«Насмотрелся криминала». В Гродно подростка судят за убийство пятилетнего брата
29 марта в Гродно начался суд по резонансному уголовному делу. 17-летнего подростка обвиняют в убийстве 5-летнего брата и покушении на собственную мать. Несмотря на то, что женщина чудом выжила в тот день, сегодня в суде она настаивала, что ее сын не мог совершить такое страшное преступление. Поверить в это не могут также друзья и родственники Дениса, которые пришли на процесс. Многие из них не смогли сдержать слез.
Трагедия произошла в августе 2015 года. В микрорайоне Девятовка в новостройке загорелась квартира. Спасатели практически сразу установили, что это был поджог. В помещении они обнаружили тело мертвого ребенка и избитую 39-летнюю женщину. Обоих забрала скорая. К сожалению, 5-летнего Матвея спасти не удалось.
17-летний Денис на скамье подсудимых
Отец на глазах у детей жил в квартире с любовницей
Семья Татьяны З., пожалуй, особо не выделялась на фоне других. Два брака, трое детей. 3-комнатная квартира по льготному кредиту. Соседи говорят, что периодически слышали, как семья скандалит, но разве этим сегодня кого-то удивишь? Мать старалась покупать детям все необходимое. Работала контролером на одном из гродненских предприятий. За полгода до трагедии отец ушел из семьи, но семья не считалась неблагополучной.
Сегодня в суде со слов самой Татьяны стали известны подробности.
Первый раз она вышла замуж в 1998 году. Брак быстро распался. «Не сошлись характерами», — пояснила она. Денис — единственный на тот момент сын — был совсем маленьким. В 2004-м женщина вновь выходит замуж. Второй супруг, Олег, работает трактористом в колхозе под Гродно. Незадолго до этого он освободился, но за что был судим, Татьяна не знает. За время их совместной жизни к административной ответственности он привлекался неоднократно.
«Штрафы, все время приходили штрафы», — вспоминает женщина.
Во втором браке родилось еще двое детей — Максим и Матвей.
«Муж никогда не делил детей. Мы нормально жили примерно до 2010 года. В это время на свободу вышел его брат Владимир. И начались проблемы в нашей семье».
Татьяна не пояснила, в чем именно заключалось пагубное влияние брата, но именно Владимира, своего мужа и его любовницу женщина считает виновными в произошедшей трагедии.
«В январе 2015 года я на три дня легла в больницу с младшим сыном, — рассказала она. — Муж к нам ни разу не пришел, только когда я попросила нас забрать. Дома от среднего сына я узнала, что пока меня не было дома, папа привел женщину, жил с ней в нашей квартире — и это на глазах у детей! После этого у Дениса и начались проблемы с характером. Он перестал меня слушать, связался с плохой компанией».
По словам Татьяны, она не хотела поддерживать отношения с супругом после измены. Рассчитывала, что он, «как приличный мужчина, соберет вещи и уйдет к новой пассии». Однако у любовницы он только ночевал. А на обед, как и раньше, приходил домой.
«Восемь месяцев я жила в аду! — вспоминает Татьяна. — Меня изматывали, угрожали. Эта женщина писала мне эсэмэс: твои дети сдохнут, а ты сойдешь с ума. Я себя уважаю, я не хотела быть с мужем. Ну, нашел он другую. Она на 20 лет моложе меня, пусть бы уходил, но он почти каждый день приходил домой!»
По ее словам, были ситуации, когда супруг не просто приводил любовницу в общую квартиру, но вместе с ней принимал ванну, когда в доме были дети.
Татьяна обращалась в милицию по поводу скандалов и неадекватного поведения Олега: «В милиции мне сказали, мол, вас же не избили, чего тогда беспокоите. Вот когда будет бить, тогда и надо вызывать милицию. И еще запугали, что поставят на учет как асоциальную семью. Я не знала, что это такое. Думала, это очень плохо, поэтому не стала писать заявление на супруга».
Татьяна хотела с ним развестись, но не знала, как ей поступить с квартирой.
«Я советовалась с адвокатом. Мне сказали, что я не выпишу его. Как жена я еще могу его выгнать. А если разведемся, он заселится в одну комнату, и я ничего с ним не сделаю! — объяснила женщина. — Вот сейчас он под следствием. А отпустят его, не знаю, что будет. Он после трагедии приходил со своим братом и любовницей к нам домой. Хотел делать ремонт и жить там. Что с младшим сыном, которого надо было хоронить, его не волновало. Но мои родственники его не пустили».
Со слов прокурора, супруг Татьяны употреблял наркотики. В чем конкретно его сейчас обвиняют, не уточнялось.
По мнению пострадавшей, совершить такое хладнокровное преступление мог только взрослый человек. Она не верит, что на это способен ее старший сын Денис. Татьяна подробно рассказала, как он заботился о младшем брате, как они вместе играли. На этих словах Денис закрыл лицо руками. Он вину признал полностью. И еще на этапе следствия подробно рассказал, как чуть не убил мать, задушил 5-летнего Матвея и поджег квартиру.
Убил пятилетнего брата, чтобы «убрать свидетеля»
19 августа 2015 года между Денисом и его матерью произошел конфликт. Молодой человек отказался утром идти на работу. Позже выяснилось, что все последние дни он также прогулял.
В колледже, где он учился до задержания, молодого человека характеризуют положительно. Однако известно, что парень стоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних — его задерживали за распитие спиртных напитков, а также за кражу водки из магазина. Между двумя этими событиями прошло всего несколько дней.
«Я, когда забирала его из милиции, кричала, била по щекам. Ребенку 16 лет, а он выпивший. Конечно, у меня была истерика. Что я еще могла делать?» — вспоминает его мать.
Друзья Дениса говорят, что в последнее время парень связался с плохой компанией.
Дом, где произошла трагедия. Фото vgr.by
События 19 августа мать и Денис помнят по-разному. По словам Татьяны, она дремала, поскольку плохо себя чувствовала, а когда очнулась, услышала запах гари и побежала в комнату к детям. Там и увидела младшего ребенка, который уже был без сознания.
«Я начала трясти его, делать дыхание. Я думала, его можно спасти!» — рассказала она в суде. Где был старший сын, она на тот момент не знала. Средний гостил у друга. Возможно, именно это и спасло ему жизнь.
По словам Дениса, во время ссоры он один раз ударил мать кулаком. Потом пошел на кухню, где взял молоток. Нанес еще около семи ударов. Женщина упала на кровать. Зазвонил домофон — это был младший брат Матвей, который возвращался с прогулки. Денис пустил его в дом, а когда тот увидел в каком состоянии мама и побежал звонить бабушке, старший брат взял его на руки, занес в детскую и задушил.
«Убрать свидетеля», — коротко пояснил он в суде. Малыш, по его словам, не кричал и даже не плакал. Вряд ли он в тот момент осознавал, что делает его брат.
После убийства Денис, по его словам, разлил в большой комнате водку и зажег спички. На кухне он открутил конфорки на газовой плите. Прежде, чем выйти из дома, связался с несколькими друзьями. Взял две бутылки коньяка, деньги из кошелька матери и вышел из дома.
Квартира после пожара. Фото МЧС
Мать просит дать минимальное наказание ее старшему сыну
Правоохранители довольно быстро его задержали. Молодой человек заявил в суде, что полностью признает свою вину. Он, правда, отказался пояснить, почему так жестоко поступил с родными.
«Я много раз давал показания и всё это уже объяснял, повторять не вижу смысла», — заявил подсудимый. Со слов прокурора, во время дачи показаний следователям Денис заявлял, что «насмотрелся криминала».
Его мать заявила, что не имеет к нему никаких претензий, хотя она и является потерпевшей по делу.
«Когда одного садят, а другого хоронишь, все имущество не имеет значения. Я жила и работала только ради детей, — заявила она. — Если вдруг будет доказано, что виновен мой сын, я могу на колени стать, я прошу, дайте ему по минимуму. Меня и так бог наказал, забрал одного ребенка».
В ближайшее время в суде огласят показания Дениса, которые он дал на стадии предварительного следствия. Ему предъявлены обвинения в умышленном убийстве заведомо малолетнего и покушении на убийство двух лиц, в том числе заведомо малолетнего, а также в умышленном уничтожении имущества общеопасным способом.
Предусмотренное наказание по названным преступлениям — вплоть до смертной казни. Однако учитывая, что подсудимому не исполнилось 18 лет, приговорить его к исключительной мере наказания, как и к пожизненному заключению, не могут.
По белорусскому законодательству, подросток, который совершил особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, может быть осужден максимум на 15 лет колонии.
Адарья ГУШТЫН