Как борется за выживание независимая белорусская пресса
Десятки журналистов были задержаны в Беларуси только за последний месяц во время исполнения своих профессиональных обязанностей. Над независимыми изданиями проходили суды, но самые популярные устояли и продолжают выходить в печать. Что помогает выжить негосударственной прессе в Беларуси? Почему представители "четвертой власти" не спешат покидать страну?
Газеты выстояли
Газета "Народная воля" ("НВ") уже много раз попадала под пресс власти. Ее запрещали издавать в Беларуси, и, хотя это издание оставалось "легальным", печаталась "НВ" в России (Смоленск) и Литве (Вильнюс). А выжило издание, по мнению экспертов, в результате политческого торга в 2008 году, когда из-за недостатка финансов официальный Минск готов был идти на всевозможные уступки Евросоюзу, включая послабления в политике отношений с независимой прессой и освобождение политзаключенных. То же касается и независимой газеты "Наша Ніва".
Недавно министерство информации Беларуси вновь попыталось ликвидировать эти издания, забросав их необоснованными предупреждениями. По закону, два предупреждения служат поводом для закрытия изданий через суд. Министерство информации не преминуло воспользоваться этой возможностью, но в середине июля - в последний момент, уже в ходе судебных заседаний в Высшем хозяйственном суде, - иски были отозваны. По мнению экспертов, снова в ход пошла политика, а именно: официальный Минск решил не злить в очередной раз Европу, на кредиты которой очень даже рассчитывает.
Что помогает выжить?
Как подчеркивает шеф-редактор "Народной воли" Светлана Калинкина, сегодня независимые печатные издания выживают в основном благодаря своим читателям, которые остаются верными полюбившимся газетам. "Журналисты же работают за идею, а не за дивиденды, славу и большие гонорары", - отмечает Калинкина. Реклама в газетах с такой жесткой позицией, по словам шеф-редактора независимого издания, просто запрещена.
Но если "Народная воля" может распространяться и продаваться через государственную систему подписки и распространения, то у газеты "Новы час" ("Новое время") такой возможности нет. По словам главного редактора Алексея Короля, основными источниками дохода еженедельника являются продажа через общественных распространителей, подписка через редакцию, а также продажа в отдельных офисах и общественных организациях. "Распространяться очень трудно, но читатель печатной версии и читатель интернет-версии газеты - это разные люди, поэтому печатная продукция будет востребована и дальше", - уверен Король.
Самозащита журналистов
После ряда акций и массовых задержаний в середине июля независимые белорусские журналисты решили обратиться к власти - напомнить ей о законе, регламентирующем деятельность СМИ. Тридцать журналистов подписали обращение к генеральному прокурору и главе министерства внутренних дел.
По словам председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Жанны Литвиной, несмотря ни на что, журналисты должны исполнять свои профессиональные обязанности: "Наш долг - собирать и распространять информацию обо всех сторонах жизни, и если нам мешают, мы просто обязаны сказать об этом чиновникам и ответственным лицам и требовать от них исправления ситуации".
Политолог Валерий Карбалевич констатирует, что белорусская власть стремится к монополии во всех сферах жизни. "Информационный плюрализм особенно опасен в условиях кризиса и падения доверия общества к власти, поэтому власть будет видеть в независимой прессе своего главного врага", - уверен эксперт.
Пресса всякая нужна
В 1994 году, когда белорусское правительство возглавлял Вячеслав Кебич, были закрыты радиостанции "Криница" и "Белорусская молодежная" на государственном радио - из-за относительной оппозиционности правительству. Позже уже экс-премьер Кебич признал свои ошибки.
Сегодня Вячеслав Кебич считает, что "в любом случае СМИ должны быть, пресса должна существовать при любом строе, иного разговора и быть не может". "Вы мне звоните, а у меня перед глазами куча газет. Я читаю практически все газеты, которые издаются в Беларуси", - заявил экс-премьер корреспонденту Deutsche Welle.
Автор: Артур Смирнов, Вильнюс