Недорогие сябры
Источник материала: Новые известия
11.07.2011 11:59
—
ИноСМИ
В Витебске в минувшую пятницу в присутствии президента Белоруссии Александра Лукашенко в 20-й раз открылся «Славянский базар». Из-за девальвации белорусского рубля, по слухам, пришлось отказаться от ряда исполнителей. Однако по составу участников этого не скажешь – Патрисия Каас, Дидье Маруани, традиционные Валерий Леонтьев, Николай Басков, Дима Билан, Сергей Лазарев, ожидающиеся Лариса Долина, Лайма Вайкуле, Тамара Гвердцители, Валерий Меладзе... Но фестиваль пока удивляет не «титульной» музыкальной программой, где царит в основном официоз, а уличными выступлениями и спектаклями в местном театре.
Белорусские рубли накануне фестиваля обесценились вдвое, и, пока одна часть горожан наслаждается колоритными ярмарками и разнокалиберными уличными музыкантами, некоторые несознательные граждане толпятся у обменников. Валюты в банках нет вообще (ее сразу же сметают), в отпуск в какую-нибудь Турцию не уехать, и вся надежда на падких на низкие белорусские цены гостей фестиваля. У обменника возле главной площадки «Славянского базара» – Летнего амфитеатра – корреспондент «НИ» заметил в очереди местных граждан с флажками России (стало быть, купит рубли) и Евросоюза (купит евро). Американские доллары ценятся на белорусском черном рынке больше всего (на 20 процентов дороже), но людей с флажками США не было: очевидно, они бы тут смотрелись слишком двусмысленно. Но и без них слоган «Все флаги в гости к нам» приобрел в этом году в Витебске весьма причудливые формы.
Вообще-то «Славянский базар» открылся за пару дней до официального открытия: в город c сольным концертом пожаловала группа Space во главе с Дидье Маруани. По большому счету, западное представительство в лице Space и Патрисии Каас (она всего лишь спела пару песен и уехала) – это для витебского феста неплохо и относительно бюджетно. По весне французскую группу Space реанимировали в России под 50-летие полета Гагарина в космос. Но это как раз показатель ее невостребованности: за последние десятилетия (!) Маруани не написал ни одной сколь-нибудь значащей композиции. Его «заказное» творение «Гагарину ура» больше похоже на ужас, летящий на крыльях ночи, чем на те гениальные «инструменталки», которые он писал в 1970-х.
В день, когда Дидье Маруани играл сольник (в основном под фонограмму), в Витебске в большом количестве появились люди в штатском с рациями и наушниками. Перед президентским визитом это вполне объяснимо, но в этом году в Белоруссии как-то особенно чувствуется внутреннее напряжение. В Витебске, как и в других областных центрах и в столице, проходят задержания людей за «молчаливые» или «аплодирующие» акции протеста, а по городу ездит мрачный грузовик, знакомый по минским роликам на YouTube, в который бросают тех, кто молчит не в том месте и не в то время.
Самая популярная шутка в этом году накануне «Славянского базара» – о том, можно ли теперь аплодировать. Для белорусов шутка перестает быть шуткой, когда накануне открытия на поле рядом с Летним амфитеатром притормаживают несколько автобусов с людьми крепкого телосложения в штатском, которые сначала выстраиваются в шеренгу, а затем рассредоточиваются по залу. В общем, понятно, что это часть мероприятий по охране первого лица, но кто-то из белорусских журналистов на полном серьезе был в замешательстве: то ли «заметут» за то, что хлопаешь, то ли за то, что не хлопаешь. И пока Батька в своей речи (кстати, не такой «воинственной», как в прошлом году) не пожелал участникам в том числе «бурных аплодисментов», двусмысленность сохранялась. Всяческих политических непоняток добавил тот факт, что в этом году не прозвучало приветствие от российского руководства. От Украины выступил посол, а от России не было ни слова. Пока этот факт в Витебске никак не объясняют: все ждут визита министра культуры Александра Авдеева.
В творческой части – свои интриги. В программе «Славянского базара» – герои скандальных хроник последних недель. Надежда Кадышева, стойко держащая оборону от вероломно нападающей на нее Надежды Бабкиной, спела на открытии две песни. Валерий Меладзе, которому в России грозят уголовным делом за вторничный инцидент с фотожурналисткой, здесь даст сольный концерт и примет участие в церемонии закрытия. Впрочем, какие-то комментарии вряд ли последуют.
Михаил Турецкий («Хор Турецкого») на пресс-конференции в числе прочего говорил о том, что на Западе никто не может занять нишу, в которой уже работает кто-то из известных артистов. У нас же – запросто. Сам Турецкий стал внешне очень похож на Николая Фоменко, а, скажем, Стас Пьеха – на Олега Газманова в молодости. Играть в ассоциации можно было не только в части внешних данных. Юлия Савичева как будто копировала Лару Фабиан, Валерий Леонтьев – Майкла Джексона, и даже кто-то из белорусских «юных талантов» пытался быть Григорием Лепсом.
В музыкальной программе откровений пока ждать не приходится. Это объяснимо: открытие – наполовину протокольно-статусное, наполовину телесъемочное мероприятие. Такое ощущение, что в Белоруссии сформирован своеобразный «музыкально-патриотический пул», не слишком интересный с точки зрения искусства. Это и «Сябры» с очередным крайне тягучим творением про родимый край. То же относится к минскому («государственному») составу ансамбля «Песняры», который явно не дотягивает до мулявинского уровня, но при этом появляется по любому случаю. Участница «Евровидения» от Белоруссии Анастасия Винникова исполнила песню I Love Belarus. Президенту Лукашенко эта песня нравится, но разница в музыкальном уровне, скажем, с победившим азербайджанским дуэтом «Эл и Ники», вышедшим следом, была очевидна. Азербайджанцев, кстати, после победы на «Евровидении» стали активно двигать на постсоветском пространстве, но триумфально их не принимают нигде: так было на премии «Муз-ТВ» в Москве, так вышло и в Витебске.
Леонтьев, вышедший в образе Майкла Джексона, на второй песне «Маргарита» перевоплотился скорее в Воланда. Валерий Яковлевич еще в прошлом году жаловался в закулисье «Славянского базара» на то, что все эти перья и песни ему порядком надоели. По слухам, давать концерты Леонтьева упрашивает его менеджмент.
Основная часть артистов на открытии выступили традиционно: Дима Билан скакал, Потап и Настя прикалывались, Николай Басков собирал цветы. «Гвоздем» церемонии стал «Хор Турецкого». Мужчины с хорошо поставленными низкими и высокими голосами спели цоевскую «Звезду по имени Солнце». Это, наверное, единственное, что осталось на фестивале от рока, который здесь теперь не в чести. Цой в исполнении Турецкого – пока, пожалуй, главное открытие музыкальной части «Базара». А вот второй проект Михаила – женский коллектив «Сопрано 10» – не дотянул до уровня мужского. Голоса хорошие, пиара много, но харизмы не хватает. Песню «Ромашки спрятались» группа «Матрёха» на фестивале «Дикая мята» исполнила, к огорчению господина Турецкого, если не лучше, то уж точно интереснее.
Театральная программа в этом году тоже достаточно насыщена. В Витебск приезжают с разными проектами (в основном, увы, антрепризными) Екатерина Васильева, Вера Сотникова, Даниил Спиваковский, Евгения Добровольская. Но будет и театр Виктюка... Пока же здесь выступил один из ведущих театров Минска – имени Янки Купалы – со спектаклем на белорусском языке «Пинская шляхта». Отличная работа минской труппы не обошлась без политических аллюзий. Зрители, словно в 1960-е в Москве, с упоением аплодировали исполнителю роли жандарма. Пьеса отнюдь не «крамольная», это национальная классика (автор – Дунин-Марцинкевич), но ее могут разобрать на цитаты как белорусы, так и россияне: «Параграф такой-то... Согласно указу государя императора это теперь уголовное преступление... У Сибирь! У Сибирь!», «Не плачь, мальчик, все равно ты уже каторжник», «Всем за то, что не видели драку, по рублю штрафа», «Державу не обманешь»...
Фестиваль в самом разгаре. «Теневым» открытием может стать, например, сегодняшнее шоу барабанов. К сольным концертам, помимо Меладзе, готовятся Авраам Руссо, Елена Ваенга, Ренат Ибрагимов, Любовь Успенская. А в рамках кинопрограммы витебскую публику ожидает фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна» с Юрием Стояновым в главной роли. Но даже те местные жители, кто не ходит на фестивальные мероприятия, кажется, перестали чувствовать себя лишними в родном городе: кордонов меньше, а ярмарок, уличных музыкантов и всяческого колорита заметно больше, чем в прошлые годы.
Белорусские рубли накануне фестиваля обесценились вдвое, и, пока одна часть горожан наслаждается колоритными ярмарками и разнокалиберными уличными музыкантами, некоторые несознательные граждане толпятся у обменников. Валюты в банках нет вообще (ее сразу же сметают), в отпуск в какую-нибудь Турцию не уехать, и вся надежда на падких на низкие белорусские цены гостей фестиваля. У обменника возле главной площадки «Славянского базара» – Летнего амфитеатра – корреспондент «НИ» заметил в очереди местных граждан с флажками России (стало быть, купит рубли) и Евросоюза (купит евро). Американские доллары ценятся на белорусском черном рынке больше всего (на 20 процентов дороже), но людей с флажками США не было: очевидно, они бы тут смотрелись слишком двусмысленно. Но и без них слоган «Все флаги в гости к нам» приобрел в этом году в Витебске весьма причудливые формы.
Вообще-то «Славянский базар» открылся за пару дней до официального открытия: в город c сольным концертом пожаловала группа Space во главе с Дидье Маруани. По большому счету, западное представительство в лице Space и Патрисии Каас (она всего лишь спела пару песен и уехала) – это для витебского феста неплохо и относительно бюджетно. По весне французскую группу Space реанимировали в России под 50-летие полета Гагарина в космос. Но это как раз показатель ее невостребованности: за последние десятилетия (!) Маруани не написал ни одной сколь-нибудь значащей композиции. Его «заказное» творение «Гагарину ура» больше похоже на ужас, летящий на крыльях ночи, чем на те гениальные «инструменталки», которые он писал в 1970-х.
В день, когда Дидье Маруани играл сольник (в основном под фонограмму), в Витебске в большом количестве появились люди в штатском с рациями и наушниками. Перед президентским визитом это вполне объяснимо, но в этом году в Белоруссии как-то особенно чувствуется внутреннее напряжение. В Витебске, как и в других областных центрах и в столице, проходят задержания людей за «молчаливые» или «аплодирующие» акции протеста, а по городу ездит мрачный грузовик, знакомый по минским роликам на YouTube, в который бросают тех, кто молчит не в том месте и не в то время.
Самая популярная шутка в этом году накануне «Славянского базара» – о том, можно ли теперь аплодировать. Для белорусов шутка перестает быть шуткой, когда накануне открытия на поле рядом с Летним амфитеатром притормаживают несколько автобусов с людьми крепкого телосложения в штатском, которые сначала выстраиваются в шеренгу, а затем рассредоточиваются по залу. В общем, понятно, что это часть мероприятий по охране первого лица, но кто-то из белорусских журналистов на полном серьезе был в замешательстве: то ли «заметут» за то, что хлопаешь, то ли за то, что не хлопаешь. И пока Батька в своей речи (кстати, не такой «воинственной», как в прошлом году) не пожелал участникам в том числе «бурных аплодисментов», двусмысленность сохранялась. Всяческих политических непоняток добавил тот факт, что в этом году не прозвучало приветствие от российского руководства. От Украины выступил посол, а от России не было ни слова. Пока этот факт в Витебске никак не объясняют: все ждут визита министра культуры Александра Авдеева.
В творческой части – свои интриги. В программе «Славянского базара» – герои скандальных хроник последних недель. Надежда Кадышева, стойко держащая оборону от вероломно нападающей на нее Надежды Бабкиной, спела на открытии две песни. Валерий Меладзе, которому в России грозят уголовным делом за вторничный инцидент с фотожурналисткой, здесь даст сольный концерт и примет участие в церемонии закрытия. Впрочем, какие-то комментарии вряд ли последуют.
Михаил Турецкий («Хор Турецкого») на пресс-конференции в числе прочего говорил о том, что на Западе никто не может занять нишу, в которой уже работает кто-то из известных артистов. У нас же – запросто. Сам Турецкий стал внешне очень похож на Николая Фоменко, а, скажем, Стас Пьеха – на Олега Газманова в молодости. Играть в ассоциации можно было не только в части внешних данных. Юлия Савичева как будто копировала Лару Фабиан, Валерий Леонтьев – Майкла Джексона, и даже кто-то из белорусских «юных талантов» пытался быть Григорием Лепсом.
В музыкальной программе откровений пока ждать не приходится. Это объяснимо: открытие – наполовину протокольно-статусное, наполовину телесъемочное мероприятие. Такое ощущение, что в Белоруссии сформирован своеобразный «музыкально-патриотический пул», не слишком интересный с точки зрения искусства. Это и «Сябры» с очередным крайне тягучим творением про родимый край. То же относится к минскому («государственному») составу ансамбля «Песняры», который явно не дотягивает до мулявинского уровня, но при этом появляется по любому случаю. Участница «Евровидения» от Белоруссии Анастасия Винникова исполнила песню I Love Belarus. Президенту Лукашенко эта песня нравится, но разница в музыкальном уровне, скажем, с победившим азербайджанским дуэтом «Эл и Ники», вышедшим следом, была очевидна. Азербайджанцев, кстати, после победы на «Евровидении» стали активно двигать на постсоветском пространстве, но триумфально их не принимают нигде: так было на премии «Муз-ТВ» в Москве, так вышло и в Витебске.
Леонтьев, вышедший в образе Майкла Джексона, на второй песне «Маргарита» перевоплотился скорее в Воланда. Валерий Яковлевич еще в прошлом году жаловался в закулисье «Славянского базара» на то, что все эти перья и песни ему порядком надоели. По слухам, давать концерты Леонтьева упрашивает его менеджмент.
Основная часть артистов на открытии выступили традиционно: Дима Билан скакал, Потап и Настя прикалывались, Николай Басков собирал цветы. «Гвоздем» церемонии стал «Хор Турецкого». Мужчины с хорошо поставленными низкими и высокими голосами спели цоевскую «Звезду по имени Солнце». Это, наверное, единственное, что осталось на фестивале от рока, который здесь теперь не в чести. Цой в исполнении Турецкого – пока, пожалуй, главное открытие музыкальной части «Базара». А вот второй проект Михаила – женский коллектив «Сопрано 10» – не дотянул до уровня мужского. Голоса хорошие, пиара много, но харизмы не хватает. Песню «Ромашки спрятались» группа «Матрёха» на фестивале «Дикая мята» исполнила, к огорчению господина Турецкого, если не лучше, то уж точно интереснее.
Театральная программа в этом году тоже достаточно насыщена. В Витебск приезжают с разными проектами (в основном, увы, антрепризными) Екатерина Васильева, Вера Сотникова, Даниил Спиваковский, Евгения Добровольская. Но будет и театр Виктюка... Пока же здесь выступил один из ведущих театров Минска – имени Янки Купалы – со спектаклем на белорусском языке «Пинская шляхта». Отличная работа минской труппы не обошлась без политических аллюзий. Зрители, словно в 1960-е в Москве, с упоением аплодировали исполнителю роли жандарма. Пьеса отнюдь не «крамольная», это национальная классика (автор – Дунин-Марцинкевич), но ее могут разобрать на цитаты как белорусы, так и россияне: «Параграф такой-то... Согласно указу государя императора это теперь уголовное преступление... У Сибирь! У Сибирь!», «Не плачь, мальчик, все равно ты уже каторжник», «Всем за то, что не видели драку, по рублю штрафа», «Державу не обманешь»...
Фестиваль в самом разгаре. «Теневым» открытием может стать, например, сегодняшнее шоу барабанов. К сольным концертам, помимо Меладзе, готовятся Авраам Руссо, Елена Ваенга, Ренат Ибрагимов, Любовь Успенская. А в рамках кинопрограммы витебскую публику ожидает фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна» с Юрием Стояновым в главной роли. Но даже те местные жители, кто не ходит на фестивальные мероприятия, кажется, перестали чувствовать себя лишними в родном городе: кордонов меньше, а ярмарок, уличных музыкантов и всяческого колорита заметно больше, чем в прошлые годы.
КОНСТАНТИН БАКАНОВ, Витебск
Новые известия(оригинал новости)