Лукашенко, надо отдать должное, никак на это не отреагировал, лишь ещё больше помрачнел, а зал встретил выходку «Хора Турецкого» более чем прохладно. Оно и понятно – приехать в гости к тому же А.Лукашенко на его деньги и со сцены намекать, что он – диктатор, как-то не совсем вежливо. Помните, как у Зощенко гости благодарили хозяев: «Чай у вас хороший, только шваброй отдаёт».
Читателям необходимо также пояснить, что Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в Витебске» за долгие годы своего существования выработал своеобразную этику, во многом напоминающую этику голубых огоньков советского телевидения семидесятых – интеллигентность, позитив, доброжелательность. Поэтому любители скандалов, эпатажности и излишней «звёздности» здесь не приживаются. Вот и выходка «Хора Турецкого» наподобие беседы Шевчука с Путиным смотрелась как-то глупо и чужеродно. Уж лучше бы «Хор Турецкого» лишний раз сказал о национально-культурном единстве Русского мира и нашей восточно-славянской православной цивилизации. А так бездумно кричали со сцены «Жыве Беларусь» - лозунг, под которым воевали пособники фашистов и под которым сегодня Белоруссию пытаются увести от России, вызвав восторг в рядах белорусских националистов.
Поздно ночью, как всегда с успехом прошёл сольный концерт Николая Баскова, которого заваливали цветами и подпевали почти все исполняемые им песни.
Не менее насыщенной выдалась и суббота 9 июля. В Доме Кино демонстрировали новые белорусские фильмы - художественный «Рыжик в зазеркалье» Елены Туровой и документальный «Базарный век» Надежды Горкуновой. Активно проходили мероприятия в рамках «Театральный встреч – 2011». Особенно успешным было выступление в Витебской областной филармонии театра-студии киноактёра со спектаклем «Анна Снегина», поставленным по Сергею Есенину. Зрители были в восторге от игры Владимира Гостюхина и Ларисы Маршаловой, которым удачно ассистировала вокальная группа «Чистый голос». Следует отметить, что данная студия и «Чистый голос» - едва ли не единственные профессиональные коллективы в Белоруссии, активно использующие в своём творчестве русское песенное и литературное наследие, в чём, несомненно, решающую роль играет неуёмная энергия Владимира Гостюхина. В Национальном академическом театре имени Якуба Колоса коллеги из минского театра имени Янки Купалы показали спектакль «Пинская шляхта» Николая Пинигина по творчеству Винцента Дунина-Марцинкевича. В пьесе, кстати, высмеиваются отдельные белорусы, стремящиеся во что бы то ни стало стремящиеся выглядеть представителями шляхты – польского дворянства, так что она не утратила своего значения и по сей день.
Нынешний «Славянский базар» стал знаковым и в плане изменения политики Белоруссии в отношении своих соотечественников. По примеру Польши, России и других стран Белоруссия наконец-то озаботилась своими соотечественниками. В концертном зале «Витебск» был организован концерт представителей белорусов зарубежья, приехавших из стран СНГ и Прибалтики. В отличие от России с её подходами в работе с диаспорами в Белоруссии под соотечественниками подразумевают сугубо белорусов и их потомков. Да и сам подход к работе с белорусскими соотечественниками довольно своеобразен и направлен на их культурное обособление, и прежде всего – от русских, ибо за пределами России, Украины и Белоруссии белорусы тяготеют именно к русской диаспоре, ощущая себя её частью. К тому же демонстрация культурных достижений белорусов зарубежья призвана показать местным белорусам, тяготеющим к русской культуре, что они – «заблудшие овцы», так как «даже за пределами Белоруссии белорусский язык и культуру ценят и любят». Всё это находится под патронажем известного своими националистическими подходами и аллергией на русскость «польского поэта» а попутно и министра культуры Белоруссии Павла Латушко, так что не приходится сомневаться, что и работа с белорусскими соотечественниками будет вестись в том же русле «белорусизации и дерусификации». Впрочем, зарубежные белорусы вряд ли слишком серьёзно начнут белорусизироваться – одно дело приехать с разученными концертными номерами в Витебск, и совсем другое - всерьёз изучать белорусский язык, который не пользуется никакой популярностью и в самой Белоруссии.
Здесь же в концертном зале открылась выставка современного искусства художников из России, Украины, Белоруссии и Латвии.
В летнем амфитеатре прошли два концерта – сольный Валерия Леонтьева и сборный концерт мастеров белорусской эстрады. Раньше такие концерты так и назывались – День Беларуси, День Украины, День России, но теперь от этого отказались, что опять же несколько размывает первоначальную идею «Славянского базара». Что касается концерта Леонтьева, то он начался с получасовым опозданием – вполне обычный для этого времени в Витебске ливень, почему-то удививший организаторов фестиваля, окатил и сцену и зрителей потоками воды и даже града и выявил при этом существенные конструктивные недостатки летнего амфитеатра – несмотря на то, что и сцена и амфитеатр полностью крытые, при сильном ветре и дожде вода проникает внутрь через открытое пространство между куполом и крышей сцены и между куполом и стенами самого амфитеатра. Организаторам пришлось вытирать и сцену и аппаратуру. Напротив, возле Синего дома размыло улицу Ленина. Там как раз начали строить подземный переход от амфитеатра к пирамидам торгового центра «Марко». Всего их три – одна большая и две поменьше. Построил их местный «олигарх» Николай Мартынов (отсюда и «Марко» - Мартынов Коля). Возле пирамид установили памятник льву наподобие питерских с китчевой надписью «Марко». К слову, памятников православным святым Александру Невскому и основательнице Витебска княгине Ольге, планировавшихся к установке после визита в 2009 году в Витебск патриарха Кирилла город так и не дождался. Наверное, «личный лев Мартынова Коли» представляет для Витебска большую ценность.
Самые интересные и успешные концерты прошли в воскресенье 10 июля. На удивление второй молодостью засиял Вячеслав Добрынин в сопровождении ансамбля «Самоцветы». Его выступление было очень тепло встречено публикой. Сам Добрынин был очень доволен, хотя и немного растерялся от неожиданного головокружительного успеха – немного не в такт шутил, а иногда и не к месту. Но зал ревел от восторга. Здесь была и ностальгия по советскому времени и радость от прослушивая по-настоящему популярных песен. Кстати, тот же Добрынин умудрился опоздать на пресс-конференцию на час. Своё опоздание он отказался пояснить, заметив более, чем туманно: «Мне это неудобно делать ни этически, ни как-либо ещё».
С таким же неожиданным оглушительным успехом позже в амфитеатре прошёл и концерт «Сябры» собирают друзей, посвящённый Дню Союзного государства. Концерт стал бенефисом Анатолия Ярмоленко и «Сябров». До сего дня белорусы привыкли считать свою эстраду чем-то второсортным, но выступление Ярмоленко стало в буквальном смысле громом среди ясного неба. Концерт был настолько умело срежиссирован, что уже известные песни «Сябров» образовали совершенно новый песенный ряд и стало ясно, что в Белоруссии кроме Анатолия Ярмоленко нет больше певца подобного уровня.
Его концерт в итоге наряду с Добрыниным получился наиболее успешным. Россиянам и другим жителям СНГ я, кстати, рекомендую послушать «Сябров» - многим понравится. Это свершено особенные и вместе с тем очень популярные в Белоруссии песни. В концерт органично вписались Ядвига Поплавская и Александр Тихонович, Ким Брейтбург, Варвара, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, «Самоцветы» и другие исполнители. Но в итоге это всё же был бенефис Анатолия Ярмоленко.
В областной филармонии состоялся концерт-презентация и жеребьёвка участников ХХ Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2011». Белоруссию представляла Алёна Ланская, Россию – Мари Карне, Украину – Владимир Квасница. Сценическое имя представительницы России вызвало определённое недоумение – что в нём русского? Я сразу же вспомнил своих знакомых поэтов и эстетов Володю и Катю – они почему-то называли друг друга «Вольдемар» и «Кэт», что у остальных за глаза вызывало смех. Так и «Мари Карне» (если это не настоящие имя и фамилия) кажется мне чем-то комично средним между «Мери Поппинс» и циклом Карно в термодинамике.
Сам конкурс проходил в летнем амфитеатре 11 и 12 июля, а награждение состоялось 13 июля. Победила представительница Белоруссии Алёна Ланская.
Она несколько лет не могла попасть на фестиваль и не сдерживала слёзы, получив гран-при и 15 000 долларов. Обиженным выглядел Алишер Каримов из Казахстана. После первого дня фестиваля жюри, отработавшее далеко не безупречно, было откровенно освистано возмущёнными зрителями, когда объявили явно заниженные оценки казаху. В первый день Ланская получила 89 баллов (из 90 возможных) и надежду на победу потеряли сразу 18 участников конкурса. Мари Карне выступала оба дня первой, а Ланская – второй. Карне выступила не ахти в смысле оценок и злые языки тут же стали говорить, что всё дело в отсутствии поздравления от Медведева, большой доле прибалтов в жюри и председательстве всё того же белорусского министра культуры П.Латушко, хотя лично на мой взгляд Ланская пела лучше, хотя и Карне вполне заслуживала оценок выше, чем ей поставили. Первое место после гран-при досталось украинцу Владимиру Кваснице. Вторые места разделили Давид Дейл из Чехии и Рута из Литвы, третьи – Кристина Скарлет из Молдавии и Алишер Каримов из Казахстана.
12 июля стартовал и IX детский международный конкурс исполнителей «Витебск-2011». Белоруссию представляли Анна Атрощенко и Александр Нехай, Россию – Олmuf Козозоева, Украину – Алина Овчаренко и Марьяна Щербак. 13 июля конкурс продолжился, а днём позже, 14 июля подвели его итоги. Гран-при и 5 000 долларов со слезами на глазах получила Ралука из Румынии. Первое место досталось Куралай Мейрамбек из Казахстана, второе разделили Валерия Чувизова из Латвии и Джентльмен из Азербайджана, третье заняли Александра Нехай из Белоруссии, Мартин Йорданов из Болгарии и украинка Марьяна Щербак.
В это же время активно продолжалась концертная фестивальная жизнь. 11 июля состоялся концерт представителей эстрады Украины «Украинский сувенир».
Зрители тепло принимали Наталью Бучинскую, Николая Гнатюка, Павла и Петра Приймаков и других.
Смех и оживление вызвало объявленное имя Алексея Матиаса. Дело в том, что в Белоруссии «Матиас» - весьма популярная брестская селёдка. 12 июля состоялся праздничный концерт «С юбилеем, фестиваль», где выступили победители предыдущих «Славянских базаров». На площади Победы 12 июля прошёл вечерне-ночной концерт Сергея Лазарева, Мари Карне, группы «Премьер-министр», джаз-дуэта Софьи Муратовой и Алексея Исакова. Площадь Победы витебчане недолюбливают, потому что она, являясь одной из самых больших в Европе и уж точно самой большой в Белоруссии, вымощена сплошь плиткой и в полдень там из-за жары, несмотря на активно бьющие фонтаны просто невозможно находиться. Но вечером ситуация полегче, и зрителей пришло немало, хотя и не столько, как рассчитывали организаторы. 13 июля в амфитеатре прошёл сольник Елены Ваенги, в областной филармонии зрители тепло встретили концерт «Русский романс и народная песня», на площади Победы выступили «Отпетые мошенники», «Герои» и Влад Соколовский. Но главным событиям дня в амфитеатре стал юбилейный концерт государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, посвящённый 100-летию знаменитого коллектива. В концерте приняли участие Елена Ваенга, Тамара Гвердцители, Лариса Долина, Рента Ибрагимов, Дмитрий Певцов, Зара, «Песняры». Зрители принимали выступление очень тепло.
В ночь на 14 июля молодёжь в амфитеатре смогла послушать «Дискотеку аварию», «Дискомафию», «Премьер-министра», белорусов Петра Елфимова, Дмитрия Колдуна и других исполнителей.
В день закрытия, 14 июля в летнем амфитеатре с успехом прошёл сольный концерт Валерия Меладзе, которого забросали цветами, а в областной филармонии прошёл концерт Рената Ибрагимова «Только лучшее». Стоит отметить, что Ренат Ибрагимов стал настоящим открытием для белорусской публики. Ну а вечером в летнем амфитеатре состоялось собственно закрытие фестиваля с участием Елены Ваенги, Лаймы Вайкуле, Ларисы Долиной, Валерия Меладзе, Дмитрия Певцова и других. И по составу участников и по уровню концерт всё же заметно уступил концерту открытия.
Впрочем, на этом фестиваль, как я уже говорил выше, не завершился – 15 июля с сольным концертом в амфитеатре выступила Любовь Успенская, а вечером там же прошёл концерт «Звёзды Шансон-ТВ на «Славянском базаре» с участием Ефрема Амирамова, Жеки, Александра Кальянова, Гарика Кричевского, Анатолия Полотно, той же Любови Успенской, групп «Лесоповал», «Бутырка» и многих других «шансонье». От себя отмечу, что в Белоруссии в отличие от России постепенно угасает интерес к шансону, а особенно заметно – к его уголовно-криминальной части. Связано это, видимо с тем, что белорусские преступники сидят чаще всего неподалёку от дома и им мало знакома «романтика» заполярных лагерей и длинных этапов. Да и жизнь по принципу «украл, выпил, в тюрьму» прельщает тоже немногих. Поэтому на эти концерты в основном приходили люди среднего поколения, ещё помнящие «блатную романтику» СССР.
Де-факто 16 июля в амфитеатре «Славянский базар» завершился сольным концертом Авраама Руссо.
Интересной выдалась и театральная программа. Помимо уже упомянутых спектаклей в театре Якуба Колоса прошёл спектакль международного театрального центра «Шанс» - комедия Алексея Кирющенко по Дарио ФО «Во всём виновата собака», в концертном зале «Витебск» продюсерская компания «Аметист» показала спектакль Владимира Салюка «Я была счастлива» с Екатериной Васильевой в главной роли, 11 июля в театре Якуба Колоса зрители посмотрели спектакль по пьесе Аннабале Ручелло «Фердинандо» Романа Виктюка, поставленный его же театром, днём позже – спектакль Сергея Плахтия «Дублёры или На всякий пожарный случай» режиссёра Александра Синотова с Виктором Логиновым в главной роли Театральные встречи завершились литературным вечером Александра Филиппенко «У автора в плену», посвящённый персонажам Гоголя, Зощенко, Довлатова. Зрители встретили российского актёра тепло, но не обошлось и без неприятного казуса, который тут же растиражировали многие СМИ. Молодые девушки из оргкомитета с бейджиками вначале долго и бесцеремонно обсуждали кто такой этот Филиппенко, затем пожимали плечами в адрес зрителей, уверяя, что «все сейчас на Меладзе», а затем и вовсе просидели всё выступление талантливого актёра в зале с включёнными в уши плеерами, слушая какую-то музыку. Обычно персонал «Славянского базара» отличается культурой, но, как говориться, «в семье не без урода».
В рамках акции «Фестиваль» без границ 10 июля в театре Якуба Колоса израильтяне показали программу «Фестиваль без границ», 11 июля в филармонии состоялся концерт даугавпилсского камерного оркестра «Признание в любви», там же состоялось шоу барабанов «Боги ритма», собравшее мастеров ударных инструментов из Белоруссии, Литвы и Польши. 12 июля там же состоялся вечер вокальной музыки с участием Елены Семёновой (скрипка), Ирины Ващенко (сопрано) и Дмитрия Зуева (баритон).
Насыщенной оказалась и «Кинопрограмма-2011». 11 июля в доме кино показали мультфильм «Маша и медведь» Олега Кузовкина Олега Ужинова и Дениса Червяцова, который представляла актриса Алина Кукушкина, озвучивавшая ленту. Днём позже показали ленту Дмитрия Месхиева «Человек у окна» с Юрием Стояновым в главной роли. Фильм представлял снявшийся в ленте Дмитрий Луговкин, фильм Гитиса Лукшаса «Омут», котрый представил его продюсер Арунас Стошкус. 13 июля показали художественный фильм «Овсянки» Алексея Федорченко с Виктором Сухоруковым в главной роли. Фильм представил режиссёр картины.
Из многочисленных выставок запомнились выставка «Народные костюмы Латгалии» в художественном музее, экспозиция, посвящённая истории Витебских замков и истории «Славянского базара» в восстановленной крепостной башне «Духовской круглик», фотовыставка Юрги и Ричардаса Анусаускасов «Уточка-мандариночка» в краеведческом музее.
Из других событий – День молодёжи 14 июля на площади Победы, организованный Белорусским республиканским союзом молодёжи. По улицам всё время сновали сказочные и прочие фестивальные персонажи.
Правда, в этот раз я не видел солдата-барабанщика – возможно потому, что в прошлые годы ему изрядно надоедали подвыпившие граждане, которые то и дело норовили побарабанить на его барабане.
Ну и, конечно же, все фестивальные дни гостей и жителей города радовал Город мастеров – свою предлагали художники, скульпторы, народные мастера, кузнецы, гончары и множество других умельцев.
На перроне вокзала гостей города встречала и провожала скульптурная композиция «Встречающие».
Отгремел прощальным салютом юбилейный двадцатый «Славянский базар». Как грандиозный форум мастеров искусств и «двери для заинтересованного диалога культур и цивилизаций» он, безусловно, состоялся. Фестиваль получился тёплым, искренним и очень интересным и насыщенным. Что-то интересное, своё могли там найти все от мала до велика. А вот как праздник общерусской культуры, духовно связывающий Россию, Белоруссию и Украину, славянский мир… Наверное, здесь есть о чём подумать и извлечь уроки. Не хотелось бы, чтобы распри и взаимонепонимание наших руководителей при водили к таким казусам, как отсутствие поздравления со стороны российского президента гостям и участникам «Славянского базара». Более того – очень многим хотелось бы, и об этом говорили в кулуарах, чтобы через год на 21-м «Славянском базаре» три президента, как и в 2001 году, открыли его вместе на сцене, чтобы не пропали даром многолетние усилия десятков тысяч человек сохранить наше культурную связь. Ведь разрушить всегда проще, а строится всё годами. «Славянский базар» давно стал объединяющим общерусским праздником и это совсем не та площадка, где нужно выяснять отношения руководителям, какие бы сложности не возникали у них при межличностном общении.