Ради западных кредитов Белоруссия начинает новую войну с Россией
Новая информационная война с Россией: главная причина - желание получить кредит МВФ
В белорусско-российских отношениях - очередной скандал, пишет белорусская редакция Радио "Свобода". Вопреки традиции, президент России Дмитрий Медведев не направил поздравления в адрес фестиваля "Славянский базар", который открылся в Витебске на прошлой неделе.
Можно было бы просто не обращать внимания, ну не поприветствовал российский руководитель праздник российской и постсоветской попсы - вот дело, может ему противна она в сравнению с любимым Deep Purple, продолжает издание. Но белорусский официоз воспринял это как очередную империалистическую вылазку. И, может, не зря. Ведь, во-первых, нарушена традиция, а во-вторых, демарш с непоздравлением органично вписывается в ряд других эпизодов в двусторонних отношениях - от приостановки поставок электроэнергии до заявления министра финансов России Алексея Кудрина, что Белоруссия может и не получить очередную порцию кредита, так как шаги правительства РБ, по мнению Кудрина, только загоняют белорусские экономические болезни вглубь и вовсе не способствуют выходу из кризиса.
По наиболее распространенной версии, которую вдохновенно озвучивает и белорусское телевидение, цель подобных шагов России - получить как можно дешевле лакомые куски белорусской собственности, говорится в статье. Не исключено, что так оно и есть, но с небольшими уточнениями. Пока что в условиях экономического кризиса помощь Белоруссии оказала только Россия. Через фонд ЕврАзЭС, но все понимают, чьи это деньги. Помощь небольшая, меньше, чем хотел официальный Минск, но другие вообще не дали ни цента. Ни центральноазиатские властители, ни друг Уго, ни китайские новоявленные братья - живых денег не дал никто. С условиями, без условий - просто никто. Да, Россия дала с условиями. Хотя вокруг тех условий - какой-то испорченный телефон, разговор глухих.
Москва трактует требование приватизировать имущество на 7.5 миллиардов долларов как часть договора кредитования, которую белорусская сторона без особой охоты, но подписала, пишет Радио "Свобода". Согласно официальному Минску, это наглый наезд, абсолютно ничем не обоснованное требование, которое не имеет никакого отношения к кредитному договору. Самым простым решением этой загадки сфинкса была бы публикация этого соглашения. Однако от этого воздерживаются обе стороны, продолжая разговор глухих. Но если права российская сторона, то получается, что нынешний конфликт - результат не столько российской жадности, которая была до кредита и будет после кредита (не без этого, разумеется), сколько ощущение Москвой того, что белорусский партнер в очередной раз в обмен на деньги продал воздух.
Здесь вообще вопрос менталитета, продолжает издание. Интересная вещь: по опросам белорусы, которые выступают за евроинтеграцию, иногда даже с большим пониманием относятся к российской политике, чем те, кто выступает за российский вектор. Ведь для первых Россия - соседняя страна, может и неплохая, но одна из многих, со своими интересами, иногда эгоистичными, иногда очень отличающимися от белорусских. И которая ничего Белоруссии в принципе не должна. И поэтому когда она что-то дает, то надо, видимо, что-то давать взамен. Это иногда неприятно, некрасиво. Но это справедливо. Не нужно брать данайские подарки, никто же не заставляет.
Другое дело, те, для кого начинается земля, как известно, от Кремля, говорится в статье. Мы же братья? Братья. Ну, может, некоторые со знаком качества, но все равно ведь братья. А какие же между братьями могут быть счета, базарные калькуляции - я тебе, ты - мне? Это же коварно, мы от всего сердца, а они... Вряд ли так рассуждает такой холодный и искушенный политик, как Лукашенко. Для него эта романтика массовой психологии - фундамент совершенно циничной и хорошо скалькулированной политики. 800 миллионов первого транша уже в любом случае не отберут, до следующего транша будет время и помириться. А пока борьбой с российскими жирными котами-олигархами можно попытаться укрепить народную поддержку, и, кстати, продать Западу привычную схему геополитического противостояния - караул, русские берут за горло, спасайте Белоруссию. Ну и меня, разумеется. А вдруг купят? Россияне же сколько покупали подобный товар. Может, и купят, кстати. А, может, и нет. И за базар, и совсем не витебский, наконец, придется отвечать, резюмирует Радио "Свобода".
Белорусское государственное телевидение в воскресенье продолжило информационную кампанию против президента России Дмитрия Медведева - в главной аналитической программе "В центре внимания" было заявлено, что Кремль плюнул в душу фестиваля "Славянский базар", пишет "Евромост". "Впервые за 20 лет своей истории фестиваль "Славянский базар" оказался втянут в политику, - отметил в своем репортаже корреспондент программы. - Впервые гостей и участников мультикультурного, но, в первую очередь, славянского явления, не поздравил президент России. У фестиваля есть душа, говорят его участники. Своим пренебрежением Кремль в эту душу плюнул. Таково мнение деятелей искусства". "Вряд ли случайно, но игнорирование Кремлем важнейших союзных дат и событий - от дня начала Великой Отечественной до Витебского фестиваля - совпали с ультиматумом: от Белоруссии требуют сдать активы на $ 7,5 млрд, причем по своему российскому сценарию, то есть, быстро, тихо, дешево, и олигархам", - было заявлено в аналитической программе. Параллельно "мочат" в прессе, плюют на праздники, теперь очередь дошла и до культуры. Здесь прежде стеснялись", - отметил корреспондент.
Александр Лукашенко 8 июля на открытии "Славянского базара" так оценил важность фестиваля: "Он абсолютно независим от политической конъюнктуры. С первого дня своего существования он остается верным главной цели - широко распахивать двери для заинтересованного диалога культур и цивилизаций. В Витебске встречаются не только артисты, но и политики, дипломаты, общественные деятели - язык искусства при этом не требует никакого перевода", продолжает издание.
Отсутствие поздравления со стороны российского президента еще раз подтвердило, что отношения между российским и белорусским руководством по-прежнему, мягко говоря, далеки от идеальных, говорится в статье. Тем более, что накануне министр финансов России Алексей Кудрин сообщил, что условия предоставления Белоруссии стабилизационного кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС могут быть пересмотрены при невыполнении ряда обязательств. По словам Кудрина, следующий этап определения условий предоставления очередного транша состоится в ноябре, когда будут подведены итоги выполнения Минском взятых на себя обязательств. "У меня сложилось впечатление, что белорусские власти не принимают достаточно мер для выхода из кризиса", - заявил вице-премьер. Он отметил, что за три года в Белоруссии сложился "фантастический" дефицит счета текущих операций по экспорту-импорту. В настоящее время дефицит составляет 16% ВВП, что делает экономику страны крайне неустойчивой, считает Кудрин. По словам Кудрина, дополнительные ресурсы для экономики может дать приватизация. "Но если правительство не готово использовать этот ресурс, то предоставление кредитной помощи считаю менее обоснованным, - сказал он. - Помощь может быть оказана после того, как Белоруссия сама начнет действовать".
"Евромост" приводит интервью с российским экспертом Андреем Суздальцевым, посвящённое ситуации, сложившейся вокруг отсутствия поздравления в адрес "Славянского базара" со стороны Дмитрия Медведева. "То, что российский президент Дмитрий Медведев проигнорировал "Славянский базар", видимо, показывает, что Россия имеет свое мнение и о самом фестивале, и о взаимоотношениях с белорусским руководством", - говорит Суздальцев. - "Белоруссия, по сути, от России получила первый транш, но тут же со стороны белорусских СМИ пошли некие обвинения в сторону восточного соседа. Это, скажем так, смотрелось не очень корректно. В Кремле понимают, что это уже достаточно старая традиция - сваливать свои проблемы на соседей. А отсюда, думаю, и ответная реакция. Кроме того, не за горами предвыборная президентская кампания в России, за которой, безусловно, внимательно следят и в Минске. Своего рода кампания будет проводиться и в Белоруссии. Возможно, что она даже уже стартовала. Трудно сказать, какое крыло поддержит официальный Минск, но точно известно, что это будет своя политика в отношении российской предвыборной кампании. Сразу скажу, что это очень рискованная политика. Со своей стороны Кремль может развязать себе руки для работы на политическом поле Белоруссии".
"- Кудрин заявил, что могут измениться и условия предоставления кредита...
- Россия очень пристально наблюдает за процессами, которые происходят в Белоруссии. Так что, думаю, по второму траншу будут вопросы. Если кто-то рассчитывает, что деньги будут выдаваться под эмоциональные заявления, то он ошибается. То же самое и с кредитом Международного валютного фонда.
- Если вернуться к самому фестивалю... Стоило ли его проводить в столь сложный для белорусской экономики период?
- На мой взгляд, такие мероприятия проводятся в рамках умиротворения ситуации. Фестиваль как бы показывает внешнюю стабильность. Мол, все счастливы, танцуют и пляшут. Мероприятие для имиджа, и не более того. Но на это денег не жалеют", - резюмировал Суздальцев в интервью "Евромост".
"Радио Рация" приводит мнение белорусских политических экспертов, согласно которому новая волна критики в адрес российского высшего руководства в белорусских медиа может перерасти в очередную информационную войну.
По словам журналистки Светланы Калинкиной, белорусская власть в очередной раз ищет врагов - теперь этим врагом станет Москва, продолжает издание: "Никто уже не может и не хочет просто так тратить деньги на поддержку нашего экономического чуда и нашей действующей власти. Объяснить это каким-то образом нужно. Сначала, чтобы получить кредит, белорусы подписывают соглашения, и, в том числе, берут на себя обязательства по приватизации государственных предприятий на сумму 7,5 млрд. долларов в течение трех ближайших лет. Потом дают задний ход и начинается эта компания".
С другой стороны, отмечает Светлана Калинкина, Россия уже не готова поддаваться на такие политические игры, говорится в статье. Руководители России ждут момента, когда будут запущены нефтепроводы в обход Белоруссии, и тогда экономика восточной соседки не будет зависеть от белорусско-российского политического климата.
В свою очередь, политолог Валерий Карбалевич связывает начало очередной информационной атаки на высшее руководство России в программах белорусского телевидения, что замечается в последнее время, с перспективой получения очередного кредита от Международного валютного фонда: "Теперь проблема получить деньги от МВФ. Деньги от МВФ можно получить только, если Запад будет руководствоваться геополитическими мотивами. Вот ради этого сейчас и работает белорусская пропаганда. То есть, ссориться надо с Россией, и, если Запад на это клюнет, то возможно, появится какой-то вариант получения денег от МВФ", - резюмировал Карбалевич в интервью "Радио Рация".
Условия предоставления стабилизационного кредита для Белоруссии при невыполнении ряда обязательств могут быть пересмотрены, заявил вице-премьер России Алексей Кудрин, пишет "Завтра твоей страны". Оставит ли Россия Минск без кредитов?
По словам российского вице-премьера, решение о пересмотре может быть принято в ноябре, когда будут подведены итоги выполнения Минском условий кредитования, продолжает издание. Как отметил Алексей Кудрин, ограничения в отношении импорта, в части цен на рынке, а также ограничения множества валютных курсов недопустимо во время кризиса.
"Я не думаю, что Россия целиком откажется от кредитования Беоруссии тем или иным способом, используя инструменты Антикризисного фонда ЕврАзЭС либо предоставляя кредиты коммерческих банков белорусским коммерческим банкам", - цитирует издание политического обозревателя Павлюка Быковского. - "Кудрин сейчас говорит, скорее, о том, что не выполняются условия. И это своего рода кнут. Пряник же - следующий транш, выделение которого остается под вопросом, если не будет выполнен заявленный бизнес-план, под который Белоруссия получила кредит антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Приватизация белорусских активов на 7,5 миллиарда долларов в течение трех лет - одно из основных условий предоставления Минску кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС наряду с выполнением белорусскими финансовыми властями ряда мер в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики, а также проведением структурных преобразований и реформированием финансового сектора, говорится в статье. "И, скорее всего, белорусская сторона будет вынуждена пойти на выполнение условий, и будут проданы те предприятия, о которых шла речь",- считает Павлюк Быковский.
Политолог Юрий Чаусов расценивает заявление российского вице-премьера как угрозы, направленные на принуждение Александра Лукашенко выполнять те условия, на которые он пошел весной этого года, когда фактически согласился сдать белорусскую экономику под контроль России, и ранее заключенные договоренности, связанные с Таможенным союзом, пишет "Завтра твоей страны". Вероятность того, что Россия прекратит кредитование режима Лукашенко, эксперт называет "весьма небольшой". "Россия хочет получить контроль, а не сбросить со своих плеч ношу - белорусскую экономику. Россия требует поделиться экономической властью, но Лукашенко чудесно понимает, что этим дело не ограничится, и в более долгосрочной перспективе это будет означать и потерю власти политической", - заключает эксперт.
Что бы делали российские политики, если бы у них не было возможности поговорить про Белоруссию? - пишет "Советская Белоруссия". Признавались бы в своих ошибках и связях с олигархами? Но ведь это сеанс саморазоблачения. Но, слава Богу, пока есть тема, которой со всей серьезностью внимают простые российские избиратели. Отношения с Белоруссией. Это россиянам интересно, это их волнует.
Неудивительно, что такой прожженный персонаж российской политики, как Владимир Жириновский, самозабвенно витийствовал на эту тему в передаче Владимира Соловьева "Поединок" на телеканале "Россия", продолжает издание. "Давайте снова соединимся в одно государство под названием Российская Федерация. И у нас будет новый десятый минский федеральный округ. И все цены у вас будут российские. И не надо будет никаких предприятий продавать. И зарплаты у вас будут больше. И пенсии", - с места в карьер понес дуэлянт Владимир Жириновский.
Зрители ошалели от такой наглости, но Остапа, как говорится, понесло, пишет "Советская Белоруссия". "Вся гадость из Европы идет в Россию через белорусскую границу контрабандой", - кричал Жириновский. "И почему это Лукашенко не хочет входить в состав России?" - недоумевал он. "Великая страна Россия и Белоруссия-нахлебник", - завершил осатаневший оратор свой психоделический сеанс на тему белорусско-российских отношений.
Как к этому всему относиться? - задаётся вопросом издание. Я думаю, с пониманием. Пониманием того, что в России начинается избирательная кампания, эта страна вступает в полосу острейшей политики. Тем более что на российском политическом поле всего хватает, а уж что касается отношений с Белоруссией, то на эту "делянку" лезут в первую очередь, понимая всю выигрышность этой темы с любой стороны. Правда, некоторых сильно заносит в несбыточных мечтах о "поглощении" и "подчинении". Что и доказал пресловутый "Поединок", который в интернете уже стал рекордсменом по количеству издевательских комментариев в адрес участников. Но а Жириновскому хоть плюй в глаза! Он всего лишь транслирует указания своих державных начальников.
Думаю, белорусы сами спокойно разберутся, что и с кем они хотят строить, утверждают авторы статьи. Слава Богу, мы уже выстроили свой дом, в широком понимании этого слова, живем в нем своим умом, а на безумные выкрики со стороны научились реагировать так, как веками реагировали наши предки - спокойно и с достоинством. Ёмко, на мой взгляд, сказал на днях Президент: "Надо более спокойно на все это реагировать". И смотреть на действия, тем более что дела, реальные отношения с Россией у нас развиваются успешно и поступательно, резюмирует "Советская Белоруссия".
БССР почти официально называли сборочным цехом СССР, пишет "Наше мнение". Именно это обстоятельство во многом определило политическую линию руководства независимой Белоруссии с первого дня ее существования. До последнего времени.
Первый по счету премьер-министр Белоруссии, в то время глава исполнительной власти в Республике Беларусь Вячеслав Кебич на вопрос о будущем страны отвечал встречным вопросом: что прикажете делать с экономикой, которая на 90% зависит от привозных ресурсов? - продолжает издание. Имелось в виду, что определенную самостоятельность можно иметь в плане распоряжения ресурсами, но нельзя демонстрировать строптивость в отношениях с их главным поставщиком - Россией.
По большому счету, такую позицию можно было назвать прагматичной, но требующей от белорусского правительства проведения в высшей степени взвешенной политики на восточном направлении, говорится в статье. Чтобы за стремление выжить не пришлось платить утратой нежданно приобретенного суверенитета. Большинству государств мира, в такой же степени обделенных ресурсами, решить такую задачу почти всегда удавалось. В частности, Белоруссия могла использовать возможности, которые открывал перед ней статус суверенного государства. Следовало признать принятые в мировом сообществе нормы отношений, налаживать контакты со всеми, кто мог в любой данный момент оказать стране существенную и разнообразную помощь. Ресурсами, деньгами, политической поддержкой...
Что касается народного хозяйства, то в качестве долгосрочной стратегической цели должна была быть определена задача такой структурной перестройки экономики, которая ослабила бы в значительной мере ее зависимость от привозных ресурсов, пишет "Наше мнение". Задача эта одновременно количественная, но в большей степени качественная, поскольку эффективная и саморазвивающаяся экономика никогда не окажется без необходимых ей ресурсов. Если не война, она их приобретет по ценам, определяемым конкуренцией поставщиков.
В этом случае Белоруссия могла вырваться за пределы схемы размещения производительных сил СССР, в соответствии с которой в Белоруссии были энерго- и ресурсоемкие производства, работающие исключительно на привозном сырье, продолжает издание. На своем (поскольку народное хозяйство было единым комплексом), но транспортируемым из самых отдаленных районов СССР. Возникшей позже проблемы "свой-чужой" не существовало, а высокие транспортные расходы на доставку сырья и экспедицию готовой продукции в условиях затратного ценообразования были выгодны всем, поскольку увеличивали стоимость валового продукта. К общему удовольствию и выгоде.
Как "крепкий хозяйственник" с инженерным и партийным образованием, Кебич все это прекрасно понимал и потому довольно философски относился к тому, что заводы и фабрики Белоруссии стали работать с перебоями и даже останавливаться, говорится в статье. В самой России происходило то же самое. Этой стране как воздух нужна была валюта. Получить его можно было только продажей сырья за рубеж, но не готовой промышленной продукции российских предприятий. Для определения ситуации больше всего подходило понятие "системный кризис", отражающее своего рода безвременье, из которого можно было выйти только ценой разрушения всех прежних представлении о сущем и должном.
Обещание Лукашенко запустить заводы было политически беспроигрышным, тактически верным, но противоречило стратегическим интересам белорусского государства, поскольку укрепляло количественную и качественную зависимость от российских ресурсов, пишет "Наше мнение". А вместе с ней - техническую и технологическую отсталость, создавало трудности со сбытом. Если же та или иная программа оказывалась успешной, то россияне обвиняли белорусских партнеров в нечестной конкуренции. Так было в свое время с программой "союзный телевизор", с поставками в Россию сельхозтехники, мясной и мясомолочной продукции. Правда, к настоящему моменту от всей интеграционной шумихи прежних лет остались одни идеологические имитации достижений Союзного государства, но всем понятно, что в этом геополитическом междусобойчике Белоруссия проиграла и в меркантильном и, что более важно, в моральном плане.
В Кремле называют 50 млрд. USD, в которые им обошлась эта игра, продолжает издание. Но, возможно, взамен он получил больше, поскольку белорусская экономика оказалось резервуаром, из которого можно было получать любую готовую продукции, от производства которой отказались в России. В конечном счете, расчет оказался верным. В России интенсивно возникают новые производства с участием самых известных мировых производителей. И рынок этой страны постепенно и неуклонно сужается для белорусской продукции.
Представляется, что белорусская политическая элита поэтический образ "умом Россию не понять" восприняла как руководство к непосредственному действию - зачем понимать, если обхитрить можно, говорится в статье. И обвели себя вокруг пальца. Сделали что могли. С собственной страной тоже. Поэтому приходится от разных белорусских деятелей в последнее время слышать самые неожиданные высказывания. Например всегда инициативный председатель Витебского исполнительного комитета заявил журналистам, что в вверенной ему области настало время вводить "диктатуру импортозамещения", поскольку в конечном продукте 70-80% составляют импортные комплектующие. Разумеется, если вводить диктатуру, то все что угодно можно заместить на что угодно. Но заставить массового покупателя покупать очередное "что угодно" не получится, резюмирует "Наше мнение".
Приватизация: Сможет ли Азербайджан перехватить у России белорусские НПЗ?
Вслед за Россией и Венесуэлой у белорусских нефтеперерабатывающих заводов появился новый потенциальный покупатель, пишут "Белорусские новости". Побороться за лакомые куски госсобственности Белоруссия предложила Азербайджану, с которым с начала 2011 года завязались тесные нефтяные отношения. "Если у Азербайджана будет интерес покупать активы наших НПЗ - пожалуйста, заводы уже выставлены на приватизацию, и всегда готовы к обсуждению вопроса участия в акциях", - зазывал нового покупателя посол Белоруссии в Азербайджане Николай Пацкевич накануне официального визита в эту страну главы белорусского правительства Михаила Мясниковича.
Только на самом ли деле белорусская сторона готова продать заводы Азербайджану или это больше игра на нервах России (мол, пока вы церемонитесь, мы найдем другого покупателя) и попытка набить цену, чтобы больше заработать на продаже активов? - задаётся вопросом издание. Россия имеет свои виды на белорусскую собственность и особенно на нефтеперерабатывающие заводы. Приватизация НПЗ - одна из стратегических задач, прописанных даже в программе эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ, подготовленной по поручению президента России Дмитрия Медведева. Задача четко сформулирована: "Добиваться согласия белорусских властей на приобретение российскими нефтяными компаниями контрольных пакетов акций нефтеперерабатывающих предприятий Белоруссии".
Интерес российских компаний к белорусской нефтянке экономически оправдан, считают эксперты. "Активы в хорошем состоянии, и это не обветшалый фонд. Есть рынок сбыта продукции и спрос на нее как внутри страны, так и за ее пределами", - цитируют "Белорусские новости" директора Фонда энергетического развития (РФ) Сергея Пикина. Но и для белорусских предприятий приход российского капитала (42,581% акций ОАО "Мозырский НПЗ" и так принадлежит российской "Славнефти") несет определенные выгоды. Заводы могут быть проданы инвесторам, которые располагают сырьем для их загрузки. "Белорусские НПЗ используют российскую нефть, и логично выстраивать производственную и сбытовую цепочку именно с Россией, что принесет максимальную выгоду и нефтяным компаниям, поставляющим нефть, и белорусским НПЗ",- отмечает Сергей Пикин.
Другими словами, продажа НПЗ россиянам позволит сократить затраты Белоруссии на приобретение энергоносителей и тем самым уменьшить отрицательное сальдо торгового баланса, продолжает издание. Белоруссии нужны деньги. Но продажа НПЗ - вопрос особый, ведь это "фамильное серебро" отечественной экономики. И Александр Лукашенко уже не раз конкретизировал свою позицию: по дешевке никто ничего не получит.
Готова ли Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR), которой предложено участвовать в приватизации белорусских НПЗ, заплатить столько, сколько хотят выручить в Минске? - говорится в статье. И вообще, интересна ли азербайджанской стороне покупка белорусских нефтеперерабатывающих активов в принципе?
В инвестиционных планах SOCAR белорусские НПЗ пока не значатся, пишут "Белорусские новости". Зато есть виды на нефтеперерабатывающие компании в Казахстане, России и Европе, и для этих целей разработана программа вложения инвестиции на сумму 20 млрд. долларов. Возможно, предложение со стороны Белоруссии станет для SOCAR поводом пересмотреть свои инвестиционные планы, отведя отдельную сумму инвестиций под Белоруссию. "Пока в SOCAR не отреагировали на заявления белорусского посла. Но не исключаю, что экспертами компании вопрос приватизации НПЗ уже изучается", - заявил "Белорусским новостям" глава азербайджанского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан. Но быстро ответа ждать не стоит. "Компания всегда тщательно взвешивает коммерческие риски и осторожно подходит к новым рынкам",- добавил Ильхам Шабан.
Стимулом для SOCAR вложиться в белорусские НПЗ может послужить расширение присутствия компании на розничном рынке нефтепродуктов на Украине, продолжает издание. Госнефтекомпанией уже приобретено 20 АЗС на Украине, а в этом году планируется открыть еще 17. И вместе с белорусскими НПЗ, являющимися одними из крупнейших экспортеров топлива на украинский рынок, SOCAR могла бы реализовывать совместные проекты. "У белорусских компаний мощное лобби в украинском правительстве и Верховной раде. А выход на розничный рынок Украины на белорусских нефтепродуктах создает азербайджанской компании возможности дальнейшего продвижения на рынки европейских стран", - подчеркивают в Агентстве политических и экономических коммуникаций (РФ).
Ильхам Шабан со своей стороны также отмечает, что между Азербайджаном и Украиной экономические связи в области ТЭК последние два года укрепляются нарастающими темпами, говорится в статье. "SOCAR имеет на Украине свое представительство, есть программа на ближайшие несколько лет, украинские НПЗ заказывают определенные объемы азербайджанской нефти. Но мне трудно судить, насколько с экономической точки зрения для госкомпании будет привлекательно приобрести долю, например, в Мозырском НПЗ. Информации о сегодняшнем реальном состоянии заводов недостаточно, чтобы делать выводы. Более того, наоборот, поступающая информация - негативная. То приостановка поставок российской нефти, то недозагруженность заводов, то проблемы с инвестициями для модернизации. Так что чисто экономической привлекательности для SOCAR участвовать в приватизации белорусских НПЗ в ближайшее время я не вижу", - говорит Ильхам Шабан.
Сергей Пикин между тем подчеркнул еще одну важную деталь, которая должна склонить Белоруссию к продаже НПЗ именно российским, а не другим нефтяным компаниям, пишут "Белорусские новости". "Для Белоруссии важно не только выручить деньги от продажи нефтеперерабатывающих заводов. В этих сделках обычно завязан целый комплекс вопросов: и стоимость поставок нефти, и газовые вопросы. И это более серьезные переговоры, чем просто обсуждение покупки НПЗ с другими потенциальными инвесторами. Приватизация НПЗ российскими компаниями позволит Белоруссии в части поставок нефти чувствовать себя спокойно в ближайшие годы".
А за примерами, что бывает, когда НПЗ уплывают мимо России, далеко ходить не надо, продолжает издание. В свое время Литва продала Мажейкяйский НПЗ не российской, а польской компании, что впоследствии привело к остановке поставки нефти из РФ на этот завод. "Думаю, что в течение полугода компромисс в части приватизации НПЗ российским компаниям должен быть найден", - делает вывод Сергей Пикин.
Азербайджанский лидер Ильхам Алиев готов предложить альтернативу приватизации белорусской госсобственности в пользу российского капитала, пишет "Завтра твоей страны". Уже заявлено, что покупателем части нефтеперерабатывающих активов Белоруссии может стать Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР).
Сотрудничество в нефтяной отрасли уже идет, продолжает издание. Посол Белоруссии в Азербайджане Николай Пацкевич сообщил о возобновлении поставок азербайджанской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы по нефтепроводу Одесса-Броды. Они были приостановлены в марте 2011 года из-за ремонтных работ. "Согласно договору, в 2011 году в Белоруссию должно быть транспортировано 4 млн тонн азербайджанской нефти. Нет признаков, что он будет сорван", - цитируют российские СМИ заявление Пацкевича.
Напомним, что договор о поставках каспийской нефти в Белоруссию был подписан между азербайджанской компанией SOCAR и Белорусской нефтяной компанией еще в 2010 году, говорится в статье. Азербайджанцы замещают те объемы нефти, которые покупает Минск в Венесуэле в рамках трехсторонних договоренностей. Схема с доставкой 1,8 млн тонн, которые в прошлом году Белоруссия закупила непосредственно в Венесуэле, оказалась не очень эффективной, и поэтому была привлечена третья заинтересованная сторона - Азербайджан.
Азербайджан действительно заинтересован в расширении своей нефтяной экспансии, пишет "Завтра твоей страны". И это вторая причина, по которой вполне возможно более тесное белорусско-азербайджанское сотрудничество, включая и приватизацию нефтеперерабатывающих и розничных предприятий. ГНКАР сейчас имеет программу по вложению инвестиций в объеме 20 млрд долларов, которые предназначены на скупку активов в России, Казахстане и Европе. Предложение ГНКАР доли в Мозырском НПЗ или "Нафтане", работающих на экспорт в Европу и имеющих там и долю, и имя, может получить благоприятный ответ, считают эксперты.
Еще одна возможная отрасль сотрудничества с ГНКАР - это совместные розничные проекты на Украине, а также в ряде стран Евросоюза, продолжает издание. Белоруссия, ставшая одним из крупнейших экспортеров топлива на украинский рынок, с прошлого года ищет там недорогие розничные активы, а ГНКАР уже приобрела 20 автозаправок на этом рынке. В случае приватизации белорусских НПЗ в пользу ГНКАР эти проекты на Украине могут стать совместными. Также не исключается привлечение ГНКАР к польским планам "Белоруснефти".
Эксперты также указывают, что Ильхам Алиев более всех других лидеров стран СНГ сейчас независим от России и поэтому может позволить себе геополитические вольности на тех территориях, которые Кремль традиционно рассматривает в качестве своих сателлитов, говорится в статье. Жест с выделением в прошлом году 200 млн долларов на оплату задолженности за газ Белоруссии перед "Газпромом" - один из элементов проявления независимости перед Москвой, с которой у Алиева достаточно много спорных вопросов - и экономических (транзит газа и нефти) и политических (Карабах), резюмирует "Завтра твоей страны".
"Евромост" опубликовал интервью политолога Романа Яковлевского, посвящённое сложившейся вокруг Белоруссии внешнеполитической ситуации. Помимо прочего, эксперт ответил на вопрос о том, как могут отнестись Москва и Вашингтон к заметной активизации отношений между Минском и Баку - особенно в нефтяной и оборонной сферах.
"По некоторым данным, последние встречи в Баку премьера Михаила Мясниковича и белорусской делегацией во главе с заместителем председателя Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Игорем Буковым вызвали пристальное внимание не только в Москве и Вашингтоне", - отметил Яковлевский. - "Ведь Белоруссия сегодня председательствует в ОДКБ, членом которой является Армения, находящаяся в состоянии войны с Азербайджаном. Так что без особых усилий можно утверждать, что и в Ереване "не ровно дышат", глядя на развитие военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Белоруссией. Что касается Москвы, то поиски кем-либо, не только Белоруссией, путей диверсификации получения, транзита энергоресурсов, минуя российскую территорию, всегда будут вызывать очень неравнодушное внимание. А в свете американских законов по контролю за белорусским режимом, Вашингтон просто обязан отслеживать все возможные каналы подпитки и этого режима".
Акции протеста: виртуальная "революция" вряд ли перерастёт в настоящую
Очередные акции в рамках кампании "Революция через социальные сети" 6 июля прошла в регионах страны по традиционному сценарию (на центральных площадях городов), а в Минске - в новом формате, пишет издание "Мы". В регионах можно отметить незначительное сокращение участников аплодисментных протестов. А ведь идея кампании заключается в том, чтобы количество революционеров постоянно возрастало.В Минске формат был изменен как раз из-за того, что последние две акции были немногочисленны - потерялась тенденция роста количества участников хотя бы в арифметической прогрессии.
6 июля минчане должны были собираться возле своего дома, затем идти к своему ЖЭСу, оттуда - к 20.00 в центральную точку своего района, продолжает издание. Это: 1. Центральный район - Дворец спорта; 2. Советский район - Парк дружбы народов (Бангалор); 3. Первомайский район - Национальная библиотека; 4. Партизанский район - МТЗ; 5. Заводской район - Универмаг "Беларусь"; 6. Ленинский район - ТЦ "Гиппо"; 7. Октябрьский район - ДК Железнодорожников; 8. Московский район - ТЦ "Титан"; 9. Фрунзенский район - Ледовый дворец.
Наверняка большинство протестующих с помощью аплодисментов в столице первые два этапа пропустили, говорится в статье. А если суммировать, по оценкам СМИ, количество пришедших на аплодисментовые акции по районам, то под тысячу их набралось. А это больше, чем 3 июля на Привокзальной площади.
Впрочем, оценить успешность такого формата можно будет на следующих акциях 13 и 20 июля, пишет "Мы". Если он, конечно, сохранится. Но это стоит сделать хотя бы для чистоты эксперимента. Безусловный же выигрыш такого "районного" сценария в том, что акции видит куда больше населения, нежели когда они происходят в центре города. А вот насчет эффекта от этого - вопрос: отбивает желание брутальный "хапун" со стороны людей в штатском присоединяться или наоборот - провоцирует? А уж что такие картинки прибавляют власти противников - это точно. Впрочем, для них сейчас главное, чтобы эти недовольные не стали действовать через улицу. А способ они знают только один - сила и запугивание. И он, надо признать, достаточно эффективен, резюмирует издание.
7 июля правозащитный центр "Весна" опубликовал сводные данные, согласно которым за время проведения 5 акций "молчаливого протеста" были задержаны более 1730 человек, пишет "Новая Европа". Масштаб силового и административного давления поражает, следствием чего даже стало восстановление сайта "ангелов-хранителей", деятельность которого была приостановлена после оказания помощи всем пострадавшим в результате подавления демонстрации 19 декабря 2010 г. Впору задаться вопросом об эффективности протестов и оправданности тех жертв, на которые идут участники акций.
Первые акции "молчаливого протеста" состоялись 15 июня 2011 г. и прошли незамеченными для прессы, а затем проводились каждую неделю - 22 июня, 29 июня, а также 3 и 6 июля, продолжает издание. Расчет организаторов этих акций состоял в том, чтобы, не привлекая внимания правоохранительных органов, мирно собираться на площадях, не выкрикивая никаких лозунгов и не имея при себе никакой символики. Тем самым осуществлялась попытка перенести в белорусские условия опыт тунисских и египетских сетевых протестов, где ставка делалась на массовость, децентрализованность и вовлечение не ангажированных прежде социальных групп и лиц в протестное движение.
Следует отметить, что протестные акции лета 2011 г. были организованы при помощи социальных сетей без всякого участия политических партий, традиционных организаций оппозиции и гражданского общества, говорится в статье. Первая акция такого рода прошла 7 июня в Минске под названием "Стоп-бензин" и оказалась очень успешной. Автомобилисты, недовольные повышением цен на топливо, заблокировали проспект Независимости в Минске, а уже на следующее утро Александр Лукашенко лично распорядился снизить отпускные цены на бензин, хотя и не признал связи между этим решением и протестами, состоявшимися в Минске накануне.
В случае с "молчаливыми протестами" поначалу какой-либо реакции со стороны власти не наблюдалось - впрочем, организаторы и не выдвигали никаких требований, пишет "Новая Европа". Зато им удалось вывести на улицы тысячи людей по всей стране - не только в Минске и региональных центрах, но даже в таких городах, как Барановичи, Чечерск или Смолевичи. Механизм проведения акций заключался в попытке преодолеть страх участия в протестах у населения, поскольку формальных поводов к задержанию участников "протеста", не выражающегося ничем, кроме сбора в определенном месте, у правоохранительных органов не имелось бы.
Однако до верховенства закона и развитого правового государства Белоруссии еще далеко, поэтому искать законные основания для задержаний силовым структурам не потребовалось, и они начали действовать "по понятиям", продолжает издание. "Понятия" очень простые: государство сказало "взять любой ценой", исполнители ответили: "Есть!" За этим последовали многочисленные задержания в различных городах по надуманным предлогам, в основном "для выяснения личности" и "проверки документов". Хватали и детей, и женщин, и пенсионеров, и даже просто тех, кто оказался не в то время и не в том месте. Впоследствии задержанных либо отпускали, либо осуждали по административной статье, либо присуждали штраф, а их личные данные заносили в специальные каталоги. При этом "люди в штатском" препятствовали работе журналистов, перекрывали площади, выставляли огромные оцепления сотрудников милиции и распоряжались, чтобы поезда метро не останавливались на центральных станциях.
При всей, казалось бы, неадекватности таких действий и непропорциональной реакции правоохранительных органов на активность демонстрантов, главное преступление которых заключалось в продолжительных публичных аплодисментах, репрессивная политика достигла своей цели - акции стали затухать, говорится в статье. В результате организаторы, координирующие акции по всей стране с помощью группы "Революция через социальные сети" (Vkontakte), не добились своей цели увеличивать с каждой новой акцией число протестующих, пока оно не достигнет критической отметки, как это было в Египте.
По сути, 22 июня состоялась последняя "позитивная" акция в самом центре Минска с большим количеством участников, после чего все последующие "раунды" молчаливой революции очень жестко блокировались силовыми структурами, пишет "Новая Европа". Причем именно с 29 июня на акциях практически перестали присутствовать люди в специальной одежде с надписью "милиция", а большинство задержаний в грубой форме начало производиться отрядами "людей в штатском". По сути, власти применили стандартную схему борьбы с подобными протестами, опробованную еще для противодействия волне флэш-мобов в марте-апреле 2006 г. и акций солидарности 16-го числа каждого месяца. Схема заключается в следующем: первые несколько акций силовые структуры либо игнорируют, либо "приглядываются" к ним, стремясь определить, кто за ними стоит, а после идентификации организаторов, анализа возможных последствий и получения приказа "сверху" производится акт устрашения. Это приводит к тому, что на акции начинают выходить преимущественно "идейные" сторонники протестов и активисты оппозиции, после чего производятся массовые задержания, и протесты приобретают маргинальный характер. Жестокое подавление протестов направлено на обессмысливание дальнейшего участия в них.
"Молчаливые акции" и процесс их развития с одной стороны показали предел мобилизации гражданской активности в существующих условиях, а с другой - явно обнажили неспособность политической оппозиции отреагировать на глубокий кризис в белорусской экономике, продолжает издание. После заключения в 2007 г. с "Газпромом" нового договора о ценах на газ для Белоруссии все только и говорили, что о предстоящем падении белорусской экономической модели. Сторонники санкций в отношении Белоруссии полагали, что ухудшение социально-экономической ситуации прибавит оппозиции сторонников, заставит Лукашенко провести либерализацию и пойти на рыночные реформы. Ухудшение произошло, однако ни креативных мобилизационных кампаний политических сил, ни смены Александром Лукашенко своего курса не происходит. Например, 17 июня на пресс-конференции он заявил: "Социально-экономической модели развития белорусского государства быть. Мы от нее ни на йоту, ни на шаг не отступим".
Можно со всей ответственностью предположить, что если Лукашенко удастся найти деньги на продолжение "белорусского чуда" еще на несколько лет, будь то с помощью продажи предприятий, получения кредитов или "затягивания поясов", то недоверие к власти останется только у тех, кто не голосует за "чарку і шкварку", говорится в статье. То есть у тех, кто протестует из идейных соображений. Качественный же переход к демократии может состояться только тогда, когда люди будут понимать, зачем им нужны перемены и рыночные реформы, и будут готовы перетерпеть неизбежные трудности в ходе предстоящего реформирования.
Должно прийти совершенно новое и устойчивое понимание того, что такое демократия и зачем она необходима, пишет "Новая Европа". Увы, очень часто это понимание приходит не во время кризиса, а во время постепенного накопления знаний и сбережений, которые возможны при стабильной экономической ситуации. Логика социального развития такова, что запрос общества на патернализм может привести к власти нового Лукашенко, индивидуального или коллективного, который будет обещать "запустить заводы". Конечно, возможностей для сохранения нынешней модели в том или ином виде всё меньше, но тем сложнее будет руководителям, которые решатся на проведение реформ - отступать будет некуда. Таким образом, "молчаливый протест" - это скорее серия удачных хеппенингов или флэш-мобов, чем полноценное политическое движение со своими целями и задачами, способное стать основой перемен, продолжает издание. Да, "молчаливый протест" в очередной раз обнажил истинное лицо белорусской власти, но разве кто-то из участников протеста не видел его раньше?
Системный кризис в Белоруссии может закончиться тем, что смена власти произойдет неожиданно и неконтролируемым образом. А значит, сторонники перемен должны быть готовы к тому, чтобы предложить альтернативу, которую нужно будет отстаивать во весь голос, резюмирует "Новая Европа".
Чем являются акции молчаливых аплодисментами - авангардом грядущей армии перемен или локальной явлением, которое не будет иметь никаких последствий? - пишет белорусская редакция Радио "Свобода". Какой прогноз экономической и социальной ситуации в Белоруссии, будет углубляться экономический кризис, и выльется ли недовольство в массовый публичный протест?
В представленной изданием публикации на эту тему спорят блоггер Дмитрий Исаенок, руководитель гомельской организации движения "За Свободу" Петр Кузнецов и политолог Денис Мельянцов.
Мельянцов: Я полагаю, что их ("молчаливые" протесты - ИА REGNUM) можно квалифицировать, как "шлейфовые" акции послевыборного года, их участники отчасти состоят из актива, который участвовал в кампаниях кандидатов, организаторы этих акций также участвовали в предыдущих кампаниях. Эти акции не имеют никакого общего плана и цели, это протест ради протеста, демонстрация недовольства без четких политических требований. Цель здесь может быть только одна - нервирование власти и демонстрация гражданам, что в стране что-то происходит. Вряд ли это авангард перемен. Улица сама по себе имеет значение, если есть политическая сила, готовая взять власть, если эта сила имеет стратегический план действий, программу действий, если есть структуры, готовые к решительным действиям и переговоров с властями. Тогда улица играет роль дополнительного инструмента давления, как это было во время "оранжевой" революции на Украине, во время других восточноевропейских революций. У нас пока что есть только этот дополнительный инструмент, который сам по себе вряд ли проведет к изменениям в стране. Остальных элементов, необходимых для этого, я пока, к сожалению, не наблюдаю.
Кузнецов: У нас в Гомеле в лучшие дни на улицы выходило до тысячи человек, я приходил туда - я знал там максимум 10 человек, принадлежавших к командам кандидатов и вообще к структурам оппозиции или гражданского общества. Это на самом деле преимущественно новые люди, которые ранее не были ангажированы. Эти люди имеют шкалу ценностей, которая не совсем соответствует шкале среднего белоруса. Это не простой люд, не работяги, это люди опытные и образованные. Я согласен с коллегой в том, что сами по себе эти акции не могут привести к смене власти. Но при определенных условиях они могут стать авангардом перемен, как вы говорили. Эта компания закладывает очень серьезный фундамент в белорусском обществе ради будущих перемен. Формируется новое гражданское общество, способное к самоорганизации и к солидарности. Возможно, оно еще не способно к тому, чтобы формулировать какие-то политические требования и цели, но уже способно к тому, чтобы делать определенные шаги, имеет мужество на это. А без этого ничего не произойдет в Белоруссии, так как сами по себе структуры не способны ничего сделать без гражданского общества. Будет ли его формирование успешным, будут ли его помнить далее - это будет зависеть от его дальнейших действий. Мы видим, что формат молчаливых акций вырождается, людей все меньше. Но, на мой взгляд, эта инициатива еще имеет потенциал и может себя показать.
Исаенок: Я бы обратил внимание на то, что 19 декабря в нас все вертелось вокруг идей решительности, бескомпромиссности, воплощенных в сильном лидере. После поражения этого произошел откат маятника в обратную сторону, когда у нас опять - несогласованность и отсутствие лидеров. По форме изменилось - по сути не изменилось ничего, не произошло возврата к интересам новых социальных групп, не появилось новых аргументов. Сейчас смысловая нагрузка заключается в том, что есть небольшой контингент, который не принимает существующую систему, и который пытается заразить остальных своим эмоциональным настроем, так сказать, забудь обо всем, танцуй вместе с нами. Мне кажется, что ресурс привлечения людей на эмоциях был выработан уже 19 декабря. Сейчас они пытаются изменить форму, оставив тот же содержание, которое и тогда привел к поражению. Поэтому я бы не прогнозировал, что это может вылиться в нечто большее.
Кузнецов: Невозможно сделать революцию в стране силами одной столицы. Когда я был на "оранжевой" революции в Киеве, там в первые 10 дней все время подъезжали люди из регионов. У нас каждый раз старались сделать революцию в первый день, и это надо было обязательно сделать в столице. И протестный потенциал регионов оказывалось вне этого процесса, максимум 10% из регионов могли приехать в Минск. А когда волна протеста охватывает всю страну, это уже совсем другой расклад. Лукашенко отчасти потому так болезненно реагирует на то, что происходит сейчас, потому что он привык считать, что только Минск "свядомый", и потому враждебный к нему, а регионы, глубинка, малые райцентре - это его опора. А теперь он видит, что это не так, и потому очень нервничает.
Исаенок: Дестабилизация и кризис не обязательно должны принимать политические формы. Они могут принимать форму массовой криминализации, и никому мало не покажется. Они могут принимать форму массовой трудовой миграции. Может быть так, что взрыв произойдет, но для тех, кто на площади хлопает в ладоши, он не покажется взрывом, они его не заметят. Они будут воспринимать это так, что убитая серая масса поехала в Тюмень, чтобы не хлопать в ладоши с нами на площади. И не исключено, что политический взрыв и социальный, направленный на выживание, вновь разойдутся.
Мельянцов: Общество откатится от уровня в 500 долларов средней зарплаты на уровень конца 90-х годов. И на том уровне мы сможем стагнировать годами. Естественно, что народ не будет этому радоваться, но ситуация не будет выглядеть, как катастрофа. И этим революционную ситуацию правительство может предупредить. Так что взрыв осенью маловероятен. Люди имеют какие-никакие сбережения, имеют навык выживания в тяжелых экономических условиях, который остался с тех же 90-х годов, часть боится потерять работу, часть боится выходить на улицу после 19-го декабря, нет четкой альтернативы, неизвестно, кто возьмет на себя ответственность, если перемены будут. Есть Лукашенко, есть плохая политическая ситуация и есть выжженное политическое поле. Для большой массы населения это является предпосылкой того, что сейчас, видимо, следует все же переждать. Вместе с тем осенью, скорее всего, будет очередная волна активизма, будут акции оппозиции, которые, возможно, соберут большое количество участников, но это будет скорее данью календарной обрядности, и вряд ли эти протесты будут иметь какой-то результат.
Военное сотрудничество: станет ли Белоруссия составной частью российской ПРО?
Белоруссия может стать передовым рубежом российской воздушно-космической обороны, пишут "Белорусские новости". Похоже, именно к таким планам склоняется военно-политическое руководство России. В частности, Белоруссия может стать первой страной, куда будет поставлена новая российская зенитная ракетная система С-400 "Триумф". Об этом сообщил на днях заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Константин Бирюлин.
Правда, он оговорился, что пока существует мораторий на поставки этой системы за рубеж в связи с необходимостью обеспечения в первую очередь потребностей российской армии, продолжает издание. Что касается экспортных поставок, то они могут начаться примерно с 2013 года, когда предприятия российского ВПК выйдут на запланированные объемы производства системы С-400.
Между тем некоторые эксперты полагают, что Минск может получить первые установки и раньше этого срока, говорится в статье. В качестве доказательства они приводят заявление госсекретаря Союзного государства Павла Бородина на открытии международной выставки вооружения Milex-2011 в Минске чуть более месяца назад. Из него следует, что Россия окончательно утвердила поставку Белоруссии С-400 в ответ на размещение элементов национальной системы ПРО США в Европе. Чуть ранее подобная информация была распространена российскими информационными агентствами со ссылкой на источники в российских военно-дипломатических кругах.
Разговоры о том, что Россия ответит на строительство европейского эшелона американской ПРО укреплением своих западных рубежей, идут в Москве довольно давно, пишут "Белорусские новости". В последние два года эта тема неоднократно поднималась на неофициальном и официальном уровнях. В особенности же она оживилась после того, как в сентябре 2009 года президент США Барак Обама одобрил планы поэтапного подхода к созданию архитектуры европейской ПРО путем совершенствования уже имеющегося потенциала США и стран НАТО. В отличие от вариантов, рассматривавшихся при президенте Буше, нынешний предусматривает ставку на мобильную систему ПРО, разворачиваемую в Средиземном, Балтийском и Черном морях и на территории ряда европейских государств.
Позиционный район американской ПРО в Европе предполагается создать к 2020 году в четыре этапа, продолжает издание. На четвертом этапе, в 2020 году, США собираются заменить все первые версии противоракет SM-3 более совершенными SM-3 Block IIB. У них будут расширенные возможности перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и их боеголовок на внеатмосферных участках траектории полета. Именно четвертый этап и вызывает наибольшее беспокойство у России. По мнению тамошних военных аналитиков, в случае размещения наиболее совершенной версии противоракет SM-3 Block IIB на базах американской ПРО в Восточной Европе в зоне их поражения оказываются твердотопливные межконтинентальные ракеты "Тополь" и тяжелые жидкостные ракеты УР-100НУТТХ, развернутые в районах между Москвой и Уралом. Российские эксперты полагают, что уязвимость этих МБР будет весьма высокой, так как у американцев появится возможность их поражения на наиболее удобном для перехвата активном, или разгонном, участке траектории полета.
Какими могут быть ответные меры России в случае, если развертывание передового эшелона ПРО США в Европе все-таки состоится? - говорится в статье. По словам постоянного представителя Российской Федерации при НАТО Дмитрия Рогозина, в первую очередь будет форсировано создание системы воздушно-космической обороны (ВКО), которая объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства. Передовым рубежом этой обороны на Западе, разумеется, станет Единая региональная система ПВО Белоруссии и России.
Согласно заявлениям российских представителей, ВКО - это российский аналог системы ПРО, который прикроет всю российскую (и, надо понимать, белорусскую) территорию, пишут "Белорусские новости". Создавать его станут в любом случае, вопрос лишь в том, какова будет конфигурация этого "зонтика". В случае размещения на белорусской территории зенитных ракетных систем С-400 у союзников появится возможность сбивать американские ракеты-перехватчики на начальном участке их траектории. То, что технически такой вариант вполне реализуем, автору этих строк лично подтвердил первый заместитель командующего Космическими войсками России генерал-майор Владимир Деркач. В случае, если эти аргументы Москвы не сработают, речь может зайти о развертывании на западных границах России (и Белоруссии) мощной ракетной группировки, продолжает издание. И даже о выходе Москвы из нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-3.
Единственное, что может в данном контексте помешать созданию в Белоруссии заслона из систем С-400, - это задержка с их производством, говорится в статье. Государственной программой вооружений на 2007-2015 годы была запланирована закупка 18 дивизионов ЗРС "Триумф". Ныне в российской ПВО - лишь один полк С-400 неполного состава. Второй полк официально поставлен на дежурство в подмосковном Дмитрове в мае 2011 года, но о реальной боеготовности этой части пока можно говорить чисто условно, резюмируют "Белорусские новости".
Таможенный союз: границы отменены, разрешительная система - нет
1 июля в жизни стран таможенной "тройки" - России, Белоруссии и Казахстана - произошло знаковое событие: отменен таможенный контроль на внутренних границах, пишет "Белорусы и рынок". Это де-юре завершило формирование единой таможенной территории нового регионального интеграционного объединения. Теперь таможенный контроль и оформление грузов из третьих стран осуществляются на границах Таможенного союза. То есть все функции, которые выполняют таможенные органы (таможенные, ветеринарные, фитосанитарные и другие), выведены из пунктов пропуска на внешний контур Таможенного союза.
В принципе, российско-белорусскую границу на внешние контуры перенесли еще с 1 апреля, продолжает издание. Однако российская сторона сохранила за собой право выборочно осуществлять таможенный контроль в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусском участке госграницы. С 1 июля на российско-белорусской границе не осталось ни одного контрольного органа РФ. Шлагбаумы и прочие атрибуты границы сняты. Как для перевозчиков грузов, так и для физических лиц отсутствуют какие-либо признаки пересечения границы.
Ликвидация российско-казахстанской границы также была назначена на 1 июля, говорится в статье. Однако в отношении участка границы с Казахстаном обозначен переходный период. В пунктах пропуска пока остаются пограничники, которые проводят пограничный и миграционный контроль. В рамках создания Единого экономического пространства (ЕЭП) готовятся документы по отмене пограничного контроля.
Транспортники должны быть первыми, кто пойдет в интеграцию, - этим шагом они продемонстрируют готовность интегрировать транспортные системы таможенной "тройки", заявляли ранее профильные чиновники, пишет "Белорусы и рынок". Однако почувствовать эффект от нового интеграционного проекта белорусским транспортникам по-прежнему мешает разрешительная система. Россия в 1998 году ввела в одностороннем порядке разрешительную систему на автоперевозки из (в) третьих стран, а также запрет на каботажные перевозки. Белоруссия давно и безуспешно пытается снять эти барьеры, настаивая на либерализации перевозок для автомобильного транспорта.
Проект соглашения об отмене разрешительной системы для автоперевозчиков в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства подготовлен, поставлена задача подписать его к 1 января 2012 года, продолжает издание. Как это получится, пока неясно. Дело в том, что белорусская сторона настаивает на полной либерализации разрешительной системы автоперевозок, а российская считает, что для въезда из третьих стран такая система должна сохраниться. Однако без отмены разрешительной системы невозможно рассчитывать на равные условия для международных перевозчиков трех стран Таможенного союза, резюмирует "Белорусы и рынок".
Владимир Зотов