Беларусь: вопрос о ценности независимости остается спорным
Темпы экономического прогресса Беларуси после распада СССР отстают от темпов развития бывших союзных республик, которые избрали европейский вектор развития. Во многом, это связано с рудиментами социалистической системы.
39-летний уроженец Беларуси Александр Толстыко во времена СССР не предполагал, что станет индивидуальным предпринимателем, будет заниматься бизнесом. После обретения республикой независимости возможности активных граждан значительно расширились. "В первые годы независимости для предпринимателей были созданы нормальные условия, не было такой жесткой и громоздкой налоговой системы, какая существует в Беларуси сейчас, когда малый бизнес не в фаворе у руководства страны", - отмечает Александр. Тем не менее, и в нынешних условиях, говорит Толстыко, есть возможности развиваться, и власти начинают осознавать важность индивидуального предпринимательства.
Только факты
Кандидат экономических наук Леонид Злотников отмечает однако, что даже официальные статистические данные демонстрируют довольно скромные успехи Беларуси за последние двадцать лет. А население Беларуси за этот период уменьшилось с 10,2 до 9,4 миллиона человек, средняя продолжительность жизни мужчин снизилась с 66 до 64,7 года, оплата жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 1,5 до 7,8 процента от дохода.
Независимый социолог Александр Соснов говорит, что ухудшение демографической ситуации связано с ухудшением экономического положения жителей, поскольку сегодня государству очень трудно убедить граждан иметь в семье более двух детей. С другой стороны, отмечает эксперт, увеличивается отток населения из страны. "Уезжают самые продвинутые и образованные люди, потому что жить в условиях почти тоталитаризма невыносимо для нормальных людей", - подчеркивает социолог.
По данным Белстата, в 1991 году средняя зарплата по республике составляла около 275 советских рублей. В начале 2011 года этот показатель составляет 1 миллион 576 тысяч белорусских рублей или 372 евро соответственно. Для сравнения, в 1991 году на эту зарплату можно было приобрести 2 750 килограммов картофеля, до недавнего времени считавшегося едва ли не основным символом Беларуси. В 2011 году - лишь 400-700 килограммов
Конец бренда
В советские времена Беларусь называли "сборочным цехом СССР". Продукция белорусских машиностроителей поступала на рынки практически всех стран социалистического лагеря. Специфической особенностью машиностроительной отрасли Беларуси была и остается значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих, в основном, из России, а также преимущественная ориентация на российский рынок сбыта.
Бывший руководитель белорусского машиностроительного концерна "Амкодор", экс-депутат Верховного Совета Василий Шлындиков отмечает, что выпуск и продажи готовой продукции по сравнению с советскими временами упали в разы. По данным Белстата, в 2010 году убыточным было сто одно предприятие машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли, по многим видам машиностроительной продукции отмечен спад производства при одновременном увеличении складских запасов нереализованной продукции.
Василий Шлындиков подчеркивает, что если не произойдет серьезного реформирования сферы машиностроения и автомобилестроения в частности, то многие предприятия отрасли могут просто исчезнуть. "Сегодня идет ускоренная деиндустриализация страны", - говорит экс-глава концерна "Амкодор".
Символы старые и новые
Беларусь называют "заповедником социализма": практически во всех населенных пунктах страны можно встретить памятники деятелям эпохи построения коммунизма, а топонимика даже крупных городов пестрит советскими названиями. Только в центре белорусской столицы есть улицы Ленина, Маркса, Энгельса, Коммунистическая, Советская, в городах и весях имеются тысячи памятников деятелям советской эпохи.
Кинорежиссер Юрий Хащеватский одной из причин такого почитания советских символов называет нежелание власти реформироваться, отрицание демократических и либеральных преобразований. Кроме того, нынешние белорусские руководители по стилю своей деятельности и менталитету очень похожи на партийных и советских деятелей. "Большевики фактически создали тоталитарный режим, и власти выгодно продвигать идею, что это был самый справедливый мир, поскольку белорусская власть сегодня стремится к тоталитарному господству", - уверен Юрий Хащеватский.
Среди новых символов Беларуси - десятки ледовых дворцов, созданное из стекла и бетона огромное здание Национальной библиотеки в столице, грандиозная "Минск-арена" - спортивная и концертная площадка, которая может соперничать с лучшими мировыми аналогами. Ведется активное строительство пятизвездочных отелей, хотя во времена СССР в республике не было ни единой гостиницы подобного класса. Ноу-хау действующей власти являются так называемые агрогородки, к 2010 году их количество превысило тысячу. Однако особой популярностью у населения агрогородки не пользуются.
Независимость как аксиома
Политолог Александр Класковский отмечает, то сегодня уже ушло поколение, для которого СССР был ценностью идеологической и гарантирующей определенные социальные стандарты. Сегодня, полагает аналитик, практически нет ностальгии по "светлому прошлому", но вопрос о ценности независимости достаточно спорен в плане глубины укоренения в массовое сознание, которое сегодня довольно манипулируемо. "Несомненно, тренд осознания ценности независимости укрепляется, но он пока не стал настолько глубинным, чтобы говорить о необратимых изменениях", - подчеркнул Александр Класковский.
Кандидат исторических наук Алексей Король считает, что сегодня независимость в Беларуси не просто признается населением, а является средой обитания, средой жизни. "За двадцать лет все уже привыкли и оценили преимущество независимого существования в независимом государстве, то есть, сегодня большинство населения за сохранение суверенитета и независимости, остается лишь вопрос, в большем контакте с Востоком или с Западом", - подчеркнул историк.
Автор: Артур Смирнов