Крушение Boeing на Украине: две версии
МИНСК, 13 окт — Sputnik. На авиабазе Гильзе-Рейн на юго-западе Нидерландов Совет безопасности страны презентует окончательный доклад о расследовании причин крушения малайзийского Boeing на востоке Украины, которое велось на протяжении 15 месяцев.
Проведет презентацию председатель Совета Безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра.
В тот же день, но уже в Москве, свою версию произошедшего в июле 2014 года представит российский концерн ПВО "Алмаз-Антей", являющийся производителем систем "Бук". Концерн, в частности, представит результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing. Проведенный эксперимент подтвердил озвученную версию о том, что самолет был сбит ракетой с территории, подконтрольной украинским силовикам.
Ранее в голландском ведомстве подчеркнули, что в докладе Совета безопасности будут указаны причины произошедшего, то, насколько пассажиры осознавали факт крушения самолета, вопрос полета над зоной конфликта, а также почему родственники погибших несколько дней ждали подтверждения смерти родных.
Определением же виновных в крушении занимается международная следственная группа (JIT), куда входят Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина. Это расследование продолжается, дата обнародования его результатов пока неизвестна.
Несколько месяцев назад всем странам-участникам расследования, в том числе России, был выслан черновик финального доклада. В течение двух месяцев они могли с ним ознакомиться и озвучить свои замечания. В Росавиации подтвердили, что проект документа получили, а также заявили, что "обозначили серьезные замечания к отдельным его тезисам". С финальным докладом также ознакомились родственники погибших в катастрофе.
В сентябре 2014 года Нидерланды опубликовали предварительный доклад о причинах катастрофы, подтвердивший, что самолет развалился в полете из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Однако источник этих объектов установлен не был.
Летом в Совете безопасности Нидерландов сообщили, что на месте крушения были найдены объекты, возможно, принадлежащие зенитно-ракетному комплексу "Бук". В ведомстве уточнили, что тщательно изучат найденные предметы.
В Москве неоднократно выражали разочарование в связи с отсутствием, по словам представителей властей РФ, должного уровня взаимодействия с российскими специалистами при международном расследовании катастрофы MH17. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в понедельник сообщил, что российские эксперты тщательно изучат доклад Совета безопасности Нидерландов, но в то же время подчеркнул, что ряд фактов, которые были представлены Россией, по непонятным причинам не были приняты во внимание.
Глава МИД РФ Сергей Лавров, в свою очередь, заявил о странностях в расследовании катастрофы малайзийского Boeing, о которых Москва многократно говорила, однако ответы на вопросы России так и не были даны.
"Сначала, кстати, Малайзию, страну, которой самолет принадлежит, страну, в которой авиакомпания зарегистрирована, чей самолет потерпел катастрофу, вообще не приглашали полгода, без нее работали. Не пригласили на ведущие роли Международной организации гражданской авиации (ИКАО), хотя это обычная практика. Приняли резолюцию в СБ ООН, потом ее не выполняли, ни разу не доложили в Совет безопасности, чем они там занимаются. Обломки самолета, трупы погибших долго не вывозили. Потом частично вывезли, частично оставили. Не ответили на многочисленные вопросы, которые РФ направила в эту следственную группу", ─ сказал российский министр.
Лавров отметил, что Россия ─ единственная страна, которая предоставила данные со своих спутников. "Ни американцы, у которых эти данные тоже есть, ни украинцы не предоставили данные о переговорах диспетчеров", — подчеркнул глава МИД РФ.
В понедельник малайзийское издание New Straits Times сообщило о письме замглавы Росавиации Олега Сторчевого в адрес президента ИКАО о претензиях России к ходу расследования крушения MH17. В этом письме, как уточнили в издании, говорится, что российская сторона обвиняет Совет безопасности Нидерландов в игнорировании "исчерпывающей информации", касающейся расследования крушения, предоставленной Нидерландам российскими специалистами.
Газета пишет, что наибольшее возмущение российской стороны вызывает тот факт, что в процессе расследования и подготовки Нидерландами отчета был проигнорирован один из фундаментальных принципов расследования воздушных катастроф ─ последовательность заключений. В Росавиации подлинность опубликованного письма подтвердили.
В Нидерландах в то же время отметили, что готовы продолжать сотрудничество с Россией по расследованию катастрофы малайзийского Boeing.