Россия добилась права «первой руки» при приватизации белорусских предприятий, признали в Минске. В плане приватизации, принятом белорусскими властями на 2011–2013 годы, 244 госкомпании. Российские инвесторы изначально рассматривались как потенциальные покупатели белорусских активов. Но были другие претенденты: Белоруссия заявляла, что предприятиями интересуются Венесуэла и Китай.
Белоруссия отдает России приоритетные права при распродаже крупнейших активов. «Мы будем предлагать бизнес-сообществу более активное участие, например, в приватизации объектов в Белоруссии, – заявил белорусский премьер-министр Михаил Мясникович. – Мы реально открываем экономику и будем создавать все условия для того, чтобы в первую очередь пришли партнеры из Таможенного союза».
Право «первой руки», по словам Мясниковича, Белоруссия предлагает российским инвесторам.
Белорусский премьер заявил, что правительство республики ведет с российским бизнесом переговоры о продаже семи госкомпаний. В частности, обсуждается покупка «Гродно Азота» «Сибуром» и «Роснефтью» (с которой также обсуждается сделка по продаже Мозырского НПЗ), «Нафтана» – «ЛУКойлом», госдоли белорусских МТС – структурами АФК «Система», МАЗа – «Русскими машинами» и «Ростехнологиями». Российская госкорпорация также претендует на белорусский «Интеграл».
Кроме того, продолжаются переговоры по продаже 50% «Белтрансгаза» «Газпрому», который уже владеет половиной этой компании.
В «Системе» от комментариев отказались. «Роснефть» заявила, что не ведет переговоры с Белоруссией о приобретении нефтехимических активов. В «Сибуре» опровергли информацию о проведении переговоров по покупке «Гродно Азота». Представители остальных упомянутых Мясниковичем российских компаний во вторник вечером были недоступны для комментариев.
О масштабной программе приватизации Белоруссия заявляла давно, но сейчас республика вынуждена активизировать распродажу.
С весны белорусское правительство борется с валютным кризисом. Доходы от экспорта давно перестали покрывать расходы на импорт. По данным Белстата, в первом квартале текущего года экспорт вырос на 41,9%, а импорт на 61,9%. На энергоносители, сырье, материалы и комплектующие приходится 73,8% от общего объема импорта – это $4,8 млрд. По сравнению с первым кварталом 2010 года сумма выросла на 66,1%. Золотовалютные резервы страны резко сократились с начала года – с $5,03 млрд до $3,79 млрд. По оценкам белорусского правительства, инфляция по итогам текущего года может составить 39%.Наиболее привлекательными активами из перечисленных Мясниковичем считаются «Белтрансгаз», Мозырский НПЗ, «Нафтан» и доля в МТС, несмотря на то что Мозырский завод и «Нафтан» в первом квартале текущего года показали общий убыток примерно в $120 млн и возглавили список убыточных предприятий Белоруссии.
В плане приватизации, принятом белорусскими властями на 2011–2013 годы, 244 госкомпании.
Российские инвесторы изначально рассматривались как потенциальные покупатели белорусских активов. Но были другие претенденты: Белоруссия заявляла, что ее предприятиями интересуются Венесуэла и Китай.
Пока инвесторы и официальный Минск не сошлись в цене. За 51% белорусского МТС власти республики хотели получить $1 млрд, хотя пакет, по оценке АФК «Система», стоит вдвое меньше.
Оценка одного из наиболее привлекательных белорусских активов, компании «Беларуськалий», которую, по неофициальным данным, намерен выкупить российский бизнесмен Сулейман Керимов, также показалась инвесторам завышенной. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что «Беларуськалий» стоит $30 млрд; по оценкам рынка, его стоимость не более $20 млрд.
«Сейчас у Белоруссии очень сложное положение, и неудивительно, что право «первой руки» предлагается российским инвесторам: никаких конкретных действий по покупке белорусских активов со стороны других стран не наблюдается, – отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – С другой стороны, здесь существует несколько ловушек».
Во-первых, по мнению Макаркина, Белоруссия едва ли откажется от прежних оценок активов, даже несмотря на сложившуюся в стране экономическую ситуацию, которая требует немедленного вливания средств. «Во-вторых, необходимо очень внимательно отнестись к условиям сделок, – предупреждает политолог. – Приватизация ключевых активов для Лукашенко означает фактическую утрату контроля за промышленностью, а следовательно – за экономикой, так что не исключено, что Минск попытается сохранить за собой контроль в предприятиях (например, введя золотую акцию), либо нагрузит новых владельцев социальными обязательствами».
Основной проблемой для Белоруссии по-прежнему остается высокая цена российского газа. Сейчас Белоруссия акцентирует внимание на том, что, при продаже оставшихся 50% «Белтрансгаза» «Газпрому», последний получит в свое распоряжение всю газотранспортную систему Белоруссии.
«Это впервые в истории Европы, когда суверенное государство отказывается от газотранспортной системы в пользу партнера по Таможенному союзу», – заявил Михаил Мясникевич.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин указывает, что белорусская ГТС не является чрезмерно перспективным активом. «Через ГТС Беларуси закачивается газ в украинские подземные хранилища. Кроме того, через газопровод Кобрин-Брест газ экспортируется в Польшу, – рассказывает эксперт. – Однако после ввода в строй российского «Южного потока» значение белорусских газопроводов упадет».
Несмотря на заявления Мясниковича о том, что продажа «Белтрансгаза» не имеет отношения к формуле цены на российский газ, Корчемкин уверен, что Белоруссия пытается выторговать ценовые льготы. «Белоруссия ориентируется на внутрироссийскую цену», – говорит эксперт.
В этом году цена российского газа для Белоруссии составляет $230 за 1 тысячу кубометров, средняя цена в России $80–90.
Ранее «Газпром» заявлял, что цена для Белоруссии может снизиться, но не ранее 2012 года, когда будут заключены новые контракты, учитывающие принципы Единого экономического пространства.
Алексей Топалов