Белоруссия может войти в состав России. Если захочет
Общение между президентами России и Белоруссии иногда идет напрямую, но чаще – опосредованно. Александр Лукашенко изливает душу российским губернаторам, а ответы приходят от российского посла, отвечающего на вопросы журналистов. Механизм подобного общения создан давно – с возникновения системы прямых торговых договоров между Белоруссией и российскими регионами. Она выгодна Белоруссии не только экономически, но и политически, поскольку позволяет сказать больше и эмоциональнее, нежели это допустимо при личной встрече глав государств.
Обычно риторика Лукашенко, направленная в адрес России, имеет два положения (как у переключателя на стене): заверения в дружбе и братстве (№ 1) и упреки в экономической нелояльности (№ 2). На встрече с пребывающей в эти дни в Белоруссии делегацией Амурской области во главе с губернатором Олегом Кожемяко белорусский президент говорил согласно положению № 1 – о дружбе и братстве.
Лукашенко подтвердил свою готовность развивать сотрудничество Белоруссии с Россией и отверг сценарии поглощения республики Евросоюзом и НАТО. «Многие говорят, что Лукашенко весьма эмоционален, когда говорит об отношениях. Мы – русские люди, у нас эмоции всегда хлещут через край, и без эмоций мы никогда не строили наши отношения, имею в виду между славянскими государствами. В общем-то, это – заявление недобросовестных средств массовой информации», – цитирует его слова ИА Регнум со ссылкой на госинформагентство БелТА.
«Вы должны знать, что вы для нас никогда не будете чужими людьми, что бы вы там ни говорили и ни писали», – сказал Лукашенко российскому губернатору, заверив его: «Мы – один народ, и это ощущается во всем спектре межгосударственных отношений». Президент Белоруссии также высказал критические замечания в ответ на мнения о том, что «Белоруссия не сегодня, так завтра развалится, ее поделят, то ли НАТО поглотит, то ли Европейский союз». По мнению руководителя республики, этого не произойдет.
«Та стратегия, которую мы когда-то определили по развитию отношений между Белоруссией и регионами Российской Федерации, дает хорошие плоды, – отметил Лукашенко. – По этому примеру мы движемся и в сотрудничестве, например, с Украиной. Огромная страна, не все можно решить в Киеве. Мы очень хорошо сотрудничаем с губернаторами Украины, это также дает очень большой плюс».
В процессе интеграции между Белоруссией, Казахстаном и Россией также сделано очень много позитивного, имеются заметные результаты, считает Лукашенко. «Уверен, с 1 января созданием единого экономического пространства мы фактически воссоздаем единую страну в экономике. Это тоже очень важно. Конечно, шероховатостей еще хватает, но раз уж Россия рискнула пойти этим путем, я думаю, это дело времени – снять эти шероховатости. Поэтому у нас – хорошие перспективы, и я хочу подтвердить приверженность развитию наших отношений с Российской Федерацией, регионами».
Весьма благожелательный, но несколько отстраненный ответ на очередные заверения Лукашенко о вечной дружбе пришел в тот же день через посла России в Белоруссии Александра Сурикова. Правда, это был ответ не на эти заявления, а на те, что белорусский лидер сделал несколькими днями ранее, но так оно обычно и бывает – режим реального времени здесь недостижим.
«Россия уважает государственный суверенитет Белоруссии и не видит причин для ее включения в свой состав. Развитие Союзного государства – весьма удачный пример интеграции двух стран не только для постсоветского пространства, но и в сравнении с опытом Евросоюза», – заявил Суриков в интервью белорусскому информагентству БелаПАН.
По мнению посла, реальные процессы белорусско-российской интеграции «идут быстрее, чем интеграция европейских стран», и имеют положительные результаты: «Мы с вами сегодня находимся в серьезном интеграционном пространстве, называемом «Союзным государством». Имеем равные права граждан по трудоустройству, в области здравоохранения, образования, пенсионного обслуживания. Этого нет даже во многих странах Евросоюза. И достигнуто это в 2006-2008 гг. Мы имеем общие органы управления исполнительной власти, совместное законодательное собрание по принципу делегирования. МИД России и Белоруссии работают синхронно на всех международных площадках. Мы имеем реальное военно-техническое и оборонное сотрудничество, вплоть до совместной группировки войск. Это все – реальные результаты нашей интеграции».
Суриков полагает, что позитивные итоги белорусско-российской интеграции недооценены, хотя сами процессы лишены проблем: «Отсутствует т. н. конституционный акт Союзного государства, который бы облек все интеграционные достижения в юридическую форму, позволил бы Союзному государству как единому целому принимать участие во всех международных процессах. На начальном этапе нашей интеграции по пожеланию лидеров наших государств было договорено, как планируется принимать решения в Союзном государстве. «Одна страна – один голос»? Но к такому принципу долго не могли прийти даже европейские страны, пока не вышли на Лиссабонское соглашение. И все равно в итоге пришли к тому, чтобы принимать решения большинством голосов. А мы – Россия, суверенное и независимое государство, Белоруссия, суверенное и независимое государство, – несколько разные, даже иногда очень разные. И по объему ВВП, и по территории, и по населению, и по силовому потенциалу, включая ядерный. Вот и появились в начале 2000-х гг. разногласия в этом вопросе, которые мы не можем преодолеть до сих пор. Многое уже решили, а этого преодолеть не можем: какие полномочия передать в наднациональные структуры и по какому принципу принимать общие решения».
«Конечно, передавая полномочия в наднациональные структуры, наши государства лишаются части суверенитета. Но на это надо решаться – так, как в свое время поступили европейцы. Поэтому мы считаем, что надо заново осмыслить процесс, связанный с принятием конституционного акта Союзного государства, в т. ч. и в связи с новыми интеграционными действиями – в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства и намечаемого Евразийского союза. Это – как бы расширение начатых в свое время Россией и Белоруссией интеграционных процессов. И при всех недостатках, при недоговоренностях по монтажу Союзного государства интеграционные процессы идут достаточно успешно», – заключил Суриков.
«Для чего нам инкорпорировать в себя Белоруссию? Не могу понять. Территорию прирастить? Если хотите – входите в состав России. А не хотите – не входите. Объективности ради, нам инкорпорировать в себя ничего не надо. Территории у нас – мама родная, с любым можно было бы поделиться. Если есть такое желание – переселяйтесь, – сказал посол РФ. – Приезжайте в Россию, живите, работайте. Территории у нас хватает, нам дополнительной не нужно. Полезных ископаемых у нас хватает, нам других не нужно, дошли бы руки самим разработать имеющиеся ресурсы. Мы заинтересованы в одном. Распад Советского Союза – это распад рынка, распад экономики. Был рынок в 300 млн человек, стал в 140 млн. Поэтому мы и занимаемся в первую очередь интеграционными процессами в области экономики – ради расширения рынка, связей между предприятиями, может быть, даже ради их трансформации в более мощные компании на объединительной основе, дабы устоять в конкурентной борьбе в мире. Вот ради чего: работать на свой общий рынок и попытаться выйти на внешний».
Следует ли расценивать заявления посла как приглашение? Возможно. Правда, в них явно читается мысль «Поступайте как хотите, но кажется нам, что у вас нет другого выхода. Если уж совсем прижмет – приходите, примем»». И следующая цитата добавляет в этом уверенности: «Мы понимаем, что Белоруссия – суверенное, независимое государство. Понимаем, что Белоруссия и Россия, если захотят, расстанутся с частью своего суверенитета, монтируя Союзное государство ради улучшения жизни своих народов. А всякие непонятные заявления надо стараться пропускать мимо ушей».
Своего рода прозрачный намек на то, что Лукашенко будут оставлены очень широкие полномочия, а жизнь народа улучшится. Есть над чем подумать батьке, стремительно теряющему свободу маневра.