«Предали интересы службы». Почему чекистов судят вместе с наркодилерами?
В Минске продолжается суд по самому громкому в истории Беларуси делу о распространении наркотиков. На скамье подсудимых — 17 человек. В их числе два сотрудника КГБ и бывший сотрудник милиции. На заседании суда 1 марта стала известна роль этих «оборотней в погонах» в преступной организации.
Главный фигурант по делу — 31-летний минчанин Константин Вилюга. В обвинении отмечено, что в январе 2011 года он создал сайт LegalMinsk с целью распространения наркотических и психотропных веществ. Именно этот сайт фигурировал по самым громким уголовным делам, связанным с торговлей наркотиками. Наконец, стало известно кто, по мнению правоохранителей, его создатель.
Видео оперативной съемки ГУБОПиК МВД |
Наркобизнес с прибылью в 1,5 млн долларов «крышевали» три опера?
Ранее со ссылкой на ГУБОПиК МВД сообщалось, что Вилюга, прежде чем отправить наркотики на продажу, отдавал пробники на экспертизу: один — наркоману, второй — химику, который мог определить, есть ли в смеси запрещенные на тот момент вещества. Если нет, из Москвы приходила крупная партия психотропов. После чего опытные минеры расфасовывали наркотик по дозам.
О деятельности магазина LegalMіnsk знали многие. В 2013 году на странице минской милиции было оставлено сообщение: «В Минске через сайт legalmіnsk.net ведутся активные продажи так называемыми курительными смесями. На выходных барыги раздавали визитки прямо возле метро «Немига». Работают, не прячутся. Отвечают всем на звонки».
Константин Вилюга
Милиция таких торговцев задерживала, но поскольку у них при себе были «легальные» миксы, приходилось их отпускать. Позже законодательство по противодействию распространению наркотиков было ужесточено, и любые аналоги стали относить к запрещенным средствам.
Однако произошло это только в 2014 году. Кому было выгодно затягивать с ужесточением закона — отдельный вопрос. За это время магазин LegalMіnsk принес его создателям немалые деньги. Правоохранители насчитали больше 32 млрд рублей. Даже по нынешнему курсу это почти 1,5 млн долларов.
Кто прикрывал такой прибыльный бизнес?
По версии следствия, «помощь» Вилюге и его компаньонам оказывали несколько сотрудников правоохранительных органов. Это бывший оперуполномоченный по особо важным делам ГУБОПиК МВД Константин Денисевич и два сотрудника КГБ — старший оперуполномоченный по особо важным делам центрального аппарата Дмитрий Веретенский и его брестский коллега Игорь Корицкий.
В обвинении отмечено, что Веретенский и Корицкий были вовлечены в преступную деятельность в начале 2011 года, Денисевич — в 2013 году. Последний на суде заявил, что был заместителем Вилюги в компании «ВКМ-групп».
Константин Денисевич
По словам прокурора, сотрудники правоохранительных органов разглашали служебную информацию — сообщали заинтересованным лицам о химическом составе психотропов.
Как это происходило на практике? Правоохранители получали от Вилюги или его представителей психотроп. Потом передавали вещество в Государственный экспертно-криминалистический центр МВД. Там после проведенного анализа сообщали, содержит ли данный образец запрещенные на тот момент вещества. Полученную информацию чекисты и бывший сотрудник милиции передавали наркодилерам. Так на рынок попадали «легальные» миксы.
Но это еще не все. Правоохранители также делились информацией, кого, как и когда задержали за наркотики, а также как избежать ответственности за распространение запрещенных веществ. За свою «помощь» Корицкий, Веретенский и Денисевич получали деньги. Суммы в суде пока не оглашались.
Дмитрий Веретенский
Кстати, уже в ходе судебного процесса выяснилось, что Корицкий и Веретинский являются действующими сотрудниками Комитета госбезопасности. По крайней мере, так заявляют они сами. Пресс-секретарь КГБ Дмитрий Побяржин пока отказывается комментировать этот факт. А вот Константин Денисевич из ГУБОПиК отнесен в разряд «бывших сотрудников».
Игорь Корицкий и Дмитрий Веретенский обвиняются в создании преступной организации либо участии в ней (ч. 3 ст. 285 УК); изготовлении и распространении наркотиков, совершенных организованной группой (ч. 4 ст. 328 УК); незаконной предпринимательской деятельности, совершенной организованной группой (ч. 3 ст. 233 УК); злоупотреблении властью, превышении власти либо бездействии власти, повлекшем тяжкие последствия (ч. 3 ст. 455 УК). Константин Денисевич проходит по тем же статьям, за исключением последнего состава. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями).
Игорь Корицкий
Свою вину правоохранители не признали
«Предали интересы службы», — такая формулировка фигурирует в обвинении. Впрочем, подсудимые в погонах свою вину не признали. Игорь Корицкий заявил, что готов предоставить суду доказательства своей невиновности.
Показания обвиняемые дадут в ближайшее время. На данный момент известно лишь, что в рабочем сейфе Корицкого было обнаружено психотропное вещество. Об этом в ходе процесса сообщила его адвокат.
Пока вырисовывается картина, что бизнес Вилюги, который, по мнению сотрудников ГУБОПиК, контролировал весь рынок психотропов и наркотиков в Беларуси, «крышевали» три оперуполномоченных. Фигуры, конечно, значимые, но не самого высокого полета.
Известно, что среди свидетелей есть несколько бывших или действующих сотрудников МВД, которые сначала проходили по делу как обвиняемые, но потом добровольно заявили о существовании преступной организации, сотрудничали со следствием, и обвинения с них были сняты (согласно ст. 20 УК). Об этом в ходе процесса заявила адвокат Игоря Корицкого.
Пока в суде прозвучала лишь версия следствия. Очевидно, что обвиняемым есть, что возразить. На первом судебном заседании сотрудники КГБ заявили, что во время следствия допрос с ними проводился лишь однажды.
Кстати, Корицкий и Веретинский были задержаны 26 ноября 2014 года, Вилюга на тот момент уже содержался под стражей. Все это время оба чекиста находятся в СИЗО КГБ.
Корицкий и его адвокат ходатайствовали о том, чтобы суд проходил в закрытом режиме. А вот Веретинский, напротив, настаивал на открытом судебном заседании. «Пусть все видят, что здесь происходит на самом деле», — заявил он.
Ожидается, что 2 марта начнется допрос обвиняемых.
Адарья ГУШТЫН